НИУ ВШЭ оценила объем интернет-экономики России в 2014 г в 1,8 трлн руб – 2,7% ВВП

Институт статистических исследований и экономики знаний и Институт государственного и муниципального управления Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ) выпустили информационный бюллетень «Интернет-экономика России».

По оценкам НИУ ВШЭ, валовая добавленная стоимость (ВДС) интернет-деятельности организаций секторов экономики, предоставляющих услуги доступа к Интернету и услуги, основанные на этом доступе, достигла в 2014 году 1,7 триллиона рублей, расходы потребителей ИКТ-услуг – 1,8 триллиона рублей. Доля рассматриваемого сегмента экономики в ВВП равна 2,6–2,7%.

Масштабы интернет-экономики России: 2014 (миллиарды рублей)
Масштабы интернет-экономики России: 2014 (миллиарды рублей)
Валовая добавленная стоимость
Валовая добавленная стоимость (ВДС) исчисляется на уровне отраслей и секторов как разность между выпуском товаров и услуг и промежуточным потреблением. Выпуск товаров и услуг представляет собой суммарную стоимость товаров и услуг, являющихся результатом производственной деятельности единиц-резидентов национальной экономики в отчетном периоде. Промежуточное потребление состоит из стоимости товаров и услуг, которые трансформируются или полностью потребляются в процессе производства в отчетном периоде. ВДС организаций, осуществляющих интернет-деятельность, рассчитана как сумма ВДС организаций сектора ИКТ-инфраструктуры и ее обслуживания, сектора компаний, ведущих бизнес исключительно в сети Интернет, и ВДС от интернет-деятельности сектора компаний, сочетающих онлайн- и офлайн-бизнес.

По данным социологического обследования компаний, сочетающих онлайн- и офлайн-бизнес в четырех отраслях (страховании, издательской деятельности, розничной торговле и туризме), доля компаний, использующих онлайн-продажи, составляет 70–80% в зависимости от отрасли, подсчитали специалисты. Все участники рынка ожидают роста интернет-продаж.

Тем не менее, компании не спешат отказываться и от традиционных каналов сбыта, сказано в отчете НИУ ВШЭ. Зависимость от них носит отраслевой характер. Так, для страхования – это развитие корпоративных продаж и налаженная система сбыта через страховых агентов; для туристической отрасли препятствием служат современные экономические условия с высокой неопределенностью и частым изменением рублевых цен. По результатам исследования установлено, что наибольшая доля онлайн-продаж характерна для туристической отрасли (35%); далее следует издательская деятельность (11%), причем доля таких продаж в крупных и мелких издательствах сопоставима. Эта доля могла бы быть выше, если учитывать, что часть продукции, проданной издательством офлайн, впоследствии реализуется магазином онлайн.

Доля выручки от онлайн-продаж (проценты)
Доля выручки от онлайн-продаж (проценты)

Выручка страховых компаний от онлайн-торговли составляет в среднем 7%. Примечательно, что у малых и средних организаций она доходит до 35%, а у крупных – не превышает 4%. Ситуация в розничной торговле существенно зависит от специализации – при средней оценке онлайн-продаж в 6% в торговых организациях, реализующих детские товары, эта доля доходит до 10%, бытовую технику – до 23%.

По расчетам ВДС интернет-экономики производственным методом ее объем составил в 2014 году 1,658 триллиона рублей. В структуре ВДС интернет-экономики более 70% приходится на сектор ИКТ-инфраструктуры и ее обслуживания, 7% – на сектор компаний, ведущих бизнес исключительно в сети Интернет, пятую часть составляют компании, сочетающие онлайн- и офлайн-бизнес. Среди видов экономической деятельности рассматриваемого сегмента экономики наиболее весомы электросвязь и IT-отрасль, создающие соответственно 52 и 27% ВДС интернет-экономики. Далее по значимости следуют финансовое посредничество (11%) и розничная торговля (7%). Вклад других компаний не превысил 3%. В секторе ИКТ-инфраструктуры и ее обслуживания более двух третей (72%) ВДС формируют организации электросвязи, почти треть (28%) – компании ИТ-отрасли, обеспечивающие интернет-деятельность (разработку программного обеспечения, использование средств вычислительной техники).

В секторе компаний, ведущих бизнес исключительно в сети Интернет, 87% ВДС обеспечили организации IT-отрасли, специализирующиеся на обработке данных, создании и использовании баз данных и информационных ресурсов, и 13% – электронная розничная торговля. При общем объеме ВДС сектора компаний, сочетающих онлайн- и офлайн-бизнес, в 5500 млрд руб. непосредственно на интернет-деятельность приходится около 6% – 342 млрд руб. Половину этого объема (51%) обеспечивает финансовый сектор, около трети (30%) – организации розничной торговли, 6% – страховые компании, 4% – информационные агентства. Вклад в совокупный объем интернет-деятельности сектора остальных организаций (издательских, туристических, рекламных, транспортных, в области телерадиовещания) не превышает 9%.

Совокупные расходы, связанные с Интернетом, в 2014 году составили 1,824 триллиона рублей, из них 1,047 триллиона рублей – потребление, 851 миллиард рублей – инвестиции, 173 миллиарда рублей – государственные расходы на ИКТ, -247 миллиардов рублей – чистый экспорт.

Валовая добавленная стоимость организаций интернет-экономики: 2014 (миллиарды рублей)
Валовая добавленная стоимость организаций интернет-экономики: 2014 (миллиарды рублей)
Оценка интернет-экономики по расходам: 2014 (миллиарды рублей)
Оценка интернет-экономики по расходам: 2014 (миллиарды рублей)

Кроме того, в исследовании указывается, что по уровню развития интернет-экономики наша страна опережает Бразилию (2,4%) и Турцию (2,3%) и приближается к Аргентине (3,3%). Отставание от лидера – Великобритании (12,4%) составляет 4,8 раза.

Доля интернет-экономики в ВВП по странам (проценты)
Доля интернет-экономики в ВВП по странам (проценты)