Об опыте организации электронного взаимодействия МФЦ Ульяновской области и федеральных ведомств

315

Об авторе: Сергей Макаров – директор департамента развития электронного правительства ОГКУ «Правительство для граждан»

Минэкономразвития России до октября 2019 года в соответствии с поручением заместителя председателя правительства Российской Федерации – руководителя аппарата правительства Российской Федерации Константина Чуйченко должно разработать проект концепции по совершенствованию предоставления государственных услуг и развитию системы МФЦ, к 1 февраля 2020 года концепция должна быть представлена на утверждение правительству РФ.

Субъекты РФ, в свою очередь, до декабря 2019 года должны рассмотреть проект концепции и представить возможные замечания и предложения.

Одним из основных аспектов будущей концепции является то, что МФЦ должны стать единственным центром очного взаимодействия граждан и бизнеса со всеми органами власти. Предлагается организовать предоставление всех государственных услуг в МФЦ, исключив приём заявителей в ведомствах.

В свою очередь, чтобы это взаимодействие было организовано на качественном уровне и без срыва сроков оказания услуг, должен быть построен надёжный фундамент – канал обмена информацией между МФЦ и ведомствами, чьи услуги оказывает МФЦ.

На текущий момент в качестве такого «фундамента» выступает система межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ). Предполагаю, что в дальнейшем количество электронных сервисов для взаимодействия МФЦ и ведомств будет неуклонно расти. И это хорошо.

В нашем регионе задача по организации электронного взаимодействия МФЦ-ФОИВ при предоставлении государственных услуг имеет главный приоритет. С большинством ФОИВ мы перешли на взаимодействие через СМЭВ. Вот небольшая статистика за 2019 год.

Статистика взаимодействия МФЦ Ульяновской области с ФОИВ в 2019 году посредством СМЭВ 3:

Ведомство Наименование вида сведений Всего запросов за 2019 год
АО «Корпорация МСП» Информация о недвижимом имуществе, включенном в перечни государственного и муниципального имущества и свободном от прав третьих лиц 3
Информация о формах и условиях финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства по заданным параметрам 4
Информирование о мерах и условиях поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства 3
Информирование о тренингах и электронная запись на участие в тренингах 6
Регистрация на Портале Бизнес-навигатора МСП 39
МВД Справка о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования, о нахождении в розыске 9 287
Справка о привлечении (не привлечении) лица к административному наказанию за потребление наркотических или психотропных веществ без назначения врача 787
Минкомсвязь Поиск учетной записи в ЕСИА* 10
Регистрация подтвержденной учетной записи в ЕСИА с отправкой пароля для первого входа в систему на контактные данные* 1
Минэкономразвития Получение сведений об ОГВ/организации* 6
Прием данных о фактах оказания госуслуг из внешних ИС в ИАС МКГУ* 57
ПФР Передача в МФЦ статусов обработки заявлений, полученных из МФЦ 33 429
Получение сведений о размере выплат за период (включая пенсию, доплаты, устанавливаемые к пенсии, социальные выплаты и выплаты по уходу) 78
Получение сведений о размере выплат по уходу застрахованного лица за период 6
Получение сведений о размере пенсии и доплат, устанавливаемых к пенсии, застрахованного лица за период 151
Получение сведений о размере пенсии и доплат, устанавливаемых к пенсии, застрахованного лица на дату 64
Получение сведений о размере социальных выплат застрахованного лица за период (без учета пенсии, доплат, устанавливаемых к пенсии, выплат по уходу) 8
Получение сведений о размере социальных выплат на дату (без учета пенсии, доплат, устанавливаемых к пенсии, выплат по уходу) 13
Предоставление сведений об отнесении гражданина к категории лиц предпенсионного возраста через МФЦ 69
Предоставление страхового номера индивидуального лицевого счёта (СНИЛС) застрахованного лица с учётом дополнительных сведений о месте рождения, документе, удостоверяющем личность 533
Приём заявлений из МФЦ 1 120
ФНС Выписки из ЕГРИП по запросам органов государственной власти 62
Выписки из ЕГРЮЛ по запросам органов государственной власти 16
Информация из Реестра дисквалифицированных лиц 20
Об ИНН физических лиц на основании полных паспортных данных по единичному запросу органов исполнительной власти 810
Предоставление сведений из реестра малого и среднего предпринимательства 6
Предоставление сведений о наличии (отсутствии) задолженности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов 171
Предоставление сведений о текущем статусе документов, представленных при государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя 1 175 322
Представление электронных документов при государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя 4 650
Роспотребнадзор Приём уведомлений о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности 15
Росимущество Сведения по приему Росимуществом заявлений, поступивших от МФЦ на оказание государственной услуги Осуществление в установленном порядке выдачи выписок из реестра федерального имущества 1
Сведения по приему Росимуществом заявлений, поступивших от МФЦ на оказание государственной услуги по предоставлению земельных участков без проведения торгов 3
ФСС Прием заявлений на оказание государственных услуг от МФЦ 1 649
* — тестовые запросы

Если сравнивать с показателями прошлого года, то количество запросов возросло в 100 раз!

Хотелось бы подробнее рассказать о проблемах, с которыми сталкиваются регионы при построении межведомственного электронного взаимодействия, и без решения которых полноценная автоматизация услуг невозможна в будущем. Некоторые проблемы не решены и на сегодняшний день.

Взаимодействие с МВД

На данный момент с МВД организовано электронное взаимодействие по трём государственным услугам: две из них – через СМЭВ 3: выдача справок о том, подвергалось ли лицо административному наказанию за потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ, выдача справок о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования, либо о прекращении уголовного преследования; одна – через СМЭВ 2: предоставление сведений об административных правонарушениях в области дорожного движения.

В целом данные виды сведений МВД работают стабильно, особых проблем не наблюдается, за исключением случаев, которые произошли в этом году, когда информационный центр МВД России по Ульяновской области не получил от МФЦ 34 запроса на подготовку справок. В ситуационном центре служба технической поддержки СМЭВ подтвердила, что запросы были выбраны из очереди информационной системой МВД, но дальнейшая их судьба неизвестна. Поскольку комментарии от МВД по инцидентам не поступили, мы подготовили письмо в адрес начальника департамента информационных технологий, связи и защиты информации МВД России. Получили ответ от ФКУ НПО «Специальная техника и связь» МВД России о том, что для решения проблемы требуется проведение отдельных работ в рамках модернизации сервиса, которые будет проведены после заключения контракта на техническое обслуживание в III квартале 2019 года.

Очень странно, что у такого ведомства, как МВД, до сих пор нет действующих контрактов на техническое обслуживание сервисов, в рамках которых предоставляются важные и популярные государственные услуги.

Нерешённым также остаётся вопрос с передачей пакетов по гражданам с временным удостоверением личности, так как в сервисе не предусмотрена данная категория. В настоящее время ИЦ МВД предлагается передавать документы от данных граждан на материальном носителе.

В феврале 2018 года Минэкономразвития РФ направило в регионы рекомендации о необходимости тестирования и подключения к видам сведений МВД:

«Оформление и выдача паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации»;

«Выдача, замена паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации для МФЦ»;

«Приём заявлений из МФЦ по государственным услугам Госавтоинспекции».

В августе 2018 года наш регион разработал адаптеры к указанным видам сведений, провёл успешное тестирование видов сведений в тестовой среде СМЭВ 3. Были подготовлены и направлены в ситуационный центр электронного правительства заявки на доступ к данным видам сведений. Однако до текущего момента доступ со стороны МВД так и не согласован. На технологическом портале smev3.gosuslugi.ru 2 августа 2018 года размещена информация: «По техническим причинам на стороне МВД временно приостановлено подключение пользователей к видам сведений МВД России в СМЭВ 3.х. Информация о готовности возобновить подключение новых пользователей к видам сведений МВД России в СМЭВ 3.х будет сообщена дополнительно.». По аналогичным причинам не был согласован доступ МВД и к виду сведений «Предоставление сведений об административных правонарушениях в области дорожного движения»

Таким образом, организовать полноценное электронное взаимодействие с МВД по ряду самых популярных услуг не удалось. По данным единого отчёта по СМЭВ из ситуационного центра за всё время к указанным видам сведений было сделано шесть запросов и только от одного региона – Калужской области.

Взаимодействие с ФНС

Практически по всем оказываемым в МФЦ услугам ФНС организовано взаимодействие с помощью видов сведений СМЭВ 3. Наиболее популярной – и сложной в плане взаимодействия — является услуга «Государственная регистрация юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств». Электронное взаимодействие по этой услуге в нашем регионе организовано с ноября 2018 года.

В целом задействованные в предоставлении услуги виды сведений ФНС работают стабильно, хотя в начале года были существенные задержки в предоставлении ответов на направленные МФЦ запросы. Также за последние два месяца возникло два случая, когда запрос от МФЦ не был получен в региональном управлении ФНС. По этим случаям оформлены инциденты, на которые ответы от ФНС мы не получили.

Есть ещё одно обстоятельство, неудобное для сотрудников МФЦ при предоставлении данной услуги – требование ФНС сканировать документы в формате TIF, несмотря на то, что обмен документов с другими федеральными органами и МФЦ осуществляется в формате PDF. Стоит отметить, объёмы файлов в PDF значительно меньше файлов TIF. Переход на сканирование документов в PDF позволил бы значительно снизить нагрузку при хранении и передаче документов в электронном виде, а также снизить ошибки при выборе формата со стороны сотрудников МФЦ.

Для предоставления услуги «Предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц и Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей (в части предоставления по запросам физических и юридических лиц выписок из указанных реестров, за исключением выписок, содержащих сведения ограниченного доступа)» мы используем два вида сведений: «Выписки из ЕГРИП по запросам органов государственной власти», «Выписки из ЕГРЮЛ по запросам органов государственной власти». К сожалению, ответы на запросы от МФЦ приходят в виде XML-файлов. Приходится использовать дополнительные инструменты для их визуализации. ФНС уже анонсировала, что в ближайшее время в продуктивной среде СМЭВ 3 появится новый вид сведений «Предоставление выписки из ЕГРЮЛ, ЕГРИП в форме электронного документа», по которому ответ от ФНС уже будет поступать в виде PDF-файла с визуализированной технологической электронной подписью ФНС, что несомненно упростит формирование ответа на стороне МФЦ.

При предоставлении услуги «Предоставление выписки из Единого государственного реестра налогоплательщиков» также возникают проблемы, т.к. отсутствуют в полном объёме сведения, полученные посредством рекомендуемого ФНС вида сведений «Об ИНН физических лиц на основании полных паспортных данных по единичному запросу органов исполнительной власти». Для предоставления данной государственной услуги в МФЦ с использованием СМЭВ 3 необходима разработка на стороне ФНС соответствующего Вида сведений, при запросе к которому МФЦ получит сведения в полном объёме для оформления результата по услуге. И вроде бы в продуктивной среде СМЭВ 3 есть такой вид сведений — «Представление выписки из Единого государственного реестра налогоплательщиков». Однако он предназначен только для Единого портала государственных услуг, хотя по данным единого отчёта по СМЭВ из ситуационного центра его также используют и некоторые МФЦ. Опробовать данный вид сведений в работе мы не смогли, т.к. наша заявка на доступ к данному виду сведений со стороны ФНС пока не согласована.

Взаимодействие с ПФР

Для взаимодействия с ПФР при оказании их услуг в МФЦ мы используем сервисы в СМЭВ 2 и виды сведений в СМЭВ 3. Однако не по всем услугам ПФР возможно передавать заявления из МФЦ через СМЭВ. В продуктивной среде СМЭВ 3 опубликован вид сведений «Приём заявлений из МФЦ», рассчитанный на оказание всех услуг ПФР. Но в действительности на сегодняшний день с помощью него можно передавать заявления только по услуге «Приём от граждан анкет в целях регистрации в системе обязательного пенсионного страхования, в том числе приём от застрахованных лиц заявлений об обмене или о выдаче дубликата страхового свидетельства».

Полностью на электронный обмен по данной услуге МФЦ Ульяновской области перешли в апреле текущего года. Сервис работает практически без сбоев, зачастую ответы от ПФР приходят в течение 5-10 минут, что позволяет оказывать нам данную услугу в реальном времени. Но бывает, что ожидание ответов по заявлениям длится нескольких часов и даже дней.

За всё время использования сервиса мы не получили ответа по трём заявлениям. Выяснить причины пока не смогли, т.к. служба технической поддержки ПФР не предоставила комментарии.

Остаётся ждать, когда ПФР доработает данный вид сведений и расширит спектр оказываемых с помощью него услуг.

Взаимодействие с ФСС

С Фондом социального страхования мы стали взаимодействовать в электронном виде с января 2019 года, когда в полномочия Фонда была передана услуга «Обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации и (или) услугами». Для взаимодействия используем вид сведений «Приём заявлений на оказание государственных услуг от МФЦ». Технических проблем за весь период обмена не наблюдалось, за исключением случая, когда ФСС сменил статусную модель в виде сведений, предварительно не задекларировав её в руководстве пользователя. Из-за смены статусной модели нам стало сложнее на уровне системы осуществлять фильтр принятых от органа решений в разрезе их типов. На данный момент при передаче положительных решений и возвратов (отказов) ФСС использует один и тот же статус, хотя ранее статусы по положительным ответам и отказам отличались, и в случае возврата АИС МФЦ уведомляла об этом специалистов для того, чтобы в дело оперативно были внесены исправления.

Основным неудобством при взаимодействии с ФСС является не вполне обоснованное требование Фонда дублировать документов на бумаге наряду с тем, что мы их направляем в электронном виде через СМЭВ. По указанной причине МФЦ несёт определённые финансовые издержки, связанные с доставкой документов.

Стоит отметить, что определённые репутационные потери мы, как МФЦ, несём из-за большого количества задержек при предоставлении Фондом результатов оказания услуги.

Взаимодействие с Росимуществом

Услуги Росимущества в нашем регионе не особо популярны, но из-за того, что офис территориального управления располагается в Казани, вопрос передачи пакетов в электронном виде по услугам ведомства для нас очень актуален. Для этого мы доработали свою систему и подключились к видам сведений Росимущества «Сведения по приему Росимуществом заявлений, поступивших от МФЦ на оказание государственной услуги Осуществление в установленном порядке выдачи выписок из реестра федерального имущества», «Сведения по приему Росимуществом заявлений, поступивших от МФЦ на оказание государственной услуги по предоставлению земельных участков без проведения торгов».

В ходе взаимодействия столкнулись с проблемой: со стороны Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан и Ульяновской области предъявляются необоснованные требования предоставлять сканы заявлений, хотя в соответствии с руководством пользователя к виду сведений передача сканов заявлений от МФЦ по услуге «Выдача выписок из реестра федерального имущества» не предполагается. Кроме того, на наши запросы по заявлениям в качестве результата МФЦ получает от Росимущества вложения в формате doc, хотя в соответствии с тем же руководством пользователя файлы могут быть только следующих типов: pdf, png, jpg, jpeg.

Выводы

В будущем организация электронного обмена между МФЦ и ведомствами будет ключевой задачей цифровой трансформации МФЦ. Электронное взаимодействие позволяет решать вопросы не только оперативной доставки документов и снижения финансовых затрат на их доставку, но и предоставления услуг по экстерриториальному принципу.

Опыт организации электронного взаимодействия показывает, что основной проблемой, с которой сталкивается МФЦ – это отсутствие обратной связи со стороны ведомств по возникающим в ходе взаимодействия проблемам.

У МФЦ есть доступ к мощному инструменту – ситуационному центру электронного правительства, где перед ФОИВами обозначаются те или иные проблемы функционирования их электронных сервисов. Однако оформленные инциденты решаются ведомствами с нарушением сроков, а зачастую остаются вообще без решения. Повышение дисциплины при рассмотрении инцидентов в ФОИВ позволило бы существенно ускорить процесс внедрения электронного обмена и тем самым повысить качество предоставляемых услуг.

ВАШ КОММЕНТАРИЙ:

Please enter your comment!
Please enter your name here