Минпромторг и отечественные телеком-производители: кто кого

1137

Для общественного обсуждения предложен подготовленный Минпромторгом проект постановления правительства, регламентирующий порядок внесения телекоммуникационного оборудования в реестр российской радиоэлектронной продукции.

Внесение продукции в реестр означает, что продукт получает статус «телекоммуникационное оборудование отечественного происхождения» (ТОРП), а его производитель – право претендовать на преференции при госзакупках.

Проект постановления описывает следующую процедуру для претендентов на включение в упомянутый реестр:

  • производитель подаёт в Минпромторг заявление и представляет документацию на свой продукт;
  • Минпромторг в течение 15 дней проверяет «полноту и достоверность сведений», представленных производителем (как именно, проект постановления правительства не объясняет);
  • по результатам изучения «полноты и достоверности» Минпромторг либо включает продукт в реестр, либо отказывает заявителю.

Очевидная проблема – невозможность понять по бумагам, на самом ли деле заявитель разработал заявляемое для внесения в реестр изделие. Владеет ли он топологией печатных плат, например. Требовать представить такие – сугубо технические – сведения вместе с пакетом документации Минпромторг, во-первых, не вправе. Они составляют коммерческую тайну, защищены авторским правом, как и исходные коды проприетарного программного обеспечения. Во-вторых, даже если такие сведения и представить – как можно по бумагам, в министерстве, в две недели провести их экспертизу? Убедиться по бумаге в том, что у производителя действительно есть необходимая для самостоятельной разработки экспертиза, невозможно.

Указанную проблему авторы методики решают так: сначала, изучив представленные производителем бумаги, вносим оборудование в реестр, а уже после этого проводим настоящую экспертизу. Ею должен заняться созданный при министерстве экспертный совет по российской радиоэлектронной продукции. Туда-то Минпромторг в течение пяти рабочих дней после включения продукта в реестр передаёт всю документацию, предоставленную разработчиком.

После этого у экспертного совета есть 20 дней на изучение сути дела – действительно ли отечественное оборудование внесено Минпромторгом в реестр? Экспертный совет может согласиться с министерским решением и оставить продукт в реестре, а может наложить на министерское решение вето. В любом случае в течение ещё пяти дней заключение передаётся в Минпромторг, а Минпромторг, если решение экспертного совета отрицательно, в течение следующих пяти дней исключает продукт из реестра.

Таким образом, не-отечественное телеком-оборудование может находиться реестре, т.е. считаться отечественным, 5+20+5+5=35 суток. Точнее, рабочих дней. В течение этого времени ничто не мешает этому самому оборудованию участвовать в госзакупках – ограничений для не до конца изученной продукции проект постановления не предусматривает.

Заключительный штрих к портрету методики, предложенной Минпромторгом. Экспертный совет вправе выехать на предприятие, чтобы на месте убедиться: производитель не обманывает, он действительно сам спроектировал оборудование, умеет его сопровождать и развивать. Однако выездная проверка возможна, сказано в разработанном Минпромторгом проекте постановления правительства, только если производитель заявил о невозможности предоставить техническую документацию в полном объёме со ссылкой на коммерческую тайну.

Схема удивительна даже для стороннего наблюдателя. А в глазах отечественных производителей телекоммуникационного оборудования она выглядит, должно быть, особенно ярко.

Мы вправе предположить, что на коммерческую тайну сошлётся настоящий отечественный производитель, который действительно сам разработал топологию печатных плат и сам проектировал свой продукт. Вот его-то и поедут проверять по прописанным Минпромторгом правилам.

А псевдоотечественный производитель (практикующий «переклейку шильдиков», распространённое на российском рынке занятие) предоставит из документации всё что нужно и в полном объёме – благо по бумаге достоверно проверить действительное владение изделием практически невозможно.

В обоснование этого утверждения сошлёмся на направленное в Минпромторг совместное письмо ООО «Предприятие АО «Элтекс», «НПФ «МИКРАН», ООО «Т8», АНО ОВО «Сколковский институт науки и технологий», Ассоциации разработчиков и производителей электроники, в котором упор делает именно на выездные проверки как единственный способ удостовериться в отечественном происхождении телекоммуникационного оборудования.

В заключение приведём также мнение председателя совета Ассоциации производителей электронной аппаратуры и приборов, члена экспертного совета при Минпромторге по присвоению статуса «телекоммуникационное оборудование российского происхождения» Светланы Аполлоновой. «Вызывает большие сомнения возможность в 15-дневный срок проверить достоверность предоставленных заявителем документов силами самого Минпромторга и на этом основании принять решение о внесении оборудования в реестр отечественного. Такой подход несёт большие риски того, что в реестре появится псевдороссийское оборудование, которое и будет получать преференции. Риски появляются и для потребителя, который может закупить оборудование из реестра, которое впоследствии окажется не российским. Ситуация усугубляется тем, что меры ответственности и порядок разрешения подобных ситуаций не разработаны», — сказала Аполлонова D-Russia.ru.