Минкомсвязь представила предложения по выполнению поручений президента о повышении качества электронных услуг и сокращении расходов на их оказание

Перечень из 11 предложений по повышению качества оказания госуслуг в электронном виде был представлен заместителем министра связи и массовых коммуникаций Алексеем Козыревым в четверг на заседании рабочей группы по использованию информационно-телекоммуникационной сети Интернет в отечественной экономике при формировании её новой технологической основы и в социальной сфере, прошедшем под председательством помощника президента РФ Игоря Щёголева.

Речь на заседании шла об исполнении поручений Владимира Путина, посвященных развитию Интернета в России, срок исполнения которых скоро истекает. Алексей Козырев доложил о ходе разработки предложений по пунктам 13 и 14 перечня поручений — о повышении качества оказания государственных и муниципальных услуг в электронном виде и об исключении дублирования расходов органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и бюджетными учреждениями при предоставлении услуг в электронном виде. После его выступления оказалось, что не все предложения согласованы с Минэкономразвития. Его представитель – директор департамента госрегулирования в экономике Алексей Херсонцев выразил несогласие c рядом формулировок и предложений Минкомсвязи.

Из текста поручений
Минэкономразвития России, Минкомсвязи России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и АНО «Институт Развития Интернета» представить перечень мер по повышению качества оказания государственных и муниципальных услуг в электронном виде.

Срок — 1 июня 2016 г.

Ответственные: Улюкаев А.В., Никифоров Н.А., Клименко Г.С.

По словам Козырева, проект документа уже направлен в аппарат правительства, однако были получены замечания от Института развития Интернета, Министерства финансов, правительства Москвы, затем состоялось заседание подгруппы, и сейчас планируются корректировки к докладу. Козырев зачитал на заседании разработанные 11 пунктов предложений по улучшению качества оказания электронных госуслуг.

1. Поэтапный переход к так называемой «Реестровой модели» предоставления государственных и муниципальных услуг. На сегодняшний день результатом предоставления услуги является документ, выданный на бумаге гражданину, при этом соответствующая запись в государственной информационной системе является не первичной, а повторяет бумажный документ.
Реестровая модель подразумевает обязательность внесения результата предоставленной услуги в базовый государственный информационный ресурс (БГИР) без обязательной выдачи гражданину результата на материальном носителе. Гражданин в любой момент может получить выписку из БГИР с результатом предоставления услуги, при этом первичной будет именно запись в реестре.

2. Введение принципа экстерриториальности предоставления госуслуг – прежде всего, для федеральных услуг. С развитием ИКТ становится неважно, где гражданин обращается за госуслугой, и человек на территории всей страны будет обладать равными правами по получению услуг, вне зависимости от региона, где он зарегистрирован.

3. Сокращение срока оказания электронной услуги относительно срока предоставления традиционной услуги.

4. Регистрация фактов предоставления госуслуг с возможностью контроля качества предоставления услуг в части сроков. На сегодняшний день при предоставлении электронных услуг в государственной системе осуществляются операции, при этом не существует единого механизма сбора сведений о том, какие услуги предоставлены, с каким результатом, и в какие сроки. Эти сведения должны фиксироваться в информационных системах для последующего анализа.

5. Снижение государственной пошлины для услуг, предоставляемых в электронном виде, поскольку стоимость предоставления такой услуги ниже, чем традиционной. Однако в каждом случае требуется анализ, насколько пошлину можно сократить.

6. Для услуг, оказываемых в электронном виде, необходимо ограничить число личных посещений ведомства заявителем до одного, если иное не предусмотрено законом. Сейчас зачастую для получения услуги требуется два визита в органы власти: первый – для предоставления оригиналов документов личного хранения, второй визит – для получения результата услуги. Необходимо ввести норму, позволяющую гражданину получить услугу за один визит в органы власти, предоставляя для контроля оригиналы документов в момент получения услуги.

7. Произвести типизацию региональных и муниципальных услуг (в части интерфейсов, контекста) и реализовать их во всех регионах и муниципалитетах по единому стандарту с использованием Единого портала госуслуг (ЕПГУ). На настоящий момент количество региональных и муниципальных услуг превышает 100 тысяч, и одну и ту же услугу каждый муниципалитет предоставляет по-своему. В таких условиях проконтролировать качество оказания услуг очень сложно.

8. Создание проактивных комплексных услуг по жизненным ситуациям, когда гражданин может не знать о своих правах и о том, какие услуги ему положены. В качестве примера проактивного пакета услуг приведен тот случай, когда при рождении ребенка сразу регистрируется медицинское свидетельство, свидетельство о рождении, выдается регистрация по месту жительства, гражданство, оформляется для матери материнский капитал. Все это могло бы быть настроено в качестве электронного бизнес-процесса без участия гражданина — человек мог бы получать только результат всех этих услуг одним пакетом.

9. Интеграция госуслуг, получаемых через портал госуслуг, с МФЦ в части получения результатов предоставления таких услуг. На сегодняшний день при предоставлении электронной госуслуги получить результат можно только в органах власти.

10. Расширение способов получения электронных госуслуг и способов взаимодействия с органами власти на социальные сети и другие коммерческие электронные ресурсы. Практика показывает, что гражданам удобно пользоваться электронными сервисами в той среде, к которой они привыкли проводить время в Интернете. При этом, по его словам, существующие технологии позволяют обеспечить безопасность и защиту персональных данных.

11. Обучение пользователей различных категорий навыкам использования электронных госсервисов.

Комментируя предложения Минкомсвязи, Алексей Херсонцев согласился, что с предложениями в целом трудно спорить, поскольку они все правильные, однако, по его словам, надо сконцентрироваться на тех вещах, которые действительно «нас продвинут» и определиться, кто, когда и какими силами будет их реализовывать.

Предложения по сокращению сроков и по пошлинам также не поддерживают в министерстве. По словам Херсонцева, по ряду услуг сроки и так уже сокращены, и дело «не в электронике». Что касается пошлины – сейчас в Налоговом кодексе прописано, что, при получении услуги в электронном виде пошлина уменьшается, и насколько увеличится популярность электронных услуг, если пошлина будет снижена в том случае, когда человек всего лишь записался на прием в электронном виде — непонятно, сказал Херсонцев.

Он также напомнил, что, согласно закону, по некоторым госуслугам результат в электронном виде не будет востребован – например, справка об отсутствии судимости, которую работодатель при приеме на работу требует от гражданина исключительно в бумажном виде.

Представитель Минкомсвязи рассказал и о том, как по мнению министерства можно сократить расходы органов власти и органов местного самоуправления при предоставлении услуг в электронном виде.

Из текста поручений
Минэкономразвития России, Минфину России, Минкомсвязи России, Росфиннадзору совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти обеспечить внесение изменений в законодательство, направленных на исключение дублирования расходов органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и бюджетными учреждениями при предоставлении услуг в электронном виде.

Срок — 1 июня 2016 г.

Ответственные: Улюкаев А.В., Силуанов А.Г., Никифоров Н.А., Смирнов А.В.

Необходимо типизировать региональные и муниципальные услуги, что должно, по его мнению, существенно сократить расходы муниципальных и региональных бюджетов за счет использовании единых форм на ЕПГУ без дублирования их разработки на региональных порталах.

Необходим переход органов власти на совместное использование информационных ресурсов. На сегодняшний день при межведомственном взаимодействии, исходя из норм законодательства, органы власти зачастую дублируют у себя информационные ресурсы, что приводит к росту расходов на обработку хранение данных.

Существующее законодательство позволяет некоторым федеральным ведомствам (например, Росреестру, ФНС России, ПФР, ФССП России) предоставлять государственные услуги не через ЕПГУ, а через ведомственные интернет-порталы, фактически дублирующие функционал ЕПГУ. Козырев предложил проанализировать расходы по созданию новых и развитию существующих электронных услуг (сервисов) на ведомственных порталах, а также расходы на эксплуатацию, и сделать вывод о целесообразности предоставления государственных услуг федеральных органов власти исключительно на ЕПГУ.

По словам Козырева, все представленные предложения будут включены в новую версию Системного проекта электронного правительства, (который, напомним, разрабатывается с марта 2013 года).

Завершая обсуждение, Игорь Щёголев попросил участников оперативно доработать предложения с учетом различий в позициях министерств и представить в администрацию президента.

См. также «Рабочая группа по Интернету обсудила меры обеспечения приоритета отечественному ПО в связи с поручениями президента РФ» >>>