Об ограничениях на госзакупки иностранных программных продуктов, вводимых с января 2016 года

Публикуется с сокращениями. Полный текст см. в специальном выпуске журнала «Региональная и муниципальная информатизация».

Президент России Владимир Путин 1 июля 2015 года подписал закон о предоставлении преференций российским разработчикам программного обеспечения (ПО) при госзакупках.

Предпосылки введения ограничений на госзакупки импортного софта

По данным Минкомсвязи РФ, сегодня 75% используемого в России программного обеспечения является иностранным. Международные компании на протяжении многих лет вели системную работу, чтобы не дать локальным конкурентам вырасти, отвоевать свою долю рынка. В отсутствии государственного регулирования закупок программного обеспечения сложилась ситуация тотального доминирования иностранных продуктов в большинстве сегментов рынка ПО, что угрожает технологической и информационной безопасности России. Помимо слежки за пользователями, использование иностранного программного обеспечения ведет к риску внешнего отключения большинства информационных систем. Это уже происходит – в качестве примеров можно привести ситуацию с отключением платежных систем и отказом обслуживания пользователей в Крыму.

Вопрос технологической независимости России требует системного решения на государственном уровне. Один из первых очевидных шагов, который можно реализовать уже сейчас – прекратить закупать иностранные продукты там, где возможно применение отечественных решений. На текущий момент во многих сегментах ПО есть российские продукты, которые не пользуются должным спросом у российских заказчиков. И дело зачастую не в качестве продуктов, не в их функциональных возможностях. Заказчики продолжают по привычке покупать иностранное, предпочитая не тратить время на изучение российских альтернатив.

Безусловно, невозможно реализовать единовременный переход на отечественные решения. Процесс перехода должен быть системным и поэтапным. Если реализовать задачи государственного заказчика на данный момент можно только с помощью иностранных продуктов, заказчик в праве их использовать.

Чтобы изменить вектор госзакупок в сторону отечественного программного обеспечения, разработаны меры поддержки отечественных решений.

Реестр отечественного ПО как инструмент исполнения закона

С 1 января 2016 года Минкомсвязь России будет вести реестр отечественного программного обеспечения. В него войдут продукты, которые соответствуют критериям, определённым постановлением правительства РФ. Экспертизу соответствия решений критериям будет проводить экспертный совет, сформированный при Минкомсвязи. В состав совета войдут представители ведомств, институтов развития, образовательных и научных учреждений, российских разработчиков ПО. Утверждать включение программных продуктов в реестр будет Минкомсвязь.

Правообладатели программных продуктов, попавших в реестр, будут обязаны уведомить министерство связи об изменениях, которые ведут к несоответствию их продуктов критериям отнесения ПО к отечественному.

Наличие программного обеспечения в реестре будет свидетельством его российского происхождения для заказчиков.

В реестр российского программного обеспечения включаются сведения о программах для электронных вычислительных машин и базах данных, которые соответствуют следующим требованиям:

1) исключительное право на программу для электронных вычислительных машин или базу данных на территории всего мира и на весь срок действия исключительного права принадлежит одному либо нескольким из следующих лиц (правообладателей):

а) Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию;

б) российской некоммерческой организации, высший орган управления которой формируется прямо и (или) косвенно Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями и (или) гражданами Российской Федерации…;

в) российской коммерческой организации, в которой суммарная доля прямого и (или) косвенного участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, российских некоммерческих организаций, указанных в подпункте «б» настоящего пункта, граждан Российской Федерации составляет более пятидесяти процентов;

г) гражданину Российской Федерации;

2) программа для электронных вычислительных машин или база данных правомерно введена в гражданский оборот на территории Российской Федерации, экземпляры программы… либо права использования про-граммы… свободно реализуются на всей территории Российской Федерации;

3) общая сумма выплат по лицензионным и иным договорам, предусматривающим предоставление прав… в пользу иностранных юридических лиц и (или) физических лиц, контролируемых ими российских коммерческих организаций и (или) российских некоммерческих организаций, агентов, представителей иностранных лиц и контролируемых ими российских коммерческих организаций и (или) российских некоммерческих организаций составляет менее тридцати процентов от выручки правообладателя (правообладателей) программы для электронных вычислительных машин… за календарный год;

4) сведения о программе для электронных вычислительных машин или базе данных не составляют государственную тайну, и программа для электронных вычислительных машин или база данных не содержит сведений, составляющих государственную тайну.

Статья 12.1. Федерального закона от 27.07.2006 года №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»

Госзакупки ПО

В настоящее время на рассмотрении в правительстве находится проект постановления, утверждающий правила ведения реестра отечественного ПО и устанавливающий ограничения на доступ иностранного ПО к госзакупкам. Предполагается, что постановление вступит в силу с 1 января 2016 года.

Постановление правительства установит запрет на закупку иностранного программного обеспечения за исключением случаев, если не существует российского программного обеспечения нужного класса, или оно не соответствует требованиям заказчика.

При осуществлении закупки программного обеспечения заказчик должен будет изучить реестр отечественного ПО на предмет наличия нужных решений.

Все продукты в реестре будут сгруппированы по классам. Ключевым параметром поиска отечественных решений будет класс ПО. Соответствие ПО определенному классу или классам находится в компетенции экспертного совета.

В помощь заказчику в реестре также будет реализована функция поиска российских решений того же класса, что и иностранные продукты. Указав название иностранного продукта, заказчик получит перечень отечественного ПО того же класса.

Помимо названий российских продуктов реестр будет содержать ссылку на сайт правообладателя с описанием продукта и контактной информацией о поставщике.

Если заказчику подходит одно или несколько российских решений, закупка ограничивается только отечественным ПО, а иностранные продукты не участвуют в тендере.

Если заказчику не подходят российские решения или российские решения соответствующих классов ПО не представлены в реестре, применяется исключение из запрета допуска иностранного ПО к гос-закупкам. В таком случае заказчик должен сформировать в рамках тендерной документации обоснование невозможности выбора отечественных продуктов. В обосновании заказчик должен указать класс или классы закупаемого ПО, установленные заказчиком требования к ПО, функциональные, технические и эксплуатационные характеристики, по которым не подходят отечественные продукты. Обоснование должно быть опубликовано на сайте госзакупок.

В целях защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей установить запрет на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, за исключением следующих случаев:

а) если в реестре отсутствуют сведения о программном обеспечении, соответствующем тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке;

б) если программное обеспечение, сведения о котором включены в реестр и которое соответствует тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемому к закупке программному обеспечению;

в) если исключительное право на программное обеспечение, планируемое к закупке, принадлежит российской организации, и сведения о таком программном обеспечении и (или) о закупке составляют государственную тайну.

Проект постановления Правительства Российской Федерации «Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд»

Об авторе: Евгения Василенко, исполнительный директор Ассоциации разработчиков программных продуктов «Отечественный софт»

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов, представленных в рубрике «Эксперты»

Полная версия статьи и остальные материалы на тему импортозамещения ПО в органах власти опубликованы в свежем номере журнала «Региональная и муниципальная информатизация» >>>