Минкомсвязь предложила вывести точки обмена трафиком в Рунете из-под иностранного контроля

56

На портале общественных обсуждений появилась новая версия законопроекта, дополняющего федеральный закон «О связи» с целью «обеспечения целостности, непрерывности, стабильности, устойчивости и защищенности функционирования российского национального сегмента информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». В законопроекте появилось новое положение, в соответствии с которым иностранное государство, международная организация, а также находящаяся под их контролем организация, иностранное юридическое лицо, российское юридическое лицо с иностранным участием, иностранный гражданин, лицо без гражданства, гражданин Российской Федерации, имеющий гражданство другого государства – не могут владеть точкой обмена трафиком в Рунете.

Предыдущий вариант законопроекта Минкомсвязь опубликовала в ноябре 2016 года. Документ вводит определение понятия «линия передачи» и уточняет установленный статьей 9 Федерального закона «О связи» порядок строительства, эксплуатации (в том числе обслуживания) и учёта линий связи и линий передачи, пересекающих государственную границу.

Законопроект предлагает ввести отдельные нормы, регулирующие критическую инфраструктуру Интернета, предлагая наделить правительство Российской Федерации полномочиями по определению порядка управления и функционирования отдельными элементами критической инфраструктуры.

Предполагается также создание в России государственной информационной системы (ГИС) обеспечения целостности, устойчивости и безопасности функционирования российского национального сегмента сети «Интернет».

Также законопроект дополняет основные понятия, используемые в федеральном законе «О связи», целым рядом определений, применяемых в области оказания услуг в Интернете: в частности, «автономная система», «IP-адрес», «точка обмена трафиком» и пр.

Согласно тексту законопроекта, критическая инфраструктура сети «Интернет» является составной частью информационной инфраструктуры, представляющая собой совокупность сетей связи, систем и ресурсов сети «Интернет», функционирование которых может существенным образом влиять на целостность, непрерывность, стабильность, устойчивость и защищенность объектов информационной инфраструктуры российского национального сегмента сети «Интернет».

Критическая инфраструктура Рунета
К критической инфраструктуре российского национального сегмента сети «Интернет» законопроект относит следующее:

а) национальная доменная зона ru, .рф и инфраструктура, обеспечивающая ее функционирование;

б) системы точек обмена трафиком, критерии отнесения к которым устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области связи;

в) ГИС обеспечения целостности, устойчивости и безопасности функционирования российской части сети «Интернет»;

г) инфраструктура автономных систем сети «Интернет», критерии отнесения к которым устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области связи.

Законопроект уточняет, что владельцем точки обмена трафиком может быть «зарегистрированное в установленном порядке юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, владеющий и (или) пользующийся на праве собственности или на ином законном основании точкой обмена трафиком».

Учредителем (участником) такого упомянутого юридического лица не может быть иностранное государство, международная организация, а также находящаяся под их контролем организация, иностранное юридическое лицо, российское юридическое лицо с иностранным участием, иностранный гражданин, лицо без гражданства, гражданин Российской Федерации, имеющий гражданство другого государства.

Иностранное государство, международная организация, а также находящаяся под их контролем организация, иностранное юридическое лицо, российское юридическое лицо, доля иностранного участия в уставном капитале которого составляет более 20%, иностранный гражданин, лицо без гражданства, гражданин Российской Федерации, имеющий гражданство другого государства, в совокупности или каждый в отдельности не вправе осуществлять владение, управление либо контроль прямо или косвенно (в том числе через подконтрольных лиц или посредством владения в совокупности более 20% долей (акций) любого лица) в отношении более 20% долей (акций) в уставном капитале лица, являющегося участником (членом, акционером) учредителя юридического лица, признаваемого владельцем точки обмена трафиком.

Перечисленные лица не должны иметь и любых иных форм контроля над учредителем юридического лица-владельцем точки обмена трафиком, равно как и над лицами, являющимися участниками (членами, акционерами) учредителя такого юрлица.

Операторы связи при осуществлении деятельности по оказанию услуг по пропуску трафика обязаны подключать используемые ими сети связи к точкам обмена трафиком на территории Российской Федерации, которые включены в реестр в составе ГИС «Интернет», говорится в документе.

Из новой версии законопроекта исключено также предложение Минкомсвязи финансировать работу ГИС из резерва Фонда универсального обслуживания.

Обсуждение законопроекта продлится до 11 сентября.

Из пояснительной записки
В ходе исследований, проводимых в Российской Федерации, сформулированы основные проблемы, влияющие на целостность, устойчивость функционирования и безопасность российского сегмента сети Интернет.

К этим проблемам следует отнести возможность вмешательства в работу инфраструктуры российской сети Интернета из-за рубежа, а также отсутствие управления и контроля пропуском трафика сети Интернет на территории Российской Федерации, что приводит в том числе к замыканию внутреннего трафика через узлы связи зарубежных государств. Все это вместе может привести к фрагментации сети и её изоляции.

К основным задачам по обеспечению безопасности Рунета относятся:

• создание условий замыкания национального трафика сети Интернет внутри России;
• создание средств контроля и управления трафиком, включая надзор за формированием маршрутов передачи трафика сети Интернет на территории России;
• устранение возможности вмешательства в работу элементов, обеспечивающих управление национальным сегментом сети Интернет из-за рубежа.

Для решения первой задачи предусмотрены меры по контролю трансграничных переходов и точек обмена трафиком.

Для решения задачи контроля и управления трафиком предусмотрено создание на территории России соответствующих инструментов, обеспечивающих:

• регистрацию IP-адресов и номеров автономных систем, выданных национальным операторам связи и иным компаниям, формирующим национальный сегмент сети Интернет (база данных INR – Internet Number Registry), и создание базы данных маршрутной информации (IRR – Internet Routing Registry);
• создание системы контроля за обменом маршрутной информацией между операторами связи в рамках национального сегмента сети Интернет.

Для предотвращения возможности вмешательства в работу национального сегмента сети Интернет предусмотрено создание на территории России национальной системы корневых серверов DNS.

Таким образом, предлагаемые изменения к закону «О связи» охватывают вопросы:

• контроля трансграничных переходов в части возможности использования таких переходов для передачи трафика только операторами связи с установлением требований по использованию на таких переходах специализированного оборудования контроля трафика;
• контроля точек обмена трафиком в части создания реестра национальных точек обмена трафиком с установлением требований к владельцам (эксплуатирующим организациям) точек обмена трафиком по предоставлению в реестр информации о номерах автономных систем, подключенных к данным точкам обмена трафиком, а также требований к операторам связи по использованию услуг только тех точек обмена трафиком, которые содержатся в планируемом к созданию реестре;
• внедрением ГИС «Интернет», состоящей из подсистемы маршрутно-адресной информации, подсистемы мониторинга маршрутной информации, а также подсистемы национальных корневых номеров доменных имен.