Минэкономразвития объяснило смысл законопроектов, разработанных в связи с реформой КНД

479

Глава Минэкономразвития РФ Максим Орешкин на состоявшемся в четверг заседании правительства рассказал о двух ключевых законопроектах из пакета о реформе контроля и дебюрократизации условий ведения бизнеса — законопроекте об обязательных требованиях и законопроекте о государственном и муниципальном контроле.

Основная цель актов – снизить нагрузку на хозяйствующих субъектов и повысить эффективность надзора. Как сказал Орешкин, чтобы достичь этой цели, нужно найти ответ на два основных вопроса: что проверять и как проверять?

Ответ на первый вопрос содержится в законопроекте об обязательных требованиях. Это системообразующий документ для внедрения механизма «регуляторной гильотины», им должны руководствоваться органы власти при разработке нормативных актов, содержащих обязательные требования.

Законопроектом закрепляется механизм «регуляторной гильотины». Он состоит в следующем: все акты правительства и федеральных органов исполнительной власти, содержащие обязательные требования, подлежат отмене до 1 января 2021 года. Перечень актов, на которые это правило не распространяется, будет установлен правительством.

Документом определяются понятие обязательного требования и основные принципы установления обязательных требований.

Из выступления Максима Орешкина

Во-первых, требования должны быть законными и обоснованными. Требования могут вводиться с единственной целью – для предотвращения вреда охраняемым законом ценностям.

Во-вторых, устанавливается принцип правовой определённости и системности обязательных требований. Требования не должны дублироваться и пересекаться по своему предмету и содержанию.

В-третьих, требования должны быть предсказуемыми. Для этого устанавливаются сроки вступления в силу актов с обязательными требованиями. Предусмотрено, что они должны вступать либо с 1 марта, либо с 1 сентября, но не ранее чем через три месяца после дня официального опубликования.

Наконец, закрепляется принцип исполнимости обязательных требований. То есть у всех тех, кому эти требования адресованы, должна быть возможность их реализовать. В качестве фильтра для требований, которые не отвечают перечисленным выше принципам, выступает процедура оценки регулирующего воздействия, а в отношении уже действующих требований – процедура оценки фактического воздействия.

Второй вопрос: как проверять эти требования? Ответ на него дан в законопроекте о государственном и муниципальном контроле. Цель закона – превращение контроля из тормоза в драйвер экономического роста.

Для этого законопроект даёт новые подходы к контролю и новые инструменты работы. Приоритетной задачей контролёра станет профилактика, а не поиск нарушений и сбор штрафов. Информирование и консультации будут доступны всем, а сложные и специальные формы профилактики – организациям в зоне риска. Управление рисками позволит ограничить контроль только за самыми опасными для охраняемых ценностей объектами и оперативно реагировать на сигналы, свидетельствующие о повышении риска, пояснил Орешкин.

Цифровая открытость сведений и право на досудебное обжалование гарантирует защиту прав бизнеса. Весь контроль должен перейти на «цифру», заявил министр, отметив, что работа над документами еще не завершена.

Выступавшая после Орешкина глава Банка России Эльвира Набиуллина заявила, что у ЦБ есть замечания по обоим законопроектам. Документы, сказала она, не должны распространяться на сферу деятельности Центробанка, поскольку порядок подготовки нормативно-правовых актов и обязательных требований в сфере деятельности ЦБ установлен законом о Центральном банке. Ряд же положений новых законопроектов противоречит закону о ЦБ. Набиуллина попросила премьер-министра Дмитрия Медведева восстановить в документах соответствующие изъятия. Максим Орешкин предложил перенести пункты, вступающие в коллизию с законом о ЦБ, в этот самый закон «и там это отрегулировать».

Медведев заметил, что вопрос «не совсем простой, но на него нужно получить ответ» — после обсуждения проблемы «и с рынком, и с банками, и с другими участниками финансово-кредитной деятельности» — юридическими и физическими лицами.

Законопроекты будут внесены в Госдуму.

Следите за нашим Телеграм-каналом, чтобы не пропускать самое важное!

Поделиться: