McDonald’s и «Кофе-хаус» отказались платить за музыку РАО и ВОИС

    499

    Многие магазины, кафе и другие заведения, в которых звучит музыка, отказываются платить авторские отчисления аккредитованным при Минкультуры «Российскому авторскому обществу» (РАО) и «Всероссийской Организации Интеллектуальной Собственности» (ВОИС), считая их расценки необоснованно завышенными. Среди этих «отказников» — такие известные организации, как McDonald’s, «Кофе-хаус», «Спортмастер», сообщает РБК.

    Заведения, тем не менее, не имеют в виду полный отказ от платы за музыку — просто они заключили договоры с другими компаниями, не такими крупными, не требующими с клиентов заоблачных сумм, и работающими напрямую с правообладателями.

    Такой расклад устраивает кафе и магазины: они платят меньше, а схема получения авторами денег куда прозрачнее. Ведь РАО и ВОИС перечисляют правообладателям не все собранные средства. Часть их (до 40%) они оставляют себе. Последить, действительно ли исполнители получили адекватную сумму, довольно сложно, а в случае иностранных артистов — почти нереально.

    Аккредитованные организации-сборщики «музыкальных денег», тем не менее, даже зная о заключенных контрактах с другими посредниками, подают в суд на McDonald’s и других «бунтовщиков». Правда, суд обычно выносит решение не в их пользу.

    Эта ситуация демонстрирует несовершенство системы защиты авторских прав в России. С одной стороны, закон есть: любое публичное исполнение фонограмм в коммерческих целях требует перечисления вознаграждения авторам произведений. С другой, аккредитованные Минкультуры компании-охранники так задирают цены, что работать с ними становится невыгодно.

    Сложившиеся методы защиты авторских прав вызывают критику и у участников IT-рынка. Так, гендиректор компании 1С Борис Нуралиев в интервью D-Russia.ru указал на то, что права иностранных производителей софта, например, не всегда защищаются в России адекватно, что влияет на доходы российских программистов. «Одно дело нам, российским производителям, конкурировать с более дорогим, рекламируемым, сильно лоббируемым, легальным западным софтом, и другое дело – конкурировать с этим же софтом, но еще нелегальным и бесплатным. Наши-то права защищаются, нам потребитель деньги должен платить, а иностранным конкурентам – нет. Чья, спрашивается, доля, не в деньгах, а installed base, на рынке будет быстрее расти? Угадайте с трех раз», — сказал он.