О региональном проекте ЕГИСЗ – как это сделано во Владимире

Предлагаем описание проекта создания регионального сегмента Единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ), выполненного во Владимирской области. Надеемся, наш опыт окажется интересен читателям D-Russia.ru, а возможно, и полезен.

1. Общие принципы информатизации Владимирской области

Построение регионального сегмента ЕГИСЗ основывалось на оценке уровня информатизации региона к 2011 году и целях информатизации здравоохранения в целом.

К 2011 году в регионе было создано единое информационное пространство по персонифицированному учету медицинских услуг на базе Программного комплекса Medbase. Данный продукт полностью автоматизировал следующие процессы:

  • обработку первичных данных на уровне медицинской организации;
  • взаиморасчеты между учреждениями;
  • формирование счетов реестров в страховые медицинские организации и территориальный фонд обязательного медицинского страхования;
  • формирование базы данных прикрепленного населения;
  • формирование и обработку электронного рецепта;
  • работу врачебной комиссии;
  • экспертизу внутриведомственную и вневедомственную.

Реализованный в программном комплексе механизм выгрузки/загрузки данных позволял автоматизировать работу во всех обособленных подразделениях при минимальных затратах на приобретение и сопровождение вычислительных мощностей и формировать единую базу данных как на базе медицинской организации, так и на базе региона.

С августа 2011 года в регионе приступили к реализации пилотного проекта по построению единой системы по записи на прием к врачу.

В рамках совершенствования здравоохранения было начато построение ведомственной защищенной сети здравоохранения (далее ВСПД), что позволило централизовать в 2012 году выписку льготных лекарственных средств на базе ГБУЗ ВО «МИАЦ» и практически перейти на работу с электронным рецептом.

Основными приоритетными целями информатизации были определены:

  • своевременное и достаточное обеспечение лекарственными препаратами пациентов льготных категорий;
  • повышение доступности специализированной первичной медико-санитарной помощи;
  • совершенствование оказания медицинской помощи за счет повышения преемственности как внутри медицинской организации, так и на уровне региона;
  • сокращение времени ожидания пациента в очереди;
  • сокращение в медицинских учреждениях затрат, связанных с расходами при формировании и сдаче отчетности, в том числе расходов на связь;
  • совершенствование оперативности в управлении здравоохранением региона;
  • совершенствование системы контроля за деятельностью медицинских организаций на основании первичных данных.

С целью достижения поставленных задач в 2013 году приступили к оказанию государственной услуги «Прием заявок (запись) на прием к врачу» во всех государственных медицинских организациях, оказывающих амбулаторную медицинскую помощь. В связи с отсутствием в регионе технических мощностей, позволяющих развернуть систему такого уровня, услуга была реализована с использованием SaaS-технологий, а именно, внедрение сервиса «Электронная регистратура региона» (ПАО «Ростелеком»), с использованием мощностей поставщика услуги.

Перед медицинскими организациями была поставлена не только задача внедрения данного сервиса, в рамках рекомендаций министерства здравоохранения, а создание целостной единой по региону системы, содержащей всю информацию о работе всех врачей, оказывающих первичную медико-санитарную помощь. Медицинским организациям необходимо было не только занести сведения о графиках работы врачей и предоставить возможность записи на прием в электронном виде, но и реорганизовать работу таким образом, чтобы максимально обеспечить доступность медицинской помощи. Для этого понадобилось:

  • выделить для каждого специалиста целевые потоки;
  • определить для каждого целевого потока возможные способы записи на прием;
  • не менее 20% объемов выделить для самостоятельной онлайн-записи на прием;
  • исключить «живую» очередь, введя электронную запись пациентов, обратившихся в учреждения очно;
  • обеспечить запись вне зависимости от прикрепления к узким специалистам.

В 2013 году в шести учреждениях здравоохранения был успешно завершен пилотный проект по внедрению сервиса «Электронная медицинская карта».

К концу 2014 года по результатам информатизации отрасли региона можно было сделать следующие выводы:

  • использование единой системы по ведению расписания и записи на прием к врачу значительно повышает доступность медицинской помощи и сокращает время ожидания в очереди на прием;
  • данные по региону формируются достоверно только при обработке первичных документов в целом по региону (исключается дублирование, гипердиагностика, технические ошибки, некорректное понимание);
  • электронный рецепт эффективен только при условии регионального внедрения, в этом случае значительно повышается качество и своевременность обеспечения лекарственными препаратами;
  • единый документооборот позволяет повысить оперативность управления;
  • единая система по сбору и подготовке отчетов в электронном виде снижает затраты на связь, транспортные услуги и значительно повышает оперативность сбора и анализа информации по отрасли;
  • электронная медицинская карта значительно повышает качество оказания медицинской помощи за счет совершенствования преемственности в лечении, но оказывается не эффективной при отсутствии в ней данных диагностических исследований.

Таким образом, к концу 2014 года была построена модель регионального сегмента Единой государственной информационной системы здравоохранения (далее РС ЕГИСЗ) (рисунок 1).

О региональном проекте ЕГИСЗ – как это сделано во Владимире
Рисунок 1. Общая модель РС ЕГИСЗ.

«Административное облако» должно было обеспечить эффективное управление отраслью. Так как данные, необходимые для организации управления, взаимосвязаны, то построение системы производилось с использованием единой БД региона, общей для всего административного облака. Более того, часть региональных сервисов предусматривала возможность отказа от учрежденческих систем. Так, региональный регистр медицинских работников включает возможность ведения в сервисе полноценного кадрового учета, причем с уровня учреждения до уровня региона.

«Медицинское облако» предусматривало приоритетное решение не автоматизации отчетных функций (ранее реализованных ПК Medbase), а непосредственное внедрение информационных технологий в бизнес-процесс оказания медицинской помощи, исключающий любую двойную обработку первичных данных, и максимальное повышение эффективности работы врача.

Единая система документооборота должна обеспечить оперативное информирование руководителей о проблемах и повысить уровень ответственности исполнителей.

Полная схема РС ЕГИСЗ представлена на рисунке 2.

О региональном проекте ЕГИСЗ – как это сделано во Владимире
Рисунок 2. Схема РС ЕГИСЗ на 2015 год.

К концу 2015 года построение РС ЕГИСЗ в целом было закончено.

Описание отдельных частей РС ЕГИСЗ приведено ниже.

2. Административный блок

2.1 . Мониторинг отчетности отрасли здравоохранения

Система «Мониторинг отчетности отрасли здравоохранения Владимирской области» является основой регионального сегмента Единой государственной информационной системы здравоохранения и предназначена для оперативного сбора, мониторинга и анализа различного вида данных от медицинских организаций специалистами ГБУЗ ВО «МИАЦ» и департамента здравоохранения Владимирской области. Система предназначена для автоматизированного формирования сводной отчетности любого назначения (бухгалтерской, статистической и т.п.) и любого уровня структурной сложности (от первичных отчетов, формируемых конкретной организацией или физическим лицом, до сводных отчетов по учреждениям уровней от районного до федерального).

Преимущества системы:

  • доступ с любого устройства, подключённого к Интернету;
  • отслеживание статусов отчетов онлайн;
  • межформенный и внутриформенный контроль;
  • мгновенный свод;
  • расшифровка собранных в итоговом отчете сумм по каждой ячейке;
  • возможность перехода из сводного отчета в первичный отчет;
  • интеграция с системой электронного документооборота в части автоматического уведомления руководителей о пропуске сроков сдачи отчета, наличии ошибок в отчетах, выходе новых отчётов;
  • оперативное размещение новых отчетных форм с помощью встроенного в систему конструктора, без необходимости распространения их по медицинским организациям и проведения дополнительных разъяснений по их заполнению, ввиду наличия указаний в самой системе;
  • комплексный многомерный анализ данных, их динамики, тенденций и пр.;
  • формирование графических диаграмм на основании аналитических выборок;
  • возможность хранения и обработки больших объемов данных;
  • возможность обрабатывать данные в соответствии с собственными алгоритмами произвольной сложности;
  • организация отчетов в виде наборов показателей, причем каждый из них может вычисляться по собственному алгоритму;
  • возможность создания иерархии отчетов любого уровня вложенности, автоматический пересчет итогов при изменении отчета;
  • возможность проведения проверок отчетов в соответствии с собственными алгоритмами произвольной сложности;
  • централизованное формирование шаблонов (трафаретов) отчетов и их передача на места;
  • удаленная работа на местах по заполнению первичных отчетов с использованием Абонентского пункта, построенного на базе электронных таблиц Microsoft Excel или Интернета путем непосредственного доступа к базе данных при помощи обычного интернет-браузера;
  • редактор трафаретов на базе Excel, позволяет использовать весь его имеющийся функционал: формулы, условное форматирование и макросы VBA;
  • возможность использования механизма расширяющихся диапазонов – переменного количества строк/столбцов отчета.

На текущий момент в системе мониторинга отчетности размещено около 90 тысяч отчетных форм и собирается более девяти миллионов показателей.

2.2. Регистр медицинских работников

Региональная система кадрового учета в здравоохранении входит в состав системы «Мониторинг отчетности отрасли здравоохранения Владимирской области» и позволяет провести модернизацию существующих в учреждениях здравоохранения кадровых учётных систем с целью их интеграции с управленческим ресурсом министерства здравоохранения и социального развития РФ «Регистр медицинских работников».

Одновременно система предоставляет информацию для нужд региональных органов управления здравоохранением, что позволяет для каждого региона иметь данные о возрастном, половом и квалификационном составе медицинских работников, основные показатели, характеризующие кадровый баланс региональной системы здравоохранения, а также потребности в специалистах разного профиля. При этом источником данных является первичный уровень — лечебно-профилактические учреждения (ЛПУ), что обеспечивает оперативность, достоверность, полноту и точность информации.

Единое хранилище данных о медицинском персонале региона позволяет сотрудникам органов управления здравоохранением проводить комплексный анализ сведений о медицинском персонале по разным показателям, а также отображать полученные данные в виде диаграмм, графиков, таблиц. Благодаря единому хранилищу, консолидированные данные о медицинском персонале всегда доступны для анализа и представления в федеральный управленческий ресурс «Федеральный регистр медицинских работников».

В состав системы входят специализированные подсистемы для автоматизации кадрового учета различных учреждений здравоохранения и органов управления. Подсистема «Региональный регистр медицинских работников» является региональным сегментом соответствующего федерального ресурса и предназначена для регионального ведомства здравоохранения. Она обеспечивает сбор и анализ данных о медицинских работниках всего региона, предоставляет нормативно-справочную информацию (НСИ) из федерального кадрового регистра медицинских работников для использования в информационной подсистеме кадрового учёта. Подсистема «Кадры и штатное расписание» используется в ЛПУ. Позволяет автоматизировать работу кадровых служб с учетом особенностей отрасли и оперативно обеспечивает достоверные данные для регионального и федерального кадрового регистра.

С конца 2016 года запущен пилотный проект по переходу восьми медицинских организаций к ведению полноценного кадрового учета в системе «Кадры и штатное расписание».

В системе реализована возможность формирования статистической отчетности формы №30 «Сведения о медицинской организации» таблицы 1100.

Осуществляется обмен данными с территориальным ФОМС в формате Федерального регистра медицинских работников.

Осуществляется формирование необходимого информационного пространства управленческих регистров, которые определены Минздравсоцразвития.

Архитектура системы

Система состоит из трех функциональных блоков и включает в себя:

  • единое хранилище данных, реализованное с использованием СУБД Oracle, гарантирующей повышенную производительность, надежность, возможность масштабирования и высокий уровень защиты данных. Данный функциональный блок обеспечивает централизованную обработку информации и обмен данными с региональным сегментом «Федерального регистра медицинских работников»;
  • рабочие места сотрудников кадровых служб в ЛПУ региона, предназначенные для автоматизированного ведения кадрового учета медицинских учреждений;
  • систему анализа и визуализации, позволяющую производить выборку и анализ больших объемов данных и представлять их в табличном и графическом виде.

2.3. Подсистема «Паспорт медицинского учреждения»

Подсистема «Паспорт медицинского учреждения» является частью «Системы мониторинга отчетности отрасли здравоохранения Владимирской области». Подсистема состоит из двух взаимосвязанных подсистем — «Паспорт МО» и «Реестр медицинской техники и оборудования» — и служит для сбора, анализа и консолидации информации о медицинских учреждениях региона, медицинской техники, оборудования и санитарного автотранспорта, а также структурирования и объединения ее в единой отраслевой базе данных.

«Паспорт медицинского учреждения» может работать как вместе с другими элементами системы, так и автономно.

«Паспорт медицинского учреждения» интегрирован с «Федеральным регистром паспортов медицинских учреждений» и позволяет производить проверку информации на уровне региона, что гарантирует достоверность и правильность сведений, выгружаемых на федеральный уровень.

«Паспорт медицинского учреждения» включает в себя общие сведения обо всех учреждениях здравоохранения, в том числе санаторно-курортных, а также подробную информацию о площадях и зданиях, техническом оснащении, условиях размещения, организационно-штатных мероприятиях, структуре учреждения и прочее.

Функциональные возможности:

  • загрузка информации в формате «Федерального регистра паспортов медицинских учреждений»;
  • сбор и анализ информации о ресурсном потенциале медицинских учреждений региона/муниципального образования;
  • осуществление выборки данных по различным параметрам;
  • контроль заполнения и блокировка данных паспортов МУ;
  • просмотр журнала ошибок и предупреждений;
  • режим просмотра итогов и получение сводных данных уровня региона/муниципального образования непосредственно в интерфейсе;
  • использование данных регистра для управленческой деятельности;
  • выгрузка данных в Федеральный регистр паспортов медицинских учреждений в форматах SOAP, XML;
  • формирование отчетных форм, многомерных OLAP-кубов.

В системе предусмотрено два режима выгрузки в «Федеральный регистр паспортов медицинских учреждений»: выгрузка через веб-сервис по технологии SOAP (для Реестра медицинской техники и оборудования) и выгрузка в файловом режиме в формате XML (для Паспорта МО).

Выгрузка через веб-сервис по технологии SOAP происходит в автоматическом режиме. В Федеральный регистр выгружаются только паспорта тех учреждений, которые не содержат ошибок и имеют тип состояния «Заблокирован». Если выгрузка проходит успешно, то данные автоматически помечаются признаком «Выгружен». Если в результате отправки возникают ошибки, то данные помечаются статусом «Есть ошибки». В случае наличия ошибок выгрузки подробную информацию об ошибках можно посмотреть в разделе «Просмотр протокола выгрузки».

В настоящее время большинство сведений по оснащенности медицинских организаций, по эксплуатации оборудования, анализ эффективности использования ресурсов учреждения проводится или с автоматическим заполнением данных из подсистемы, или с сопоставлением её в автоматическом режиме, что повышает уровень достоверности информации и оперативность её получения.

2.4. Регистр результатов административно-хозяйственной деятельности

Регистр результатов административно-хозяйственной деятельности (АХД) предназначен для мониторинга результатов административно-хозяйственной деятельности в лечебно-профилактических учреждениях на территории региона, в соответствии с требованиями нормативных правовых актов Российской Федерации, и передачи данных о них в Федеральный сервис АХД.

Программный продукт «Регистр результатов АХД» позволяет организовать работу по актуализации данных в федеральном Сервисе АХД путем формирования соответствующих реестров данных от медицинских организаций на уровне органа управления здравоохранением Владимирской области с последующей загрузкой на федеральный уровень ЕГИСЗ сведений по каждой организации, в том числе с использованием «облачных» технологий, что соответствует самым передовым требованиям, предъявляемым к современным комплексным средствам автоматизации. Программа полностью поддерживает форматы информационного взаимодействия с федеральными сервисами ЕГИСЗ, рекомендованные министерством здравоохранения РФ.

Основные результаты внедрения АХД:

  • консолидация данных и мониторинг результатов финансово-экономической и административно-хозяйственной деятельности учреждений здравоохранения на региональном уровне;
  • предоставление необходимых данных управленческого учета учреждений здравоохранения в Федеральный сервис АХД.
  • формирование регистра финансово-экономической и административно-хозяйственной деятельности учреждений здравоохранения на региональном уровне;
  • получение данных АХД и анализ финансового состояния.
  • С помощью сервиса АХД можно получить следующие возможности и преимущества:
  • ведение Регионального сегмента Федерального сервиса АХД медицинских учреждений в едином информационном пространстве, в том числе при помощи интеграции с различными автоматизированными системами учета бухгалтерской деятельности и расчета заработной платы;
  • своевременную передачу данных в Федеральный сервис АХД министерства здравоохранения РФ;
  • проведение мониторинга состояния, хода наполнения и результатов наполнения данными сервиса АХД в режиме реального времени;
  • формирование комплексной аналитической информации о результатах административно-хозяйственной деятельности учреждений здравоохранения региона;
  • простоту работы, обслуживания и обновления региональной автоматизированной системы за счет применения «облачной» технологии;
  • повышение оперативности, информационной открытости, эффективности и качества управления при формировании и анализе консолидированных данных АХД в регионе.

3. Электронный документооборот

Сервис электронного документооборота здравоохранения Владимирской области О7.ДОК позволил не только реализовать методологически выверенный документооборот в соответствии с принятыми стандартами, но и легко и наглядно автоматизировать сложившиеся «реальные» процессы взаимодействия как внутри учреждения, так и при взаимодействии с другими медицинскими организациями.

О7.ДОК позволил собрать информацию в единой базе и предоставить каждому из сотрудников медицинских организаций здравоохранения Владимирской области быстрый и наглядный доступ в соответствии с обязанностями. В медицинских учреждениях О7.ДОК успешно применяется для автоматизации документооборота, а также для организации специализированных баз знаний (размещение приказов, постановлений и пр.).

Сервис электронного документооборота О7.ДОК позволяет легко и быстро привести настройки системы в соответствие с реальными потребностями пользователей. Ключевая идея платформы – простая и наглядная настройка всех компонентов системы: элементов хранения, поисковых запросов, персональных настроек пользователя. Изменения осуществляются пользователями в режиме «визуального конструктора», без программирования. В результате внешний вид и логика работы системы соответствует пожеланиям сотрудника и автоматизирует выполняемые им задачи.

Пользователи имеют возможность организовать в eDocLib свое личное пространство:

  • систему структурированных личных папок;
  • личные папки для систематизации объектов, исполняемых и новых задач, поступивших сообщений;
  • индивидуальную систему оповещений и уведомлений.

При этом возможность вносить изменения «на лету» не влияет на производительность платформы.

Сервис О7.ДОК полностью построен на веб-технологиях. Доступ к данным может осуществляться с любого компьютера, (с учетом соответствующих требований по безопасности). Для работы с планшетных и мобильных устройств разработаны специализированные приложения.

Интеграционные возможности платформы позволяют обмениваться данными с системой мониторинга отчетности, обеспечивая оповещение пользователей о состоянии отчетов. Детально проработаны вопросы безопасности и надежности хранения данных – разграничение прав доступа, ведение протоколов действий пользователей и пр.

Сервис 07.ДОК обеспечивает более тесную интеграцию с привычным набором приложений. Сервис 07.ДОК позволяет регистрировать письма, пришедшие по электронной почте, в качестве документов Сервис 07.ДОК доступен непосредственно из Microsoft Outlook в ручном или автоматическом режиме.

Использование 07.ДОК как сервиса позволило сократить время ввода системы в эксплуатацию, отказаться от дополнительных затрат на покупку аппаратного обеспечения, минимизировать риски, связанные с отказоустойчивостью информационных систем, максимально гибко масштабировать использование решения в зависимости от актуальных потребностей и получить многие другие преимущества работы с программным обеспечением как с услугой по модели SaaS.

4. Медицинский блок

4.1. Электронная регистратура региона

Оптимизировать систему приема пациентов во Владимирской области начали в 2009 году. Запись организовывали через бесплатные информационные ресурсы, разрабатывали информационные системы, но популярностью у населения они не пользовались.

Ситуация изменилась в 2011 году, когда появилась региональная система записи на прием. Основные принципы:

  • пациенты находят в системе полную информацию по всем специалистам, которые ведут амбулаторный прием, в т. ч. по консультативным учреждениям;
  • прием разбит на целевые потоки, например, первичный или повторный;
  • число талонов, которые размещают для записи в системе, не меньше, чем предусмотрено плановыми показателями;
  • запись для горячей линии доступна на любое время, которое выделено для первичного приема или приравнено к нему.

Сервис «Электронная регистратура региона» внедрили в полном объеме с 2013 года. Он постоянно развивается и становится все более удобным для пациентов и врачей.

В настоящее время доступ к сервису получили пользователи медицинских организаций:

  • администраторы регистратуры – 103;
  • врач амбулаторного подразделения — 1765;
  • врач стационара — 767;
  • заведующие отделениями — 212;
  • средний медицинский персонал — 1108;
  • регистратор, оператор — 576;
  • оператор кол-центра — 3.

За 2016 год зарегистрировано в системе 3 537 688 записей, подано заявок на прием (без отмененных) 3 387 806 (рисунок 3).

О региональном проекте ЕГИСЗ – как это сделано во Владимире
Рисунок 3. Количество заявок, зарегистрированных в системе.

По источникам записи за 2016 складывается следующая картина:

  • пользователь МО (врач/регистратор) — 16,4%;
  • портал пациента (самозапись) — 86%;
  • информационный киоск (самозапись) — 0,2%;
  • горячая линия — 0,6%.

Через портал государственных услуг за 2016 год зарегистрировано 325 заявок, кроме этого, отправлена через Концентратор ФЭР 151 заявка.

Далее представлена половозрастная характеристика пациентов, записавшихся на прием (рисунки 4-5).

Рисунок 4. Разбивка по полу.
О региональном проекте ЕГИСЗ – как это сделано во Владимире
Рисунок 5. Разбивка по возрасту.

В 2016 году в шести медицинских организация был успешно реализован пилотный проект по внедрению в рамках сервиса «Электронная регистратура региона» модуля «Электронная очередь».

Данный модуль включил в себя:

  • сводное табло расписания;
  • табло вызова к врачу;
  • систему формирования и управления потоками в регистратуре.

4.2. Электронная медицинская карта

Задачи, которые должна была решить Электронная медицинская карта (далее ЭМК) учреждения в регионе, оказали существенное влияние на выбор системы.

Во-первых, как было сказано выше, во всех учреждениях уже был продукт, который полностью решал вопросы учета услуг.

Во-вторых, данный продукт должен был стать той технологией, которую будут использовать непосредственно медицинские работники в процессе оказания помощи, а не при регистрации её результатов.

Учитывая кадровые проблемы в здравоохранении, необходимо было реализовать преемственность лечения пациента не только в пределах одного учреждения, а в целом в регионе.

По результатам пилотного проекта по внедрению ЭМК в 2013 году одним из основных результатов был зарегистрирован вывод: без диагностики ЭМК оказывается не жизнеспособно.

Все эти задачи и проблемы стали основной при внедрении ЭМК в 2015 году. Целью внедрения сервиса стали обеспечение непрерывности, преемственности и качества лечения, а также своевременная профилактика и проведение иных мероприятий по обеспечению здоровья пациентов путем документирования и сохранения соответствующей медицинской информации и своевременного предоставления ее уполномоченным медицинским работникам и организациям.

В рамках поставленных целей были решены следующие задачи:

  • доступ к ЭМК стационарного и амбулаторного больного с помощью веб-браузера без установки дополнительного специализированного программного обеспечения на рабочих местах в медицинских учреждениях;
  • возможность аккумулировать медицинскую информацию о случаях стационарного и амбулаторного лечения для сохранения в ЭМК с целью создания единой базы пациентов, с возможностью централизованной обработки и хранения информации;
  • возможность доступа всех государственных медицинских организаций Владимирской области;
  • поддержка защищенного протокола доступа SSL;
  • интеграция с федеральным ресурсом ИЭМК;
  • интеграция с сервисом «Электронная регистратура региона», используемым в регионе;
  • предоставление сервисов для интеграции с программным комплексом Medbase.

Количество пользователей сервиса ЭМК неограниченно. К сервису предоставляется доступ для пользователей всех государственных медицинских организаций Владимирской области. Взаимодействие пользователей с ЭМК должно осуществляться посредством веб-интерфейса.

С первых месяцев эксплуатации сервиса были получены существенные положительные результаты.

За 2016 год в системе оформлен 1 411 231 случай оказания медицинской помощи.

4.3. Лабораторная информационная система

Внедрение лабораторной информационной системы (далее ЛИС) позволило успешно решить следующие задачи, связанные с повышением эффективности и качества работы КДЛ:

  • уменьшение количества ошибок при регистрации биоматериалов и обработке данных, минимизация человеческого фактора;
  • существенное ускорение исследований по сравнению с ручным ведением лабораторных журналов;
  • обеспечение оперативного доступа к результатам исследований и решение проблемы повторного предоставления результатов анализа;
  • повышение экономической эффективности работы лаборатории за счет более оптимальной загрузки оборудования и персонала;
  • уменьшение затрат рабочего времени персонала при подготовке текущей и отчетной документации, возможность создания новых, в том числе не только обязательных статистических, но и аналитических отчетов;
  • максимальная автоматизация работы лаборатории в соответствии с требованиями ГОСТ-Р ИСО 15189-2009. ГОСТ-Р ИСО 15189-2009: «Лаборатории медицинские. Частные требования к качеству и компетентности».

Развертывание и внедрение ЛИС производилось по двум схемам:

  • внедрение ЛИС с подключением диагностического оборудования (осуществляется в ГБУЗ ВО «Областная клиническая больница»): подключение клиентов к базе данных осуществляется по технологии «толстый клиент»;
  • доступ к ЛИС без подключения диагностического оборудования: предоставляется по веб-интерфейсу без ограничения числа пользователей.

За 2015 год в системе разработан региональный справочник лабораторных услуг и тестов.

Система интегрирована с сервисом «Электронная медицинская карта» по следующей схеме:

  1. Заявка на исследование формируется в ЭМК и направляется в ЛИС.
  2. В ЛИС по данным ЭМК актуализируются сведения по пациенту и врачу.
  3. По мере одобрения результата в ЛИС он отправляется в ЭМК и сразу доступен для лечащего врача.

За 2016 году в системе создано 1 267 155 исследований, 4 582 599 тестов. В автоматическом режиме с системой работают 11 аппаратов.

4.4. Центральный архив медицинских изображений

Центральный архив медицинских изображений («ЦАМИ.Телерадиология») предназначен для реализации локальных (в рамках одного учреждения), корпоративных, отраслевых и региональных телемедицинских проектов и обеспечивает:

  • создание единого архива медицинских изображений;
  • автоматизированную передачу, хранение, оперативный обмен и дальнейшее использование результатов диагностических исследований;
  • возможность проведения оперативных консультаций неотложных и диагностически сложных случаев;
  • повышение качества диагностики, решение кадровых вопросов, переход на беспленочные технологии и многое другое.

«Телерадиология» – это веб-портал системы заявок на удаленное описание/расшифровку медицинских изображений. «Телерадиология» позволяет «виртуализировать» рабочие места врачей-рентгенологов, предоставляя широкий функционал для удаленной интерпретации изображений. Модуль «Телерадиология» может быть дополнен средствами ВКС-телемедицины (видеоконсультации, телеобучение, трансляция и запись операций), что расширяет функциональные возможности модуля и широту его применения.

ЦАМИ предназначен для реализации региональных (отраслевых) телемедицинских проектов. Реализуется в масштабах всего региона. Возможен вариант с организацией иерархии медицинских организаций региона.

«ЦАМИ.Телерадиология» для региона предоставляет широкие возможности по формированию единого архива медицинских данных и интеграции с существующими или планируемыми медицинскими информационными системами, в том числе ЦАМИ свободно интегрируется с региональным сегментом ЕГИСЗ.

«ЦАМИ.Телерадиология» для медицинской организации повышает качество диагностики за счет сопоставления с архивными данными, предоставляет мощный инструмент работы с результатами диагностических исследований, в том числе широкий спектр автоматизированных экспертных функций для высокотехнологичных секторов медицины (онкология, неврология, нейрохирургия, сосудистая хирургия и т.д.). Предоставляет возможность проведения в рамках медицинской организации оперативных консультаций неотложных и экспертных случаев и возможность осуществлять администрирование этой деятельности.

За один год с момента внедрения сервиса в архиве накоплено более 25 тысяч медицинских исследований, переданных с 13 единиц диагностического оборудования, организованы рабочие места в общей сложности более 90 врачей радиологов/рентгенологов, лаборантов, врачей-клиницистов нескольких медицинских организаций.

4.5. Унифицированное программное решение для обеспечения функций диспетчеризации санитарного автотранспорта

Начиная с декабря 2014 года начато внедрение унифицированного программного решения для обеспечения функций диспетчеризации санитарного автотранспорта (далее – система, ДСА). Пилотными учреждениями были выбраны самостоятельная станция скорой медицинской помощи (СМП) и отделение СМП центральной районной больницы. В рамках пилотирования решения удалось достаточно автоматизировать работу диспетчерского и выездного персонала, что позволило сократить время на прием и передачу вызовов, улучшить процесс взаимодействия диспетчеров с бригадами, вести полностью электронные карты вызовов, получать оперативную и статистическую информацию. Была проведена интеграция с использующейся медицинской информационной системой, системой записи телефонных переговоров. Также внедрение позволило повысить обоснованность и качество оказания СМП за счет своевременного получения объективной и полной информации.

Несмотря на положительный результат, учреждения столкнулись и с определенными трудностями как организационного, так и технологического характера. Так, необходимо приобретение картографических материалов для отображения в системе, необходима проработка интеграции с системами «112», МЧС, ТЦМК и другими оперативными службами, отделениями неотложной помощи больниц и поликлиник, проблемой является отсутствие устойчивого покрытия области мобильной связью для работы мобильных АРМ, невозможность самостоятельного без привлечения подрядчиков разворачивания и внесения изменений в систему.

На конец 2016 года система внедрена в пяти медицинских организациях области: ГБУЗ ВО «Ковровская городская станция скорой медицинской помощи» (2014), ГБУЗ ВО «Юрьев-Польская центральная районная больница» (2014), ГБУЗ ВО «Гусь-Хрустальная станция скорой медицинской помощи» (2015), ГБУЗ ВО «Гороховецкая центральная районная больница» и ГБУЗ ВО «Суздальская районная больница» (2016).

5. Медицинская информационная система – программный комплекс Medbase

Программный комплекс Medbase (далее ПК или МИС) — модули: выписка и экспертиза льготных рецептов, поликлиника, стационар, дополнительная диспансеризация, персонифицированный учет лекарственных средств, вакцинация, экспертная деятельность учреждения здравоохранения), — разработан в 2005 году в Государственном бюджетном учреждении здравоохранения Владимирской области «Медицинский информационно-аналитический центр». На сегодняшний день данный программный продукт используется в 113 лечебно-профилактических учреждениях Владимирской области.

Программный комплекс Medbase позволяет выполнять ряд задач по следующим направлениям:

Модуль «Поликлиника»

  • Ведение базы данных талонов амбулаторного пациента с формированием отчетности в системе обязательного медицинского страхования (ОМС) и медико-статистической отчетности, утвержденной министерством здравоохранения и социального развития РФ, а также отчетности по запросу.
  • Учет направлений пациентов на госпитализацию.
  • Ведение базы данных прикрепленного населения.
  • Взаиморасчеты с ЛПУ в рамках пилотного проекта.
  • Учет по системе частичного фондодержания на уровне амбулаторно-поликлинического учреждения путем финансирования по душевому нормативу, с созданием системы внутри- и межучрежденческих взаиморасчетов.
  • Учет по системе персонифицированного учета объемов оказанной медицинской помощи.

Модуль «Стационар»

  • Ведение базы данных карт выбывшего из стационара с формированием отчетности в системе обязательного медицинского страхования (ОМС) и медико-статистической отчетности.
  • Ведение базы данных листков учета движения больных в стационаре.
  • Формирование отчетности по оплате фактов госпитализации в рамках пилотного проекта.
  • Использование нормативов фактических затрат для выставления счетов к оплате по ОМС.
  • Учет информации в стационаре по механизму оплаты медицинской помощи (на основе нормативов финансовых затрат, рассчитанных по стандартам медицинской помощи) за объемы с учетом конечного результата.
  • Учет по системе персонифицированного учета объемов оказанной медицинской помощи.

Модуль «Выписка и экспертиза льготных рецептов»

  • Выписка льготных рецептов федеральным, региональным льготникам, а также больным гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, миелолейкозом, рассеянным склерозом и после трансплантации органов и тканей.
  • Штрих-кодирование рецептов федеральным льготникам.
  • Ведение списков учреждений, врачей, имеющих право на выписку льготных рецептов, а также списков закупленных медикаментов.
  • Проведение медико-экономической экспертизы рецептов, отпущенных федеральным льготникам.
  • Ведение регистра региональных льготников.
  • Ведение регистра больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, миелолейкозом, рассеянным склерозом и после трансплантации органов и тканей.
  • Ведение регистра ВИЧ-инфицированных и учет рецептов данной категории пациентов.
  • Формирование сводной базы данных по выписанным рецептам, в том числе с автоматической загрузкой данных из электронной почты.
  • Формирование базы данных отпущенных рецептов федеральным льготникам по данным фармацевтических организаций.
  • Обеспечение отборов выписанных и отпущенных рецептов по большому числу параметров с подсчетом основных данных (сумма, количество упаковок, лиц и т.п.) и возможностью печати.
  • Формирование фиксированных отчетных форм по всем видам рецептов и регистров льготников.

Модуль «Дополнительная диспансеризация»

  • Ведение базы данных карт дополнительной диспансеризации.
  • Формирование счетов на оплату дополнительной диспансеризации и учетно-отчетной документации.

Модуль «Персонифицированный учет лекарственных средств»

  • Учет лекарственных средств, изделий медицинского назначения и расходных материалов по схеме поставщик-склад-ЛПУ-отделение-пациент.
  • Учет приходных и расходных документов.
  • Формирование фиксированных отчетных форм по различным видам движения элементов учета лекарственных средств в ЛПУ.

Модуль «Вакцинация населения»

  • Создание заявок на вакцины по учреждениям здравоохранения с формированием сводной информации по районам и по области в целом, а также планирование графика поставок.
  • Учет прихода и распределения вакцин по учреждениям здравоохранения с формированием сводной информации по районам и по области в целом.
  • Учет расхода и остатков вакцин в учреждениях здравоохранения с формированием сводной информации по районам и по области в целом.
  • Создание планов профилактических прививок по всему лечебному учреждению, по выбранному учреждению (участку), по месту работы, по месту жительства или по конкретному пациенту.
  • Создание необходимых отчетов (ежемесячных, ежеквартальных, ежегодных) по выбранному району, учреждению (участку), по месту работы, по месту жительства или по конкретному пациенту, а также всей по области в целом.
  • Хранение и выдача информации о профилактических прививках каждого пациента.
  • Оперативный поиск необходимой врачу информации о профилактических прививках по всему массиву пациентов.
  • Выдача прививочных сертификатов.

Модуль «Экспертная деятельность учреждения здравоохранения»

  • Статистический учет и анализ деятельности КЭК учреждения здравоохранения.
  • Учет пациентов, прошедших различные виды экспертиз.
  • Формирование сводных отчетных форм по экспертной работе ЛПУ.
  • Учет дефектов оказания медицинской помощи.

Автоматическое обновление программы с сайта ГБУЗ ВО «МИАЦ» позволяет лечебно-профилактическим учреждениям области своевременно получать последние изменения в программе. Программный комплекс Medbase обеспечивает совместимость с программным обеспечением фармацевтических организаций, Владимирского областного фонда обязательного медицинского страхования, страховых медицинских компаний, лечебно-профилактических учреждений, участвующих в обмене электронной информацией.

Специалистами ГБУЗ ВО «МИАЦ» осуществляется оперативная работа по совершенствованию программного комплекса, что весьма значимо в процессе эффективного информационного и технического сопровождения для лечебно-профилактических учреждений области.

6. Факторы, неблагоприятно влияющие на развитие РС ЕГИСЗ

В целом на начало 2016 года можно было говорить о построении на уровне региона единого информационного пространства здравоохранения.

Административный блок РС ЕГИСЗ полностью удовлетворял потребностям региона. Возможности развернутой системы позволяли сделать всё! Единственной проблемой, которую требовалось решить для достижения всех поставленных задач, был полный переход органов управления на работу с использованием данного блока.

Медицинский блок в целом функционировал успешно, но от пользователей медицинских организаций поступали многочисленные обращения, свидетельствующие о проблемах. Например, переработка шаблонов протоколов стала практически непрерывным процессом — от задачи включить раздел до задачи от другого пользователя исключить данный параметр; желание изменить бизнес-процесс, заложенный в системе, под индивидуальные требования, иногда не соответствующие правилам оказания медицинской помощи.

В течение 2016 года во многих учреждениях с внедрением ЭМК значительно улучшилась организация лечебного процесса непосредственно и качество оказания помощи. Но чем больше ЭМК внедрялась, тем больше выдвигалось к ней требований. Для большинства пользователей оказалось очень трудным перейти на стандартизированный регламент работы, при котором выполнение всех этапов оказания помощи строго отслеживалось и регламентировалось. Многие задачи требовали совершенствования или доработки.

Как было сказано выше, все системы РС ЕГИСЗ должны были обеспечить единство информационного пространства, но по факту четкая структурированность данных административного блока оказалась неприемлема для медицинского работника.

Наиболее серьезной проблемой стала интеграция систем внутри медицинского блока. Каждая из систем выдвигала свои требования к регламенту обмена, например, для взаимодействия ЛИС и ЭМК по направлениям требовалось указать непосредственно в ЭМК тип биоматериала, хотя данный параметр никогда не входит в зону ответственности лечащего врача и определялся на стадии забора биоматериала. Большинство проблемных моментов было решено, но уровень интеграции в целом по диагностическим системам и ЭМК остался на уровне не более 60%.

С целью исключения двойной обработки данных в РС ЕГИСЗ была предусмотрена интеграция медицинского блока с ПК Medbase. Реализованные интеграционные сервисы со стороны ЭМК оказались практически не жизнеспособными. В основу принципа их работы был заложен регламент, аналогичный порядку обмена с федеральными ресурсами, что совершенно нельзя использовать при работе в регионе. А именно, данные приходят с опозданием, не содержат полной информации и т.д.

Предложения региона по усовершенствованию систем было однозначно принято в разработку, но требовало значительных финансовых затрат со стороны региона, так как оказалось не востребованным другими заказчиками, ориентировавшимися не на ведение персональных медицинских записей, а на обработку статистических документов по факту уже оказанной помощи.

Следующий немаловажный фактор: работа с персональными медицинскими записями и персональными данными пациентов требует повышенной ответственности и строгого исполнения всех нормативных документов по их защите. С этой целью и проводилось построение ведомственной защищенной сети здравоохранения области, но более 20% учреждений так и не подключились к данной сети. Кроме этого, в связи с увеличением количества федеральных систем, входящих в состав ЕГИСЗ (регистры нозологий, система непрерывного образования и прочее), требовалось подключение рабочих мест врачей к открытому Интернету, что совершенно невозможно при работе с персональными данными.

За 2016 год министерство здравоохранения провело большую работу по развитию ЕГИСЗ. Но данные документы разрозненны. Внедрение отдельных регистров, разработка и стандартизация отдельных документов и справочников при отсутствии (во всяком случае, этого нет в официальных документах) конечной цели, общей связности между системами, не только не упрощает работу региона и не повышает качество оказания медицинской помощи, а затрудняет достижение поставленных целей.

Так, введен регистр больных туберкулезом, предусмотрена интеграция данного регистра с региональными системами, но нет связи данного регистра с интегрированной электронной медицинской картой. Как действовать региону? Не вести ЭМК по данной категории больных в рамках МИС МО и региона? Отправлять данные в обе системы? Следующий пример: результатом записи на прием к врачу логично видеть персональную медицинскую запись по данному факту с рекомендациями и заключением специалиста и автоматически указывать результат заявки. Федеральные системы по записи на прием и интегрированная медицинская карта не связаны между собой или эта связь не очевидна.

7. Приоритетный проект «Совершенствование процессов организации медицинской помощи на основе внедрения информационных технологий»

Приоритетный проект «Совершенствование процессов организации медицинской помощи на основе внедрения информационных технологий», принятый в декабре 2016 года, оказал существенное влияние на дельнейшее развитие РС ЕГИСЗ.

В целом задачи приоритетного проекта и плана по развитию ЕГИСЗ в регионе совпадали, но изменение на первый взгляд совсем незначительных нюансов привело к необходимости пересмотреть концепцию по региону в целом. И это в условиях, когда факторы, неблагоприятно влияющие на информатизацию в целом, остались значимыми.

Например:

Услуга по записи на прием и результат её рассмотрения фиксировалась (кроме самой системы) в личном кабинете пациента на региональном уровне. В пилотном проекте данные аккумулируются на едином ресурсе.

При записи на прием использовалось несколько способов авторизации пациента: по полису медицинского страхования, через портал государственных услуг, по СНИЛС. В пилотном проекте предусматривается авторизация только через ЕСИА и запись только с использованием портала государственных услуг.

ЭМК в регионе строилась единая и аккумулировала данные по персональным медицинским записям в целом по области, что обеспечивало полную преемственность. Согласно новым рекомендациям министерства здравоохранения, ведение ЭМК реализуется локально МИС учреждения.

В рамках приоритетного проекта с целью совершенствования систем федерального уровня закрывается целый список регистров (регистр медицинских работников, регистр медицинских учреждений и т.д.). При создании новых систем не предусмотрена преемственность данных, полностью изменен порядок взаимодействия с регионом, что разрушает ранее созданный эффективный административный блок систем, выстроенный с 2013 по 2016 год в регионе. Интеграционные схемы с новыми федеральными ресурсами и региональными системами не разработаны.

Следует немного пояснить: само ведение единого регистра медицинских работников безусловно является очень важным. Даже на уровне региона единый регистр позволяет оперативно решать вопросы организации обучения, перераспределения ресурсов.

Различный учет медицинских работников был всегда. Но первый регистр появился с началом реализации национального проекта «Здоровье». Учету в регистре подлежали врачи участковые терапевты, педиатры, врачи общей практики, акушеры-гинекологи. В течение почти двух месяцев специалисты кадровых служб вносили данные по врачам, их образованию, трудовой деятельности.

Затем в 2008 году регистр медицинских работников появился в Росздравнадзоре. Обмена данными между двумя системами не было – все данные вносились по второму разу вручную. Почти два года велось два регистра одновременно. Но не только специалисты кадровых служб были заняты этой работой – целые подразделения были заняты тем, что сверяли данные с первичными документами, вносили данные за учреждения, в которых эту работу некому было поручить, сверяли регистры между собой.

В 2012 году родился новый регистр – федеральный. Вся работа повторилась. Выгрузка данных проводилась централизованно, но проверка данных при загрузке была на начальном уровне, не отслеживались даже простые пользовательские ошибки. В результате были факты, когда сотрудники загружались в закрытые учреждения, не обновлялись данные и тому подобное.

С 2013 года появилась возможность вести регистр на региональном уровне и уже проверенные данные отправлять на федеральный ресурс. Многие регионы развернули свои системы по ведению регионального регистра, очень часто использовались полнофункциональные кадровые системы, которые не только решали вопрос выгрузки данных, но и являлись системами первичного кадрового учета.

Сейчас до 28 февраля необходимо обеспечить ввод в пятый регистр, опять вручную. Таким образом, будет практически невозможно обеспечить корректность данных.

В декабре 2016 года в связи с принятием приоритетного проекта регион был вынужден внести изменения в концепцию развития РС ЕГИСЗ.

На рисунке 6 изображена структурная схема РС ЕГИСЗ на 2015 год. На рисунке 7 — на конец 2016 года.

О региональном проекте ЕГИСЗ – как это сделано во Владимире
Рисунок 6. Схема построение РС ЕГИСЗ на 2015 год.
О региональном проекте ЕГИСЗ – как это сделано во Владимире
Рисунок 7. Схема построения РС ЕГИСЗ на декабрь 2016 г.

Как видно из представленной схемы, модель РС ЕГИСЗ значительно усложнилась. Изменения в медицинском блоке могут существенно понизить эффективность использования информационных технологий непосредственно при оказании медицинской помощи. В свете последних решений о закрытии отдельных регистров (федерального регистра медицинских работников), будет трудно обеспечить целостность административного блока.

Об авторе: Мария Дегтерева — директор Государственного бюджетного учреждения здравоохранения особого типа Владимирской области «Медицинский информационно-аналитический центр».

1 КОММЕНТАРИЙ

  1. И сколько же денег все это стоило? Без этого все бессмысленно. Как сравнение Сбербанка с поликлиникой — вывод напрашивается простой — банкиры умные а врачи тупые и безинициативные. Растут те проекты, кого финансово поливают.

Comments are closed.