О закрытии сделки по созданию российско-китайского совместного предприятия AliExpress Russia

В октябре закрылась сделка РФПИ, Mail.ru Group, Alibaba и «Мегафона» по созданию совместного предприятия AliExpress Russia. Со времени заключения самой сделки прошёл год.

AliExpress Russia работает в российской юрисдикции, контрольный пакет – у российских участников. Возглавляет компанию представитель Alibaba Group (владеет платформой электронной коммерции AliExpress.com) Лю Вэй. Председатель совета директоров AliExpress Russia – гендиректор Mail.ru Group Борис Добродеев, генеральные содиректора – Лю Вэй и первый заместитель гендиректора Mail.ru Group Дмитрий Сергеев.

Доли владения и права управления AliExpress Russia. Фото (с) «Мегафон»

Компания работает на рынке электронной коммерции СНГ, где обеспечивает трансграничную торговлю (как импорт, так и экспорт) розничными товарами. Технологическая платформа предоставлена китайским участником, но данные о продавцах, покупателях и сделках в соответствии с российским законодательством размещены в границах страны.

Платформа AliExpress.com – это App Store и Google Play для любых материальных товаров, которые можно доставить почтой. AliExpress предоставляет возможность любому открыть собственный онлайн-магазин, доступ в который получат потребители стран, где доступна AliExpress Russia.

Выгоды, предоставляемые AliExpress Russia отечественным производителям, продавцам, потребителям и государству, таковы.

Производители получают доступ на международные рынки в странах, где работает платформа AliExpress (это, в частности, Франция, Италия, Испания и Турция).

Продавцам предоставляется возможность торговать на платформе AliExpress по всему миру в недискриминационных по сравнению с местными продавцами условиях. Комиссия AliExpress Russia, взимаемая с продавца, открывшего магазин, составляет 5-8% (более подробные сведения о комиссии см. здесь).

Отечественному продавцу обеспечиваются равные условия конкуренции с продавцом иностранным – устраняется ситуация, когда импортные товары при сопоставимой марже в отечественных онлайн-магазинах стоят на 30-50% дороже, чем на зарубежных сайтах.

Потребитель получает защиту своих прав государством там, где он совершил трансграничную покупку, и по законам своей страны. Ускоряется доставка товаров.

Данные о российском рынке онлайн-торговли. Инфографика (с) «Ведомости»

Государство получает возможность исполнять обязанности регулятора и взимать обоснованные налоги с иностранных экспортёров. Средний и малый российский бизнес, производящий товары, получает беспроблемный доступ на мировой рынок. Помимо этого, косвенно стимулируется отечественное производство, нерентабельное в условиях «дикой», т.е. фактически беспошлинной трансграничной торговли дешёвыми китайскими товарами.

С созданием совместного предприятия для Alibaba Group упрощаются процедуры работы на российском рынке. Компания расширяет влияние на территории СНГ, её технологическая платформа электронной коммерции сама становится, по сути, предметом китайского экспорта.

Более 700 миллионов граждан Китая имеют доступ к Интернету при всё ещё невысоком, немногим более 50%, уровне проникновения ШПД (данные 2018 года). По числу пользователей Chinanet уже сопоставим с остальным Интернетом. Alibaba Group – крупнейший участник мирового рынка электронной торговли. Существует вероятность распространения опыта AliExpress Russia для регулирования трансграничной торговли в других государствах.