Много народного контроля не бывает

292

На Едином портале раскрытия информации о подготовке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения появился проект постановления Правительства Российской Федерации «О федеральной государственной информационной системе «Народный контроль».

Проектом постановления Правительства Российской Федерации предлагается поручить Минкомсвязи России обеспечить создание федеральной государственной информационной системы «Народный контроль», которая даст гражданам возможность оценивать деятельность органов власти, размещая в системе сообщения о соответствующих проблемах.

Проект вызывает вопросы.

Имеются ли основания для выпуска такого акта? В документах указано, что система создается во исполнение подпункта «и» пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления». Однако в этом пункте Президент поручил Правительству до 1 января 2013 г. обеспечить внесение в законодательство Российской Федерации изменения, предусматривающих установление критериев и порядка оценки гражданами, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационных сетей и информационных технологий, эффективности деятельности руководителей органов власти, органов местного самоуправления и иных организаций. Правительством уже утверждены такие правила оценки (постановление Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. № 1317). В данных правилах установлено, что оценка населением осуществляется посредством опросов с использованием информационных технологий на официальном сайте субъекта Российской Федерации и официальных сайтах муниципальных образований. Ничего о создании ФГИС «Народный контроль» в правилах не говорится.

Проектом постановления предусматривается, что пользователи могут зарегистрироваться в «Народном контроле» как с помощью Единой системы идентификации и аутентификации, так и с использованием средств данной Системы. Однако, если про ЕСИА известно, что неустановленным лицам в нее путь заказан (именно поэтому она получает все большее применение последнее время), то «средства данной системы», о которых в документе не говорится, вызывают сомнения. Например, отсутствие в этих средствах возможностей по идентификации пользователей может привести к потоку анонимных сообщений, которые просто невозможно будет модерировать в масштабах всей страны. Обращения настоящих граждан просто «утонут» в потоке сообщений анонимных пользователей.

Из пояснительной записки к проекту следует, что «принятие и реализация проекта постановления не повлечет за собой дополнительных расходов из федерального бюджета», однако как это возможно, если предполагается создавать новую систему, непонятно. В действующей целевой программе «Информационное общество» системы, подобной «Народному контролю» мы не обнаружили.

В проекте постановления не указан порядок действий органов власти, местного самоуправления и организаций при получении сообщений от заявителя от оператора этой системы. Учитывая, что правовые основания самого создания такой системы не до конца понятны, такой пробел заранее гарантирует низкую эффективность работы системы. Если, конечно, в Правительстве России не будут ежедневно, или еженедельно спрашивать с органов власти о качестве работы по обращениям, поданным через систему.

Некоторые вопросы, отнесенные к функционалу «Народного контроля» дублируют созданную той же Минкомсвязью России, и доступную на портале государственных услуг Государственную почтовую систему, позволяющую осуществлять юридически значимый обмен корреспонденцией между гражданами и государством. Кроме того, что делать с уже работающими подобными системами в субъектах Российской Федерации – в Москве уже действует Интернет-портал «Наш город», в Татарстане также работает подобный ресурс – вопрос открытый.

Впрочем, Министерством экономического развития России, партнером Минкомсвязи России по построению электронного правительства, также сделан портал со сходным функционалом, даже название у него похожее – “Ваш контроль” . Кстати, одной из целей создания этой системы (согласно информации в Реестре федеральных государственных информационных систем) является обеспечение контроля выполнения все того же Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 №601. Ресурс был запущен в промышленную эксплуатацию 20 декабря 2012 г., однако оставить отзыв можно в отношении деятельности федеральных органов, а в качестве «обращений» граждан встречаются довольно неоднозначные:
vashkontrol

 На портале сейчас немногим более 1100 сообщений (сколько из них настоящих, а не «примеров отзывов» – неизвестно).

Согласно информации Реестра ФГИС Роскомнадзора в 2012 году на создание и модернизацию информационного ресурса потрачено 54, 9 млн. рублей. В 2013 году был проведен открытый конкурс на право заключить государственный контракт на техническую поддержку и доработку информационно-аналитической системы мониторинга качества государственных услуг (ИАС МКГУ) на 27 млн рублей. С материалами по созданию этой системы можно ознакомиться здесь.

Можно сказать, что полку «народных контролей» прибыло. Реальные пользователи сами оценят эффективность нового ресурса.