«МойОфис» хочет получить миллион пользователей уже через год

На этой неделе «Новые облачные технологии» объявили о цене своего сервиса – офисного кроссплатформенного онлайн-пакета.

Предлагаем вашему вниманию статью о событии, опубликованную еженедельником CRN/RE.

Компания «Новые облачные технологии» (НОТ) намерена занять достойные позиции на российском корпоративном рынке офисных приложений, составив реальную конкуренцию самой Microsoft.

«Анализ ситуации показывает, что уже концу следующего года пользователями представленного сегодня официально нашего ПО станут около одного миллиона представителей российских государственных и коммерческих организаций», — заявил генеральный директор компании Дмитрий Комисаров, представляя журналистам первую версию ее семейства продуктов «МойОфис».

Как он пояснил далее, НОТ была создана в 2013 году группой частных инвесторов с амбициозной целью создания программных облачных решений для российских корпоративных заказчиков. Прогноз развития рынка показал, что весьма перспективным является направление офисных систем: хотя тут (и в мире, и в России) исторически давно доминирует Microsoft Office, однако технологическая облачная трансформация в IT-мире в сочетании с национальными особенностями российского IT-рынка дают отличный шанс отечественным разработчикам.

Отметим, что попытки потеснить Microsoft Office с его ведущей (близкой к монопольной) позиции, которую эта система клиентских и серверных приложений занимается примерно двадцать лет (причем сама она вышла в лидеры в результате многолетней борьбы с очень серьезными соперниками), делались не раз.

Из последних в мире можно вспомнить стартовавший в середине прошлого десятилетия проект IBM Symphony, а также попытки заменить офисные решения Microsoft на альтернативные открытые продукты в России при протекционистской поддержке государства (кстати, в этой отечественной кампании активно участвовал и Дмитрий Комиссаров, возглавлявший тогда компанию «ПингВин Софтвер»).

Однако фактического успеха смогла добиться только Google (это не так – успешных конкурентов у Microsoft довольно много, можно назвать, например, свободно распространяемый пакет LibreOffice и проприетарный облачный сервис WPS Office производства китайской компании Kingsoft — ред.), которая начала наступление на рынок офисных пользователей со стороны совершенно новых тогда (в конце прошлого десятилетия) облачных сервисов. По оценка аналитиков, доля ee Google Docs/Apps составляет сейчас на офисном рынке10-15%, что признается очень хорошим и перспективным результатом, учитывая, что компания занимается только облачными сервисами (не пытаясь конкурировать в сфере клиентского ПО), а корпоративный рынок достаточно динамично смещается в сторону именно облачных решений (по прогнозам Gartner, число корпоративных пользователей облачных систем должно увеличиться с 50 миллионов человек в 2014 году до 700 миллионов в 2020-м). И вот «Новые облачные технологии» намерены включиться в соревнование с этими двумя мировыми лидерами в России.

Каким же образом компания собирается это сделать? Отвечая на этот вопрос, Комиссаров пояснил, что НОТ изначально решила не делать ставку на создание продукта на основе какого-либо открытого проекта. Разработка, стартовавшая в сентябре 2013 года, велась с «нуля», базовым языком программирования был выбран С++, что обеспечило создание максимально платформенно-независимого ПО. Из готовых компонентов в результирующем продукте задействована только открытая СУБД PostgreSQL (для реализации облачного хранилища документов), кроме того, применялись высокоуровневые фреймворки для разработчиков.

В результате сейчас программное семейство «МойОфис» представляет собой некоторый облегченный вариант того же Microsoft Office, который может устанавливаться как в традиционном настольном варианте, так и по схемам развертывания частного облака (серверная инсталляция под конкретную организацию) и мобильного применения.

Однако, по мнению Дмитрия Комиссарова, «облегченный» совсем не означает «хуже» с точки зрения корпоративных пользователей. Ссылаясь на известные рыночные исследования, он говорит о том, что для нормальной работы 99% сотрудников организации вполне достаточно 20% наиболее востребованного функционала Microsoft Office: именно он реализован в «МойОфис», который при этом получает преимущества в плане «громоздкости» и требований к вычислительным ресурсам.

Оптимизация функционала позволила, в том числе, решить задачу создания единого набора приложений (с единым пользовательским интерфейсом) для всех основных операционных систем и аппаратных платформ (Windows Desktop, Mac OS и iOS, Linux, Android), чего нет у той же Microsoft (снова неточность – офисный пакет Microsoft давно доступен на Mac OS и всех мобильных ОС, включая Windows Phone, на которой «МойОфис» не работает – ред.).

Сейчас семейство «МойОфис» включает набор клиентских приложений (пакет «Стандартный»: «Текст», Таблица», «Презентация», «Почта», «Календарь», «Контакты») для настольных ПК, продукты «Хранилище» (корпоративное хранилище документов) и «Почта» (почтовый сервер) с доступом через веб и для мобильных устройств, а также комплект «Частное облако», в который помимо всех перечисленных продуктов входит также сервер совместной работы. При этом, несмотря на «облегченный» характер своих продуктов, НОТ не собирается уступать именитым зарубежным конкурентам в плане ценовой политики. Так, например, компания объявила, что пакет «МойОфис Стандартный» будет продаваться в виде годовой подписки на одно рабочее место за 5960 рублей для государственных учреждений и за 7050 рублей для коммерческих компаний, в то время как годовая подписка на вариант «Office 365 Бизнес» (с более широким функционалом и на пять рабочих мест) стоит сейчас менее 5 тысяч рублей в год.

Myoffice_price

Цены на «облачный» российский офисный пакет. Источник: «Новые облачные технологии»
Цены на «облачный» российский офисный пакет. Источник: «Новые облачные технологии»

Если не цена и не функционал, то за счет каких же конкурентных преимуществ «МойОфис» собирается выйти на обозначенный уровень в миллион пользователей уже через год после старта?

Дмитрий Комиссаров, говоря о стратегии продвижения своего ПО, явно избегал темы «импортозамещения», но из истории проекта и общего контекста разговора на эту тему видно, что компания в существенной мере рассчитывает именно на получение определенных государственных преференций (в том числе в рамках принятого этим летом закона 188-ФЗ, известного под названием «Закон о Реестре российского ПО») при работе на российском рынке, особенно с огромным государственным его сектором. Так, одним из ключевых партнеров компании является ФГУП НИИ «Восход», подведомственное напрямую Минкомсвязи, которое уже сейчас ведет работу по сертификации данного ПО во ФСТЭК, а на следующий год планирует провести сертификацию в ФСБ России на предмет работы с гостайной.

Стоит также напомнить, что проект «МойОфис» еще в июне 2015 (на этапе бета-тестирования) участвовал в конкурсе Минкомсвязи по номинации «Офисные приложения», в рамках которого Министерство обещало выделить из бюджета победителям номинаций (всего их было девять) безвозмездные гранты на сумму от 1 до 2 миллиардов рублей в год. Правда, «МойОфис» занял тогда лишь третье место, но сейчас это уже почти не имеет значения, так как, судя по всему, в получении нужных сумм из бюджета министерству отказано.

Пока же, по словам Комиссарова, компания намерена начать активное продвижение своей продукции традиционными рыночными методами, создавая комплексную партнерскую сеть — дистрибуторы и дилеры, системные интеграторы, OEM-поставщики аппаратных средств, VAR-разработчики. В настоящее время НОТ уже заключила соглашения о сотрудничестве с рядом ведущих софтверных дистрибуторов (Axoft, «1С», Merlion, MONT).

Особый акцент компания намерена делать на взаимодействие с партнерами категории Service Provider, которые смогут предлагать функционал «МойОфис» по модели SaaS. По мнению главы НОТ, такая схема может быть интересна сотовым и телеком-операторам. Как сообщил Дмитрий Комиссаров, в частности, «МойСклад» уже сейчас доступ в облаке O7 государственного оператора «Ростелеком». В этой связи нужно сказать, что соучредителем НОТ и его главным владельцем (73% акций) является бывший вице-президент (до июня 2015 года, но сохранивший там пост советника президента компании) «Ростелекома» Андрей Чеглаков, а еще 7% принадлежат действующему вице-президенту «Ростелекома» Алексею Басову.

Так или иначе, но у НОТ далеко идущие планы. Кроме коммерческих продаж, с февраля 2016 года компания будет поставлять бесплатно «МойОфис» в государственные школы России. В следующем же году она намерена начать зарубежную экспансию, продвигая свое ПО в страны, где потенциально востребованы защищенные офисные приложения. Весной этого года Комиссаров говорил о том, что в ближайшие пять лет продукция его компании намерена получить около 25% российского рынка офисных приложений, до 20% в Бразилии и Латинской Америке и 10% в Европе.

Источник >>