Минкомсвязь назначила «Интеграл» оператором реестра российского ПО, но разорвала контракт по формальным основаниям

534

Минкомсвязь опубликовала в четверг документ о расторжении контракта с Федеральным государственным унитарным предприятием Межотраслевой научно-исследовательский институт “Интеграл» на оказание услуг по осуществлению функций оператора единого реестра российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных (реестр российского ПО), следует из данных на сайте госзакупок. Документация о заключении контракта с «Интегралом» на сумму 12 миллионов рублей была опубликована там же несколькими днями ранее.

Расторжение контракта, по данным D-Russia.ru, носит технический характер и связано с изменением статьи финансирования госзакупки. В пресс-службе Минкомсвязи сообщили, что сейчас уточняются функции, которые по контракту должен исполнять оператор, и заверили, что пользователи Единого реестра российского ПО, а это производители программных продуктов и госзаказчики, не пострадают – сайт реестра работает и будет работать в прежнем режиме.

Согласно данным с сайта госзакупок, контракт с «Интегралом» по назначению этой организации оператором реестра отечественного ПО был заключен с 11 апреля до конца 2016 года. Работы поделены на три этапа: первый этап продлится с 11 апреля по 30 июня, второй этап с 1 июля по 30 сентября, третий этап – с 1 октября по конец декабря.

 

Оператор реестра
Функционирование единого реестра российского ПО осуществляется в соответствии с правилами формирования и ведения единого реестра программ для электронных вычислительных машин и баз данных, утвержденных постановлением правительства от 16 ноября 2015 г. № 1236 «Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

За ведение реестра отвечает оператор реестра – организация, привлекаемая Минкомсвязи для этой работы по контракту. Оператор реестра, сказано в постановлении правительства, должен быть, во-первых, зарегистрирован как организация на территории РФ. Во-вторых, оператор реестра в соответствии с федеральным законом «Об обязательном экземпляре документов» должен обладать правом получения обязательного экземпляра программного обеспечения. КОНЕЦ

Как следует из конкурсной документации, опубликованной в настоящее время на сайте госзакупок, оператор реестра российского ПО осуществляет проверку заявок на регистрацию, актуализацию, отмену регистрации, ввод данных; ведение архивной базы данных и подготовку архивных материалов, а также работает с обращениями пользователей, обеспечивает их технической поддержкой и консультацией.

Ещё за оператором реестра закреплены такие функции, как «настройка, устранение ошибок в работе ПО, составление и обновление руководства пользователя», … функциональное сопровождение на этапе запуска ПО и опытной эксплуатации на компьютерах оператора реестра; системное сопровождение на этапе запуска ПО и в период опытной эксплуатации».

Выполнение функций оператора Реестра предполагает обеспечение регистрационных действий и ведение Реестра; мониторинг и техническую поддержку функционирования ПО и БД Реестра; консультацию и сопровождение пользователей Реестра; обеспечение резервного копирования данных, хранящихся в БД Реестра.

Отметим, что постановление правительства РФ от 16 ноября 2015 г. № 1236 «Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» сегодня практически не выполняется.

Реестр российского ПО, хотя в нём уже более 500 позиций, пока работает слабо, поскольку нет контроля за выполнением запрета на приобретение зарубежного ПО и механизма воздействия на тех, кто этот запрет нарушает. Органы власти по-прежнему активно закупают иностранное ПО и, более того, даже не удосуживаются размещать обоснования о невозможности соблюдения запрета на такие закупки.

Так, по примерной оценке Экспертного центра электронного государства, около 85% закупок органов власти не содержат обоснований, около 10% обходятся формальными обоснованиями и только около 5% пытаются размещать документы в соответствии с требованиями постановления.