Правительство РФ утвердило план реализации стратегии государственной политики в области защиты прав потребителей на период до 2030 года. План, в частности, включает мероприятия по защите персональных данных граждан – в том числе в Интернете.
План утвержден распоряжением правительства от 23 марта 2018 года №481-р. Документом предусмотрено:
- совершенствование нормативно-правовой базы в сфере защиты прав потребителей;
- мониторинг, анализ правоприменения, изучение международного опыта в сфере защиты прав потребителей;
- развитие информационных ресурсов и альтернативных механизмов разрешения споров, содействие просвещению потребителей;
- развитие регионального и местного уровней национальной системы защиты прав потребителей, содействие деятельности общественных объединений потребителей;
- развитие рыночной конъюнктуры, направленной на обеспечение потребителей большим выбором товаров и услуг при более низких ценах и продвижение принципов рациональных моделей потребления.
В области защиты персональных данных предусмотрена, например, актуализация правил продажи товаров дистанционным способом, введение запрета на понуждение потребителей к предоставлению ПД в случаях, когда предоставление таких данных не предусмотрено законодательством Российской Федерации, разработка и утверждение концепции создания и развития мобильного приложения, объединяющего существующие сервисы по проверке маркировки товаров и хранению электронных кассовых чеков, а также новые сервисы получения информации об отраслевых рейтингах, отзывах потребителей, сведений о небезопасной и отозванной продукции, результатах общественной экспертизы товаров и другие сервисы, и т.д.
Над рядом пунктов из плана, напомним, работа уже началась.
Выдержка из плана мероприятий по реализации стратегии государственной политики РФ в области защиты прав потребителей на период до 2030 года
Совершенствование нормативно-правовой базы в сфере защиты прав потребителей |
Разработка нормативного правового акта, предусматривающего введение запрета на понуждение потребителей под угрозой отказа в совершении сделки к предоставлению персональных данных в случаях, когда предоставление таких данных не предусмотрено законодательством Российской Федерации и не связано с совершением сделки по реализации товаров (работ, услуг), а также через установление административной ответственности за нарушение такого запрета.
|
Разработка нормативного правового акта, предусматривающего совершенствование безопасности осуществления электронных платежей, в том числе с использованием реквизитов платежных карт.
|
Разработка нормативного правового акта, предусматривающего актуализацию состава информации о продавце (изготовителе, исполнителе) и товарах (работах, услугах), доведение которой до сведения потребителя является обязательным, а также о размещении такой информации на сайтах в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (в соответствующих мобильных приложениях) продавца, исполнителя, агрегатора.
|
Разработка нормативного правового акта, предусматривающего создание механизмов, направленных на обеспечение полноты и достоверности размещаемой в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» информации о продавце, исполнителе, агрегаторе с учетом возможности использования Единого государственного реестра юридических лиц (Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей).
|
Разработка нормативного правового акта, предусматривающего создание и функционирование онлайн-сервиса досудебного урегулирования споров.
|
Разработка нормативного правового акта, предусматривающего актуализацию правил продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг потребителям, устанавливающего дополнительные меры защиты социально уязвимых категорий потребителей, а также актуализацию правил продажи товаров дистанционным способом.
|
Развитие информационных ресурсов в сфере защиты прав потребителей и альтернативных механизмов разрешения споров, содействие просвещению и образованию потребителей |
Разработка и утверждение концепции поэтапного создания и развития новой цифровой платформы для потребителей на базе государственного информационного ресурса в области защиты прав потребителей, качества и безопасности товаров, работ и услуг, предусматривающей создание в том числе информационных сервисов для потребителей, направленных на решение типичных жизненных ситуаций, получение полной информации из государственных и иных ресурсов о лицензиях, разрешениях, документах о подтверждении соответствия продукции (работ, услуг), о воздействии товаров на здоровье человека и иной потребительской информации с учетом исключения дублирования функций существующих коммерческих сервисов.
|
Ввод в промышленную эксплуатацию цифровой платформы для потребителей.
|
Разработка и утверждение концепции создания и развития мобильного приложения, объединяющего существующие сервисы по проверке маркировки товаров и хранению электронных кассовых чеков, а также новые сервисы получения информации об отраслевых рейтингах, отзывах потребителей, сведений о небезопасной и отозванной продукции, результатах общественной экспертизы товаров и другие сервисы.
|
Запуск в промышленную эксплуатацию мобильного приложения для потребителей.
|
Подготовка предложений по повышению цифровой грамотности потребителей в целях приобретения потребителями достаточных знаний и умений, необходимых для безопасного и эффективного использования цифровых технологий и ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» при приобретении товаров и услуг.
|
Создание онлайн-сервиса досудебного урегулирования споров на основе лучших практик, учитывающего развитие института независимой экспертизы качества товаров и услуг, с участием общественных объединений, ассоциаций (союзов) потребителей и проведение информационной кампании.
|
Развитие регионального и местного уровня национальной системы защиты прав потребителей, содействие деятельности общественных объединений потребителей |
Реализация пилотного проекта для организации в многофункциональных центрах (МФЦ) консультирования населения по вопросам защиты прав потребителей, в том числе на финансовых рынках.
|
Формирование предложений о возможности обеспечения приема обращений потребителей через МФЦ и Единый портал госуслуг.
|
Развитие международного сотрудничества |
Внесение в повестки Всемирной торговой организации, Группы G-20 вопросов о межгосударственном сотрудничестве в сфере борьбы с недобросовестной трансграничной предпринимательской деятельностью хозяйствующих субъектов, нарушающих права потребителей, едином глобальном информационном ресурсе в области защиты прав потребителей, повышении цифровой грамотности потребителей.
|