Кто не спрятался, Google не виноват

Кто не спрятался, Google не виноват

На прошлой неделе Google осчастливила пользователей Gmail возможностью отправлять письма, не зная адреса контрагента. Gmail находит этот адрес в социальной сети Google+ в «кругах» пользователя.

Пользователи и эксперты отреагировали, конечно же, отрицательно. Специализирующийся на защите тайны частной жизни адвокат Саймон Дэвис (Simon Davies) выразил свое отношение так: «Это последний из сомнительных шагов, предпринятых Google с целью кооптировать в Google+ пользователей других сервисов Google».

Смысл события, однако, не в том, что Google, как советский продавец, продает Gmail «с нагрузкой» в виде другого своего сервиса. И не в том, что новая функция Gmail имеет мало практического смысла: зачем, в самом деле, писать письма малознакомому или вовсе незнакомому участнику социальной сети, к которому в ней же и можно обратиться?

Важнее то, что Google наглядно и просто, даже цинично, без помощи Сноудена и Ассанжа, демонстрирует миру деградацию privacy как института. Фактически компания открыто заявляет: «Да, ради собственной выгоды мы ведем промышленную разработку данных, лично принадлежащих нашим пользователям, и не то что не считаем это зазорным, но даже удивлены, что вы не рады возможности получать письма от тех, кому не давали свой адрес». Ссылки на то, что избавиться от непрошеных писем можно запрещающими настройками, неубедительны, поскольку по умолчанию включено «Разрешить всем».

Не первый случай такого рода. В 2010-м Google уже предпринимала попытку загнать, не спрашивая, пользователей Gmail в другую свою социальную сеть, Buzz (закрыта в 2011 году).

В ноябре прошлого года, Google сочла себя вправе употребить пользователей в качестве рекламных агентов. Отметка «g+1», сделанная вами по поводу продаваемого (или рекламируемого) Google товара или услуги, демонстрируется вашим партнерам по Google+ как рекомендация. Хотя это ни разу не рекомендательный сервис – отрицательный отзыв Google не то что никому не покажет, но даже не позволит сделать, никакого «g-1» не предусмотрено. По этому поводу Дэвис, упомянем его еще раз, написал и отправил в Европу (в Еврокомиссию и еще отдельно правительствам 15 стран) обстоятельнейшую, на девяти страницах, жалобу.

Весной 2010 года, в Германии, Google поймали с поличным на сборе данных о частных точках доступа WiFi и WiFi-трафика. Занимались этим автомобили Google, выполняющие панорамные съемки городов. Google созналась в содеянном, объяснив все ошибкой программиста, сделанной аж в 2006 году. Из чего между прочим следует, что слежка по ошибке велась четыре года.

Сканирование почтовых ящиков Gmail роботом ради публикации адаптированной под пользователя рекламы следует признать самым безобидным по отношению к privacy деянием Google. Однако странным образом именно оно 10 лет назад (время появления Gmail) возмутило не привыкшую к такому обращению публику сильнее, чем история с перехватом WiFi-трафика или нынешняя неявная публикация почтовых адресов пользователей в Google+.

События эти выстраиваются во вполне понятный ряд, не правда ли.

То, что Google собирает и использует без ведома пользователя личные данные, изредка встречает сопротивление в ЕС и отдельных странах Европы, во Франции, например, и в Голландии. Но сопротивление символическое, штрафы в сотню тысяч евро для Google смехотворны (Microsoft и Intel, заметим, в ЕС наказывали куда серьезнее, на миллиарды долларов).

Что с этим делать? Считаться. Принять к сведению, что privacy как установление, как институт деградирует, и что Google споспешествует этой деградации эффективнее, чем АНБ. Потому что, в отличие от АНБ, открыто следит за всеми, до кого может дотянуться. Таких очень много. Только в Gmail осенью прошлого года были зарегистрированы более 420 миллионов ящиков.

Мой интернет-провайдер знает обо мне недопустимо много, больше, чем кто бы то ни было, однако я опасаюсь его меньше, чем Google, потому что провайдер не станет «пылесосить» мой трафик, не в этом смысл его бизнеса. А у Google, крупнейшего в мире рекламного агентства, смысл бизнеса именно в том, чтобы отслеживать мой трафик, и мне неизвестно, как результаты этой слежки будут использованы. Еще своего провайдера я могу сменить, если захочу. А вот от Google отказаться не смогу, т.к. ценный архив, накопленный в почтовом ящике Gmail за 10 лет, просто некуда деть. Планшет на Android опять же, не выбрасывать ведь. Youtube. И пр.

Что с этим делать? Считаться. Принять к сведению. Понять, что необходима осторожность и аккуратность. Что пересланный по Gmail архив WinRAR, закрытый правильным паролем и сегодня недоступный для взлома, ваши внуки просмотрят с легкостью, а Google, если захочет, что, конечно, вряд ли, просмотрит и сегодня. Что возможность доступа к фото, сделанным вашим айфоном и оказавшимся в облаке, в равной степени есть и вас, и у Apple. Что вы не ребенок, который может объявить себя «в домике».

do essay

765qwerty765
Print Friendly
Условия использования
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на сайт Экспертного центра электронного государства d-russia.ru обязательна.
Партнеры