Минкомсвязь хочет повысить место России в рейтинге ООН по уровню развития электронного правительства, модифицировав госсайты

34

Минкомсвязь разработала рекомендации и Единые функционально-технические требования (ЕФТТ) к госсайтам с целью повысить место России в рейтинге ООН по уровню развития электронного правительства, свидетельствуют материалы к заседанию подкомиссии по использованию информационных технологий при предоставлении госуслуг, состоявшемуся 7 июня.

Напомним, рейтинг развития электронного правительства публикуется департаментом по экономическим и социальным вопросам ООН раз в два года. В опубликованном в 2016 году рейтинге Российская Федерация заняла 35 место из 193 стран ООН, опустившись с 27 места, которое она занимала в предыдущем рейтинге 2014 года.

Позиция России в рейтинге развития электронного правительства ООН

Одной из трех составляющих Индекса развития электронного правительства, на основе которого строится рейтинг, является Индекс онлайновых услуг, который рассчитывается по результатам обследования официальных порталов и веб-сайтов.

В Российской Федерации в настоящий момент оцениваются: портал правительства Российской Федерации, веб-сайты министерств (Минфина, Минздрава, Минобрнауки, Минтруда, Минприроды), а также Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций), портал «Российская общественная инициатива», портал открытых данных РФ, Единый портал для размещения информации о подготовке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения.

В материалах к подкомиссии перечислены параметры, по которым эти ресурсы имеют относительно низкие оценки:

  • реализация подхода «правительство как единое целое» (единая доверенная среда, единый дизайн и навигация официальных сайтов, интеграция информационных систем в рамках предоставления электронных услуг и сервисов и др.);
  • реализация модели единообразного использования интерактивных и информационных сервисов электронного правительства на официальных сайтах и порталах органов власти;
  • ориентация на пользователя и сокращение разрыва в возможностях использования электронного правительства, в частности, за счет предоставления специализированных электронных сервисов для различных социальных категорий населения и услуг по жизненным ситуациям;
  • обеспечение человеко-читаемых, адаптированных для не владеющих нормативным юридическим языком пользователей, в том числе в части наименований, текстов и описаний предлагаемых услуг и сервисов;
  • мобильность и многоканальность (наличие мобильной версии сайтов и порталов, мобильных приложений, СМС уведомлений и др.);
  • реализация полного набора инструментов электронного участия граждан в государственном управлении (включая информирование, консультации, участие в принятии решений);
  • расширение перечня услуг, предоставляемых полностью в электронном виде, включая возможность осуществить все необходимые платежи.

Чтобы улучшить ситуацию, по мнению Минкомсвязи, необходимо внедрение современных технологий и требований к официальным информационным государственным ресурсам. Разработанные министерством ЕФТТ «определяют основные требования к указанным ресурсам в рамках первоочередных мероприятий по их модернизации с целью повышения удобства для пользователей, учета современных тенденций развития электронного правительства и критериев ООН, используемых при формировании рейтинга развития электронного правительства».

Документ содержит:

  • общие требования к структуре и оформлению веб-сайтов ФОИВ, РОИВ и портала правительства Российской Федерации;
  • общие требования к составу информации, публикуемому на веб-сайтах ФОИВ, РОИВ и портале правительства Российской Федерации;
  • требования к функциональным возможностям сайтов ФОИВ, РОИВ и портала правительства Российской Федерации;
  • общие требования к предоставлению государственных услуг на веб-сайтах ФОИВ, РОИВ, портале правительства Российской Федерации и ЕПГУ;
  • требования к использованию инструментов открытого правительства и вовлечения граждан в управление.

Так, например, портал правительства и сайты ФОИВ, РОИВ должны быть доступны для неавторизованных пользователей, у них должны быть мобильные версии и версии на иностранных языках, виртуальная приемная для обратной связи с гражданами. Также на сайтах должна иметься мультимедийная информация. Пользователи должны иметь возможность подписаться на рассылку публикуемых на ресурсах материалов (в том числе по RSS), поставить оценку контенту. В случае, если у ФОИВ, РОИВ есть возможность организовать доступ для граждан к данным, хранящимся в ведомственных информационных системах, такой сервис должен оказываться на сайте.

На ЕПГУ пользователям должны быть предложены навигационные инструменты, позволяющие сгруппировать услуги по жизненным ситуациям, а также по социальному статусу заявителя. Наименования, описания, инструкции и вспомогательная информация по услугам и сервисам должна быть написана «языком, адаптированным для понимания людьми без профильного юридического образования».

Сайт РОИ (в дополнение к существующей функциональности) должен обеспечивать следующие возможности:

  • возможность поиска по территориальной принадлежности и текущему статусу петиций за счет добавления соответствующих фильтров;
  • возможность подписки на рассылку петиций;
  • публикация статистической информации в разных разрезах.

Как следует из протокола заседания, на подкомиссии были одобрены представленные Минкомсвязью ЕФТТ.

Также ведомствам, подпадающим под обследование ООН, рекомендовано в срок до 30 июня провести работу по приведению в соответствие с ЕФФТ вышеперечисленные сайты.

Минкомсвязи поручено осуществлять координацию, консультативную поддержку и контроль проведения работ, и в срок до 1 августа 2017 года представить в правительство отчет о модернизации официальных порталов и веб-сайтов в соответствии с ЕФТТ.

Минкомсвязи и Минэкономразвития в срок до 15 декабря 2017 года необходимо обеспечить разработку нормативного правового акта по утверждению Методических рекомендаций и требований по организации и структурированию информации, навигации и оформлению всех государственных (муниципальных) сайтов.

Его внедрение органами власти на своих сайтах ожидается до апреля 2018 года.

Эксперты ООН в настоящее время уже собирают данные для составления рейтинга. Однако, по словам заместителя департамента Минкомсвязи Александра Павловича, работа над модернизацией сайтов государственных организаций начата совместно с ведомствами в феврале, и решения подкомиссии оформляют её документально, дополнительно обозначая направления необходимых к завершению работ. В какой мере позиция России в рейтинге зависит от исполнения ведомствами рекомендаций министерства? «При полном выполнении предложенных рекомендаций и дизайн — решений остановить падение в рейтинге и вернуться на прежние позиции выглядит вполне реальным. При этом обеспечить управляемый рост позиций РФ в рейтинге объективно получится только при разработке и комплексном внедрении единых стандартов. Что и планируем сделать на втором этапе проекта», — говорит Павлович.

«В дальнейшем для обеспечения роста позиций России в рейтинге ООН, расширения возможностей электронного правительства, повышения удобства использования официальных сайтов органов власти, включая порталы государственных и муниципальных услуг, а также исключения дублирования расходов на их развитие запланировано создание единого стандарта и требований по организации и структурированию информации, навигации и оформлению всех государственных сайтов», — сказано на сайте Минкомсвязи.