Кто платит, тот и в «цифре»

    57

    Десятка каналов, попавших во второй цифровой мультиплекс, мало кого удивила: конкурсная комиссия выбрала представителей крупных медиахолдингов, которые уже не первый год имеют устойчивые позиции в рейтингах TNS. Вот и получился второй мультиплекс скорее развлекательным, чем информационным или образовательным. Выбирать особенно не из чего – государство запросило немалую цену за цифровое вещание по всей стране, что исключило возможность участия молодых и перспективных.

    На пресс-конференции по итогам конкурса глава Роскомнадзора Александр Жаров сообщил, что одной из серьезных причин, по которой некоторые каналы-претенденты не прошли отбор, было отсутствие уверенности, что они «потянут» затраты на проект.

    Создается ощущение, что недострой первого мультиплекса государство решило сполна компенсировать за счет телеканалов «второго эшелона»: победители обязаны заключить контракт на распространение сигнала с ФГУП «Российская телевизионная и радиовещательная сеть» (РТРС) на сумму 944 млн рублей. Канал «Звезда», например, даже планирует взять под эти цели кредит.

    Производство контента – дело ущербное: бешеные затраты на него окупает отдел рекламы, продающий с потрохами аудиторию «от 4 до 99». Очевидно, что недостатка в рекламных средствах не испытывают каналы, которые нравятся всем, а эти «все» живут далеко от двух столиц. Вот и получается усредненная развлекательная картина с уже набившими оскомину реалити-шоу и «хорошими шутками», которые для лучшего усвоения сопровождаются записью смеха.

    Телеканалы, не прошедшие отбор, вполне подходили к общей концепции мультиплекса (по мнению конкурсной комиссии, он получился «сбалансированным»). Беда их в том, что они нишевые: мистический ТВ3, мужской «Перец», молодежный «21+», музыкальные MTV и «О2ТВ», мультипликационный 2×2, общественно-политический, но все же молодежный «Дождь». По поводу последнего было много шумихи в медиасфере, но лично мне больше по душе профессиональный и ехидный «РЕН ТВ», чем канал, корреспонденты которого записывают репортажи на iPhone.

    По наивности мне представлялось, что миссия цифровизации (хотя бы декларативно) – социальная: наладить канал связи с теми людьми, у которых нет доступа к другим средствам массовой информации, заниматься образованием населения, повышением качества контента, стимулированием конкуренции между каналами. Но, еще раз просмотрев программу «Развитие телерадиовещания в Российской Федерации на 2009-2015 годы», я убедилась, что подобных целей в ней нет и не было. Главное — обеспечить население «многоканальным вещанием с гарантированным предоставлением общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов заданного качества».

    Заданное качество, будем надеяться, с грехом пополам обеспечат. А вот с контентом – беда. Еле набрали телеканалы во второй мультиплекс, что же будет с третьим региональным?

    Источник: comnews.ru