Международные информационные системы – от хаотичной информатизации к экономической киберсистеме

Авторы:

Ведута Елена Николаевна, д.э.н, профессор МГУ им. М. В. Ломоносова, заведующая кафедрой стратегического планирования и экономической политики.

Домрачев Алексей Александрович, советник департамента проектов по информатизации министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций.

Евтушенко Сергей Николаевич, действительный государственный советник Российской Федерации, референт аппарата правительства РФ.

Кравченко Роман Александрович, заместитель руководителя АНО «Научная школа стратегического планирования Н. И. Ведуты» по науке.

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы цифровой трансформации международных взаимоотношений в рамках региональной экономической интеграции на постсоветском пространстве. Анализируются использованные принципы и созданные инструменты информационного обмена в процессе экономического взаимодействия субъектов интеграции и развития. Декларируется необходимость совершенствования существующей экономической модели взаимодействия между этими субъектами на основе построения национальной цифровой платформы высшего уровня на принципах экономической кибернетики с использованием алгоритмов динамической модели межотраслевого-межсекторного баланса.

Интеграция в условиях либерализма

Международная экономическая интеграция, прежде всего на постсоветском пространстве, а также на европейском и азиатско-тихоокеанском направлениях провозглашается одним из долгосрочных приоритетов России. В нулевые годы интеграционные процессы сформировали запрос на создание международных информационных систем в сфере внешней и взаимной торговли (далее – МИС). В последние годы формируется тенденция на цифровую трансформацию экономики и государственного управления, в том числе в области международных экономических отношений. Созданный в 2014 году Евразийский экономический союз (ЕАЭС) стал основным механизмом интеграции постсоветских государств. В качестве основных целей ЕАЭС заявлено создание условий для стабильного развития экономик государств-членов в интересах повышения жизненного уровня их населения; стремление к формированию единого рынка товаров, услуг, капитала и трудовых ресурсов в рамках Союза; всесторонняя модернизация, кооперация и повышение конкурентоспособности национальных экономик в условиях глобальной экономики. Участниками Союза в последние несколько лет активно обсуждается цифровая повестка, в рамках которой предполагается осуществление цифровой трансформации взаимодействия стран-участников.

Ключевой проблемой создания МИС являлось обеспечение достаточного уровня взаимного доверия участников различных юрисдикций к информации, обслуживающей процессы экономического взаимодействия. Решение этой задачи в период начала интеграционных процессов было невозможно, т.к. в основе взаимодействия государств лежали принципы «laissez faire», выработанные экономистами середины XVIII века. В условиях действия транснациональных корпораций (ТНК), наличия стран-эмитентов ключевых валют применение указанных принципов свободной торговли приводит к перераспределению капитала в пользу ТНК и ведущих стран. В этой связи участники экономической деятельности в странах ЕАЭС были заинтересованы в обслуживании этих процессов, но не в налаживании доверия в рамках экономической интеграции.

Настоящее время характеризуется началом торговых, санкционных войн, всеобщего разобщения, диктуемого ТНК. Объединение в этих условиях требует применения новых управленческих методов и орудий труда – цифровых технологий, обеспечивающих достоверность сбора и обработки информации с целью координации деятельности экономических субъектов в общественном масштабе. Последнее предполагает применение объективных математических расчетов экономической динамики с использованием методологии «затраты-выпуск», что позволит формировать и отражать в цифровой форме истинные цены производителей, выражающие действительные затраты, а также доходы. Практическим воплощением должна служить цифровая платформа верхнего уровня (далее – Платформа), работающая на принципах экономической кибернетики. Все вместо это служит задачам создания цифровых инструментов управления экономикой, в том числе интеграционным доверием.

Начальный пакет идей, нацеленных на решение проблем интеграции в научной, инженерной и правовой плоскостях, был сформирован в 2002–2008 годах ФАПСИ при президенте Российской Федерации и Росинформтехнологией. Он заключался в формировании специального гуманитарно-технологического механизма доверенной третьей стороны (далее – ДТС), который носил преимущественно инфраструктурный характер. За указанный период были отработаны пилотные проекты, разработаны правовые обоснования реализации проекта. В то же время совершенствовались аналитические системы поддержки принятия управленческих решений в виде развития технической инфраструктуры ситуационных центров президента РФ, а также системно разрозненных региональных и ведомственных информационно-аналитических систем. Широкая практическая реализация этих подходов началась в 2009 году, когда была создана комиссия Таможенного союза, и продолжалась вплоть до создания Евразийского экономического союза. Были подписаны два профильных соглашения о создании двухуровневой информационной системы (интеграционный и национальные сегменты) и о взаимном признании электронных документов. Эти же идеи в 2015 году легли в основу ИКТ-раздела Договора о ЕАЭС. Начальные идеи инфраструктурного характера, сформированные ещё в 2002 году, оказались продуктивными и сыграли свою положительную роль в развитии МИС. На основе описанных подходов составлялись планы работ и определялись комплексы мер.

Проведенные мероприятия и созданные системы в современных условиях нежизнеспособны. Требование пропорциональности экономического развития и формирования доверия диктует использование Платформы для строгого экономического обоснования производственных инвестиций.

Примером может служить необходимость выполнения задачи, поставленной в майском 2018 года указе президента Российской Федерации – строительство и использование международных транспортных коридоров Запад-Восток и Север-Юг. Указанный масштабный проект имеет огромную геополитическую роль, но гарантировать реализацию этой задачи в увязке с другими целями социально-экономического развития, экономической интеграции, экологических проблем и др., возможно только в условиях применения объективных расчетов с использованием экономической киберсистемы (Платформы). Вместе с тем, гарантия реализации этого подхода будет иметь место только при включении соответствующих мероприятий в формируемые в настоящее время национальные программы, в том числе в программу «Цифровая экономика Российской Федерации», а также – основные направления деятельности Правительства Российской Федерации (ОНДП).

Очевидно, что отсутствие действенных шагов по внедрению цифровой платформы высшего уровня, использующей принципы технической и экономической кибернетики, ставит под сомнение обеспечение рывка развития, требуемого президентом Российской Федерации, цементирует отставание от передовых мировых практик и не позволит России шагнуть в новые экономические отношения в связи с всё увеличивающимся разрывом в масштабе целеполаганий. Отсутствие государственного планирования экономики с использованием обоснованных экономических расчетов увеличивает риски того, что упомянутые транспортные коридоры не будут реализованы в необходимые сроки. В этом случае высокие шансы выигрыша имеет конкурентная альтернатива в виде Нового шелкового пути, поддержанного китайскими инвестициями в размере около триллиона долларов, который пройдет южным маршрутом через Азербайджан и Турцию, где инфраструктура, в том числе цифровая, уже для этого создаётся в опережающем порядке.

Для повышения эффективности управления социально-экономическим развитием, решения задач международной экономической интеграции, государственного управления и цифровой трансформации экономики необходим переход к созданию международной цифровой платформы высшего уровня на принципах экономической кибернетики.

Экономический взгляд на построение интегрирующей цифровой платформы

Экономико-математическая модель, используемая при построении Платформы, должна обеспечивать соответствие требованиям объективных экономических законов: пропорциональности общественного производства и его эффективности (экономии времени), оптимизации структуры конечного продукта с точки зрения роста полезности (общественного блага), что предполагает использование информации по динамике цен равновесия потребительского рынка.

Управляющим параметром в этом случае являются государственные производственные инвестиции, которые могут быть совместными с бизнесом (государственно-частное партнерство). В результате применения алгоритмов математического моделирования с использованием динамической модели межотраслевого-межсекторного баланса (МОСБ) определяется распределение производственных инвестиций по отраслям экономики, максимальный прирост реальной платежеспособности национальных валют за счет оптимизации структуры конечного продукта для потребительского рынка, плановый межотраслевой-межсекторный баланс на предстоящие периоды.

Экономическая киберсистема такого типа представляет из себя иерархию взаимоувязанных цифровых платформ различной функциональности. Платформа высшего уровня задает требования к сбору и обработке экономической информации, построению систем поддержки принятия управленческих решений и отраслевых цифровых платформ, позволяет адаптировать существующие технические решения для управления экономическими, техническими процессами. При этом могут использоваться методы количественной и качественной (экспертной) оценки влияния на процесс тарифных и нетарифных барьеров, включая оценку торгового сопротивления, метод ценового разрыва, гравитационные модели торговли и эконометрические оценки параметров функции спроса на импорт, оценки эластичностей спроса и замещения между импортерами как параметров потенциального роста экспорта и т.д.

Практическое применение Платформы обеспечит функционирование пространства доверия экономической информации за счет применения системного подхода к сбору и обработке данных, использования технологий распределенных реестров с учетом национальной специфики, семантического ядра, применения отраслевых моделей бизнес-процессов, открытого интерфейса для обеспечения взаимодействия смежных подсистем, «сквозных» цифровых технологий и др.

В мировой практике с 1998 года в ряде передовых экономик (Сингапур, Южная Корея, Паназиатский альянс в части использования электронной коммерции) осуществляются попытки решения задач объединения информации о деятельности различных экономических агентов и государственных органов. Например, эти подходы эффективно используются в системе Pay-Bye-Ship, но далеко не всегда служат целям управления экономической системой государств и поэтому не решают задачи бескризисного (пропорционального) роста национальных экономик в условиях сбалансированного взаимодействия экономических субъектов на различных уровнях.

С одной стороны, Россия существенно отстает в части использования возможностей современных цифровых технологий, и в этой связи важно изучать опыт передовых стран по внедрению отраслевых цифровых платформ, электронной коммерции, цифровых инструментов оказания государственных услуг. С другой стороны, для достижения цели – обеспечение конкурентоспособности продуктов и услуг, бескризисного роста общественного блага, при построении Платформы – необходимо использование принципов экономической кибернетики, инструментария искусственного интеллекта (в том числе алгоритмов динамической модели МОСБ), системной инженерии, информационной безопасности. В этой части у стран, входящих в ЕАЭС, имеются неоспоримые преимущества. Среди них можно назвать:

  • научную школу экономической кибернетики (кафедра государственного управления и экономической политики МГУ им. М. В. Ломоносова, Научная школа стратегического планирования Н. И. Ведуты);
  • высокий потенциал в сфере создания технических систем управления с использованием цифровых технологий для различных отраслей и секторов экономики (МНИИПУ);
  • методы искусственного интеллекта (МФТИ);
  • методы семантической интероперабельности (РЭУ им. Плеханова);
  • методы когнитивного моделирования и эволюционных вычислений (ИПУ РАН);
  • систему распределенных ситуационных центров ;
  • инструменты внедрения «сквозных» цифровых технологий и многое другое.

Эффективность внедрения экономической киберсистемы

Использование предложенной экономико-математической модели (динамическая модель МОСБ) в качестве ядра экономической киберсистемы, играющей роль интеграционной платформы высшего уровня, дает возможность выработать и применить альтернативную экономическую политику. Использование модели позволяет системно определить роли и принципы планирования деятельности участников экономического оборота; рассчитать в виртуальной среде (до реального воплощения) необходимые производственные связи для удовлетворения конечных потребностей (государство, домохозяйства, экспортеры), выбрать наиболее эффективные способы модернизации производства и определить тем самым распределение производственных инвестиций.

В основе использования киберсистемы лежит интеграция государств в части совместного использования трудовых и природных ресурсов, производственной базы и потребительского рынка. В рамках киберсистемы появляется возможность рационального, т.е. обоснованного расчетами размещения производительных сил с учетом международного разделения труда, национальных и интеграционных потребностей – совместная оборона, консолидированная политика на внешних рынках, устойчивые рост доходов населения, сглаживание неравенства и пр.

Практическая реализация расчетов «затраты-выпуск» в режиме реального времени с учетом обратной связи позволит перейти от хаотического развития экономики сегодня к ее управлению, обеспечивая рост реальной платежеспособности национальных валют, доходов граждан и ликвидацию инфляции. Управление экономикой посредством экономической киберсистемы, организующей сбор исходной информации, ее анализ и расчет траектории, есть альтернатива глобальному экономическому хаосу или так называемому курсу либерального глобализма, диктуемого транснациональными корпорациями. Данный инструмент позволяет преодолеть монополизм транснациональных корпораций (ТНК) в интересах большинства граждан ЕАЭС и открывает перспективы присоединения к интеграционной цифровой платформе государств, не входящих в ЕАЭС, нацеленных на выход из глобального кризиса. Экономическая кибернетика как доктрина станет важнейшим конкурентным преимуществом ЕАЭС в мировой гонке цифровой трансформации.

С учетом изложенного необходимо сделать следующие выводы:

  • Одной из главных проблем информатизации всегда считалась межведомственная разобщённость в используемых решениях при наличии схожих проблем и возможности унификации. Много усилий направлялось на снятие таких барьеров, но радикально тенденция не переломлена. Сейчас происходит, по сути, переиздание ведомственных планов информатизации под новой цифровой вывеской. Это грозит даже не столько дублированием расходов бюджетных средств, сколько тем, что через шесть лет уже невозможно будет склеить лоскутную информатизацию (цифровизацию). Информатизация пошла по пути цифровизации хаоса и не ставит задачу управления экономикой. При таком подходе цифровая трансформация закончится как советский проект ОГАС, но с худшими социально-экономическими последствиями.
  • Требуется внедрение в практику государственного, межгосударственного управления цифровым развитием использование экономической киберсистемы, которая осуществляет координацию межгосударственных, государственных, отраслевых и секторальных платформ с точки зрения роста общественного блага. На ее основе управляющими органами ЕАЭС будут рассчитываться как план развития, так и его корректировка в режиме реального времени с учетом обратной связи от конечных потребителей и производителей с предложениями по новым технологиям.
  • Для выработки функциональных приоритетов цифровой трансформации должны быть выработаны методики внедрения экономической киберсистемы, включающей как цифровую платформу высшего уровня, так и отраслевые, секторальные решения, платформы оказания государственных услуг. Первичные платформы станут структурообразующими факторами для планов цифровизации с учётом наработанного массива проектов и программ. Реализация последующих планов в рамках единой киберсистемы должно привести к формированию сети платформ, работающих на общественное благо и увязанных с международными (не входящими в ЕАЭС) цифровыми платформами в части передачи информации при соблюдении национальных требований по информационной безопасности.
  • Предлагаемая к внедрению экономическая киберсистема позволит уже с самого начала практической реализации инвестиционных проектов описать в виртуальной среде динамику движения экономики ЕАЭС к декларированным целям и ограничений по ресурсам, а также обеспечит постоянный рост эффективности административных решений и производительности управленческого труда. Использование предлагаемой к целенаправленной разработке экономической киберсистемы на основе существующей динамической модели МОСБ позволит повышать как реальные доходы граждан, так и уровень платёжеспособности национальных валют.
  • В качестве первоочередной меры для запуска обновленной модели планирования экономикой и цифровой трансформации должно стать создание в рамках ОНДП специализированного Международного центра экономической кибернетики на базе передовых отечественных научных, исследовательских и образовательных организаций.