О цифровых технологиях в футболе в связи с чипованным футбольным мячом

Повод для публикации – чип, найденный в подаренном президентом России президенту США официальном мяче чемпионата мира по футболу. Чип оказался хорошим. Это не шпионский чип. Его внедрил в мяч не KGB, а Adidas. Безобидная штука, которая по NFC передаёт какие-то данные в приложение на смартфоне – так владелец мяча получает от Adidas приятные ему данные, может, ролик, может, текст с картинками, неважно. Подробно и недлинно вся эта история (крайне, если вдуматься, печальная) описана Newsweek.

Adidas из NFC-чипа тайны не делает, логотип технологии нанесён на мяч прямо в том месте, где чип находится. Вообще для Adidas нашпиговать футбольный мяч чипами – привычное дело.

Производитель предупреждает о наличии в мяче NFC-чипа

Чип для Трампа, понятно, могли подменить в KGB, могли вообще засунуть в мяч что-то вредное для американской демократии независимо от чипа. Из-за этой гипотезы подобие скандала, собственно, и образовалось. «Вот, брат, какие ослы родятся под луной!», – сказал герой Гашека по схожему поводу.

Если вам эта цитата кажется неуместной, расскажу документальную историю гашековских же времён. Начало первой мировой, пассажирский поезд останавливается на французском полустанке. Экзальтированный патриот из числа пассажиров видит, как пейзанка развешивает бельё, и утверждает, что чередование цвета белья на верёвке – зашифрованный сигнал немцам о военных эшелонах. Остальные пассажиры воспринимают идею сочувственно, и толпа пейзанку убивает.

В роли экзальтированного французского пассажира в истории с мячом выступил сенатор США полковник Линдси Грэхэм (Lindsey Graham). Наши депутаты, надо отдать им должное, тоже выступают по-разному. В этом-то и источник печали: имеем фактически предвоенную истерию.

Хотя чип и оказался невредным, Newsweek не преминул припомнить 120 одних только «жучков» в американском посольстве в Москве и, хотя и очень невнятно, сквозь зубы, самую унизительную (осторожно, «Российская газета»; в тексте есть странные технические термины) для американской контрразведки историю, восьмилетнюю работу пассивного передатчика в кабинете посла США в СССР.

Американцам тоже удавалось выставить нас пусть не такими, но всё же идиотами. Они (документальных свидетельств не встречал, история фольклорная, из 70-х годов, однако более чем правдоподобная) долгое время читали всё, что печаталось в машинописных бюро МИД – каждое срабатывание электрического привода рычага с литерой на печатной машинке рождало уникальный электромагнитный импульс, который улавливала аппаратура в находящемся неподалёку посольстве США. Далее частотный анализ на соответствие букв каждому импульсу, и – вуаля.

Извините, в этой истории сложно было не отвлечься на пару абзацев от тематики издания, т.е. от IT. Теперь вернёмся от политических баранов к нашим и вспомним о цифровых технологиях в футболе.

Футбол игра номер один потому, в частности, что для неё нужен минимум приспособлений. Технологии пытались проникнуть в футбол десятилетиями, но безуспешно, консервативная ФИФА твёрдо стоит на страже традиций (VAR – никакая не технология, согласитесь). Тот же Adidas проектировал мячи с RFID-чипом в центре. Чип удерживали спицы, как у велосипедного колеса, только внутри сферы. Делалось это для автоматического определения гола. Ничего не вышло.

Надёжная система определения гола в футболе пришла из тенниса. Технология Hawk-Eye, ей уже 15 лет, вплотную приблизила человечество к решению важнейшей проблемы: а попал ли мяч в корт? Шесть (не менее) цифровых камер, достаточно хороших, чтобы уследить за теннисным мячом, летящим со скоростью за 200 км/час, устанавливаются вокруг корта. Каждая из них работает как датчик, фиксирующий положение мяча во всех фазах полёта. Данные поступают в компьютер, который трехмёрно имитирует траекторию снаряда на пути от ракетки до корта. Элементом модели является также разметка корта. Это всё. Hawk-Eye редко, но ошибается, это можно зафиксировать на грунтовых кортах. Однако объективности у системы не отнять, а что ещё нужно при судействе.

Hawk-Eye фиксирует, и надёжно, момент гола в футболе. По тому же принципу, что и Hawk-Eye, работает технология GoalControl-4D.

В связи с футболом следует рассказать о шведской технологии TRACAB, позволяющей в реальном времени фиксировать события, происходящие во время матча. Данные о пробеге игроков, в частности, которые показываются вам во время трансляции, есть результат работы TRACAB. Технологии TRACAB заимствованы у SAAB – компании, производившей кроме автомобилей ещё и боевые самолеты. Бортовой компьютер истребителя умеет отслеживать воздушные цели и движущиеся к ним ракеты, в TRACAB эту технологию подвергли конверсии. Едва ли это было слишком сложно: футболисты и мяч от ракет если и отличаются, то в лучшую сторону. Скорости меньше, а пространство, в котором они перемещаются, ограничено. Перемещения объектов отслеживают специальные камеры, установленные на стадионе. Точность измерения положения отслеживаемых объектов (игроки, мяч, судьи) – 8 см. Измерения эти производятся не на плоскости поля, а трёхмерно – так, что можно увидеть, например, на какую высоту поднялся мяч. В реальном, повторимся, времени. Применительно к футболисту система позволяет рассчитать пройденное за время матча расстояние (отдельно с мячом и без мяча, пешком, медленным бегом, быстрым бегом etc.), определить его максимальную и среднюю скорость, интенсивность перемещения в определенных зонах поля. Ещё можно высчитать среднюю и максимальную скорость мяча, определить высоту его полёта. Можно и офсайт определять с абсолютной точностью, но кто же позволит это делать машине.

Цифровые технологии в клубах, где их применяют ради побед – отдельная тема. В России ими почти начисто пренебрегают. Доводилось спросить об IT-стратегии IT-директора «Спартака», ответ был не о спорте.

Спартак IT-стратегия
«Спартак» об IT-стратегии, 2016

В заключение: полезные технологии для футбола делать не проще, чем придумать шпионское устройство. Но насколько же правильнее. Потому что спорт = мир, в отличие от политики.

ВАШ КОММЕНТАРИЙ:

Please enter your comment!
Please enter your name here

12 + 6 =