Минкомсвязь разработала новые правила ведения реестра отечественного софта

27

Минкомсвязь опубликовала на портале для общественных обсуждений проект постановления о внесении изменений в постановление правительства Российской Федерации от 16.11.2015 № 1236 «Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Документом предусматривается изменение Правил формирования и ведения единого реестра российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных, утвержденных постановлением № 1236.

Изменения Правил предусматривают уточнение следующих положений:

  • требования к реестровой записи о программном обеспечении;
  • требования к сведениям о программном обеспечении;
  • правила формирования и деятельности экспертного совета по российскому программному обеспечению при Минкомсвязи;
  • порядок и сроки регистрации заявлений о включении сведений о программном обеспечении в реестр, проверки сведений, указанных в заявлении;
  • рассмотрения заявлений экспертным советом;
  • отдельных полномочий Минкомсвязи, осуществляемых в рамках формирования и ведения реестра.

Кроме того, положения Правил приведены в соответствие с нормами части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации. Также в Правила внесены изменения юридико-технического характера. Обсуждение документа продлится до 31 марта.

Основные изменения
От заявителя теперь не требуют сведений об основаниях возникновения у правообладателя (правообладателей) исключительного права на программное обеспечение на территории всего мира и на весь срок действия исключительного права.

Появились дополнительные требования в части предоставления данных от заявителя, в частности:

  • адрес страницы сайта правообладателя с информацией о стоимости программного обеспечения или порядке ее определения;
  • сведения о возможности и условиях получения исходного текста программного обеспечения или об отсутствии такой возможности.

При подаче заявления необходимо будет предоставлять «материалы, идентифицирующие программное обеспечение в форме исходного текста, объектного кода или иной форме, присущей языку программирования, на котором написана представленное программное обеспечение, в объеме, достаточном для его идентификации» (ранее было — «экземпляр программного средства).

Изменены сроки проверки (с 10 до 20 рабочих дней) и рассмотрения (с 30 до 20) заявлений и приема заявок.

Исключены требования к оператору реестра (ранее оператором могла быть только организация, зарегистрированная на территории Российской Федерации и наделенная правом получения обязательного экземпляра программного обеспечения (в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном экземпляре документов»).

Изменились некоторые положения об экспертном совете, который проводит экспертизу на соответствие продуктов требованиям, установленным пунктом 5 Правил формирования и ведения единого реестра российского ПО. Сейчас в состав совета входят представители федеральных органов исполнительной власти, институтов инновационного развития, а также специалисты отрасли — члены ассоциаций российских разработчиков ПО — АРПП и «Руссофт». Теперь в совет смогут входить представители региональных органов власти.

Состав экспертного совета должен обновляться не менее чем на 1/3 ежегодно. При этом член экспертного совета, за исключением представителей уполномоченного органа, не может входить в состав экспертного совета более двух лет подряд.

Согласно проекту, уполномоченный орган не реже одного раза в календарный год осуществляет проверку сведений, содержащихся в реестре, на предмет соответствия требованиям настоящих Правил.

Напомним, согласно требованиям ФЗ-188 и постановления правительства № 1236, при госзакупках программного обеспечения предлагается соблюдать приоритет товаров (работ, услуг) российского происхождения по отношению к иностранным товарам. Причем, если закупка российского софта невозможна, предлагается обязать заказчика публиковать обоснование отказа от закупки. Покупать иностранный софт можно только если в реестре российского программного обеспечения отсутствует аналогичный российский или если отечественное ПО, включенное в реестр, не соответствует требуемым техническим характеристикам.

Реестр начал работу с 1 января 2016 года. На сегодняшний день в него включено более трех тысяч программных продуктов.

Сейчас у разработчиков ПО регулярно возникают претензии к реестру. Они жалуются на непрозрачность процедур одобрения/отклонения заявок, долгие сроки рассмотрения, формальные причины отказов, несвоевременность размещения приказов на сайте реестра.

В ноябре 2016 Минкомсвязь сформулировала требования к программным продуктам, входящим в реестр российского ПО, однако работа над документом пока не завершена.