Mail.Ru предоставила бюро кредитных историй доступ к данным пользователей «ВКонтакте» — СМИ

873

Национальное бюро кредитных историй (НБКИ) разработало сервис по проверке аккаунтов заёмщиков в социальных сетях. Технологическую помощь бюро оказала Mail.Ru Group, которая владеет одноименным порталом и почтовым сервисом, соцсетями «ВКонтакте» и «Одноклассники» и другими, сообщает РБК со ссылкой на источники, знакомые с вопросом.

В результате одно из крупнейших российских бюро кредитных историй получило возможность использовать информацию о пользователях ресурсов Mail.Ru Group и оказывать на ее базе услуги другим компаниям (услугами бюро пользуются более четырех тысяч компаний).

По данным Mail.Ru Group, у «ВКонтакте» 97 миллионов пользователей в месяц. В базе НБКИ около 210 миллионов записей кредитных историй 84 миллионов россиян. В настоящее время заёмщиков с действующими обязательствами около 40 миллионов человек, по данным НБКИ. Условия сотрудничества с НБКИ Mail.Ru Group не раскрывает. По оценке представителя одного из участников рынка обработки данных, небольшой банк может платить за услуги скоринга (проверки заемщиков банков и клиентов страховых компаний) около 10 миллионов рублей в год, крупный — ту же сумму, но в месяц.

Как уточнил представитель Mail.Ru Group, в новом сервисе НБКИ поиск будет осуществляться только по актуальным открытым данным. Однако он не объяснил, как получают согласие пользователей на предоставление доступа к информации о них при работе нового сервиса.

Согласно пункту 5.8 пользовательского соглашения «ВКонтакте», администрация сети вправе «использовать предоставленную пользователем информацию, в том числе персональные данные, а также передавать ее третьим лицам в целях соблюдения требований действующего законодательства России, защиты прав и интересов пользователей, администрации сайта, третьих лиц». Пункт 5.1.4 правил защиты информации о пользователях предусматривает, что пользователь соглашается на передачу аффилированным лицам и партнерам результатов автоматизированной обработки своих данных с применением «различных моделей оценки информации».

«ВКонтакте» vs «Дабл»

Напомним, «ВКонтакте» больше года судится с компанией «Дабл» (работает под брендом Double Data), которая специализируется на data mining — сборе общедоступных данных с помощью программ, которые регулярно «обходят» самые популярные ресурсы и агрегируют информацию о пользователях. Затем на основе этих данных строятся портреты потенциальных заемщиков — по заказу банков или бюро кредитных историй.

Изначально иск о нарушении интеллектуальных прав «ВКонтакте» на базу данных (то есть саму социальную сеть как совокупность информации о пользователях) был подан компанией против ООО «Дабл» и НБКИ. Однако в августе прошлого года бюро заключило мировое соглашение с владельцем соцсети, обязавшись не использовать технологии по извлечению информации о пользователях без разрешения компании.

В октябре 2017 суд отклонил иск «ВКонтакте» к «Дабл», согласившись с доводами ответичика о том, что компания собирает только общедоступные данные и «является по сути поисковой системой». «ВКонтакте» обратилась в Девятый апелляционный суд, который встал на сторону социальной сети. В его решении было указано, что соцсеть гарантировала своим пользователям защиту от посторонних лиц и не давала разрешения на сбор информации о них.

«Дабл» собирался подать кассацию, однако «ВКонтакте» подала жалобу в Суд по интеллектуальным правам. Представитель Mail.Ru Group не раскрыл ее суть. Ранее апелляционная инстанция отклонила два требования «ВКонтакте» о том, чтобы обязать «Дабл» уничтожить всю собранную информацию и выплатить символическую компенсацию в 1 рубль. «Оспаривается отказ выплатить рубль для ускорения процесса», — утверждает собеседник, близкий к одной из сторон.