Минфин предлагает перейти на планирование 12-летками — по одной на каждого президента

    Финансовое ведомство разработало план перехода на 12-летний бюджет. В нем будут записаны все стратегические траты правительства и регионов, утверждать их будет исполнительная власть, а Дума и региональные парламенты — распределять только 2,5% средств. В результате вся страна будет жить по строгим бюджетным правилам и готовиться к будущим кризисам

    Бюджетное планирование в России слишком близоруко, решили в Минфине. И предложили перейти на составление 12-летней бюджетной стратегии. Запустить новый механизм без строгого соблюдения практики избрания президента на два срока подряд будет затруднительно. Отсчет должен начаться с 2018 года.

    Проект программы по повышению эффективности управления общественными (государственными и муниципальными) финансами на период до 2018 года предусматривает радикальное обновление всей бюджетной системы. Документ, с которым ознакомился «Финмаркет», был отправлен в начале декабря министром финансов Антоном Силуановым премьер-министру Дмитрию Медведеву.

    Госпрограмма предполагает принятие новой редакции Бюджетного кодекса, серьезную встряску всей системы государственных и муниципальных финансов.

    Ее побочным эффектом станет резкое ограничение возможностей депутатов всех уровней распоряжаться бюджетными деньгами — это будет монопольное право исполнительной власти. Заодно предлагается завершить монетизацию льгот.

    Новые задачи бюджета

    По мнению Минфина, российская бюджетная система, мягко говоря, несовершенна:

    • Слишком короткий бюджет. Трехлетний горизонт планирования недостаточен;
    • Трудно ограничивать расходы. В системе сохраняются стимулы для неоправданного увеличения бюджетных расходов. Этому способствует действующий сейчас принцип индексации расходов на основе прогнозируемой потребительской инфляции, а не реальной;
    • Слишком большие риски потратить деньги неэффективно. Все инвестиционные риски по проектам, реализуемым на условиях софинансирования с бизнесом, ложатся на бюджетную систему;
    • Процикличность — бюджет должен спасать всех от кризиса. Периоды снижения бюджетных доходов совпадают по времени с ростом трансфертов для Пенсионного фонда и других уровней бюджетной системы;
    • Дыры на региональном уровне. Недостаточная самостоятельность и ответственность региональных и местных органов власти при осуществлении расходов, их низкая заинтересованность в наращивании собственной доходной базы; наличие федеральных необеспеченных мандатов;
    • Нет подотчетности обществу. Недостаточная открытость бюджетов и низкая вовлеченность гражданского общества в обсуждение целей и результатов бюджетных расходов.

    Чтобы исправить все недостатки, предлагается принять новую редакцию Бюджетного кодекса (править старую уже невозможно — с 1998 было внесено 9 блоков поправок). Разработать его собираются в 2013 году, чтобы начиная с 2014 поэтапно вводить в действие.

    Бюджетные задачи поколения

    Трехлетний срок планирования объявляется недостаточным, так что стратегия будет приниматься на срок 12 лет, а основные параметры бюджетной системы — на 18 лет — три президентских срока.

    В документе будут записаны:

    • долгосрочные цели социально-экономического развития
    • целевые индикаторы долгосрочного развития, утвержденные президентом и уточняемые каждый год в его послании Федеральному собранию.

    Основные принципы составления бюджетной стратегии:

    • консервативность базового варианта прогноза социально-экономического развития;
    • соблюдение нового бюджетного правила (ограничение расходования сверхдоходов от продажи нефти);
    • бездефицитность всех уровней бюджетной системы;
    • последовательное снижение ненефтегазового дефицита;
    • безопасный уровень госдолга: не более 15% ВВП с повышением в нем доли заимствований на внутреннем рынке;
    • все новые расходные обязательства должны быть обеспечены ресурсами;
    • наличие финансового резерва в виде нераспределенной части бюджетных расходов и критериев его распределения.

    Проект первой стратегии до 2030 года будет обнародован в начале 2013 года. Документ будет вноситься в Госдуму одновременно с проектом очередного трехлетнего бюджета. Но утверждать стратегию будет правительство.

    Документ будет ежегодно корректироваться, а каждые шесть лет утверждаться вновь на 12 лет вперед с условием сохранения преемственности стратегического планирования. Целостная система стратегического планирования на всех уровнях начнет внедряться с 2018 года.

    Каждые шесть лет будут переутверждаться госпрограммы по всем отраслям расходования средств, также рассчитанные на 12 лет.

    • Для каждой из госпрограмм в бюджетной стратегии будут установлены потолки бюджетных расходов в «базовом» и «дополнительном» вариантах.
    • Все расходы бюджета будут на 97,5% состоять из госпрограмм «в базовом варианте».
    • 2,5% — условно-распределенные расходы — резерв правительства. Их не обязательно тратить — они будут накапливаться все 12 лет с момента утверждения бюджетной стратегии. Через 12 лет нераспределенный резерв может составить до 27,5% расходов.
    • Их можно будет свободно секвестировать или тратить — в зависимости от состояния экономики.

    Аналогичным образом изменится бюджетное планирование для внебюджетных фондов: Пенсионного, а также социального и медицинского страхования.

    Бюджет без депутатов

    Переход на программный бюджет будет подкреплен законом «О государственном стратегическом планировании», уже внесенным в Госдуму. Он передаст основные полномочия по определению бюджетных задач правительству, а в субъектах федерации — исполнительным органам власти.

    Именно они будут определять «базовые комплектации» госпрограмм на все 12 лет планирования. Возможности вмешательства парламентариев в бюджетный процесс окажутся весьма ограниченными: распределить 2,5% условно-утвержденных расходов на следующий год.

    Регионам вывернут карманы

    Аналогичная реформа ждет и регионы с муниципалитетами:

    • распространить программный метод формирования бюджета на все уровни бюджетной системы;
    • ограничить долю краткосрочных (чаще всего — банковских) заимствований бюджетами. Наделить Федеральное казначейство правом выдавать за счет временно свободных средств краткосрочные бюджетные кредиты регионам и муниципалитетам;
    • ввести на региональном и местном уровнях бюджетное правило использования их конъюнктурных доходов, с сохранением части из них в местных резервных фондах — по типу федерального бюджетного правила;
    • перейти на трехлетние бюджеты на всех уровнях, вплоть до поселений, и шестилетнее бюджетное планирование на региональном уровне.
    • с 2015 года консолидировать по госпрограммам все федеральные субсидии регионам;
    • выделить обязательные и добровольные полномочия региональных и муниципальных уровней власти;
    • провести ревизию всей системы регулирования, включая ГОСТы и СанПиНы, с целью минимизировать подобное регулирование;
    • исключить из федеральных законов нормы, устанавливающие льготы и социальные выплаты регионов и местного самоуправления, одновременно отменив статью 153 закона 2004 года о монетизации льгот (122-ФЗ). Она устанавливает, что объем льгот, которые были получены до 2005 года, не может быть уменьшен. Минфин полагает, что эта норма утратила актуальность «в связи с переходом на адресный характер предоставления социальных льгот»;
    • расширить полномочия местных и региональных властей по сбору налогов: дать право выявлять объекты налогообложения и взыскивать налоговую задолженность.

    Госплан Российской Федерации

    Одновременно с 12-летним прогнозом социально-экономического развития страны правительство будет утверждать 30-летние прогнозы:

    • демографического развития,
    • функционирования пенсионной системы,
    • динамики природно-ресурсного потенциала,
    • научно-технического развития.

    На этот же период будут прогнозироваться показатели социально-экономического развития регионов.

    На шесть лет, то есть на срок полномочий президента, правительство будет принимать Основные направления своей деятельности.

    Совет безопасности будет утверждать — также на 12 лет — и каждые три года актуализировать Стратегию национальной безопасности.

    Источник: finmarket.ru