Координация расходов на информатизацию

    83

    Ежегодно на информатизацию только федеральных органов исполнительной власти государство тратит порядка 100 млрд. рублей.  При этом централизованные расходы на реализацию государственной программы Российской Федерации «Информационное общество (2011-2020 годы)» в 2011-2013 году составляют 9,3 млрд. рублей.  Остальные средства расходуются федеральными органами исполнительной власти самостоятельно, в рамках реализации ведомственных функций и полномочий, требующих применения информационных телекоммуникационных технологий.

    До 2010 года централизованная координация расходов на информатизацию на государственном уровне не осуществлялась. Ведомства самостоятельно определяли свои потребности в информационных телекоммуникационных технологиях и решениях и включали соответствующие объемы финансирования в бюджетную заявку, направляемую в Минфин России.

    Отсутствие регламентированных механизмов координации и необходимой компетенции в области информационных телекоммуникационных технологий у Минфина России зачастую приводило к неэффективному расходованию бюджетных средств на информатизацию – мероприятия дублировались, не соответствовали содержанию решаемой задачи, подразумевали использование дорогостоящих и часто не оптимальных технологий и продуктов и т.д.

    Описанную ситуацию с ведомственной информатизацией удалось переломить только к середине 2010 года, когда по инициативе Минкомсвязи России Правительством Российской Федерации было принято Постановление от 24 мая 2010 г. №365 «О координации мероприятий по использованию информационно-коммуникационных технологий в деятельности государственных органов» (далее – постановление № 365).

    Целью принятия постановления было упорядочение и обеспечение согласованности процессов планирования, реализации и контроля мероприятий по внедрению информационно-коммуникационных технологий в деятельность государственных органов.

    Одним из основных механизмов обеспечения координации явилась экспертная оценка ежегодных ведомственных планов информатизации и иных документов, используемых в рамках планирования, создания и использования информационных технологий. В соответствии с Постановлением полномочия на проведение такой оценки были делегированы  Минкомсвязи России, как профильному ведомству в этой сфере. Кроме этого, механизмы  координации использовались для формирования состава, оценки и корректировки госпрограммы «Информационное общество (2011-2020 годы)».

    С целью обеспечения отдельного учета расходов на ИКТ по инициативе Минкомсвязи России в 2011 году в бюджетную классификацию был включен отдельный вид расходов на ИКТ —  242 «Закупка товаров, работ, услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий»

    При этом сам процесс координации (согласования расходов на ИКТ) был явным образом встроен в процесс формирования федерального бюджета, что обеспечивало оценку обоснованности планируемых средств на информатизацию до их включения в федеральный бюджет.

    Для автоматизации процесса координации (оценки ведомственных планов информатизации) Минкомсвязью России была создана и запущена в эксплуатацию АИС «Управление ведомственной и региональной информатизацией» (далее АИС «Координация»). Все федеральные органы исполнительной власти были обязаны предоставлять в нее данные о потребностях в ИКТ. Без этого согласование расходов с Минкомсвязью России, а затем и в Минфине России было невозможным.

    Только в 2011 году с использованием АИС «Координация» Минкомсвязью России было рассмотрено более 80 ведомственных планов информатизации (более 1000 мероприятий), а также более 20 документов, предполагающих реализацию мероприятий по информатизации (проекты постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, проекты федеральных законов и др.)

    По мнению опрошенных органов власти, предложенная Минкомсвязью России процедура хоть и вызвала первоначальное отторжение, в последующем была признана, как эффективная и востребованная, так как впервые ведомствам были предоставлены объективные и прозрачные инструменты планирования и обоснования потребностей в области ИКТ.

    Важно отметить, что постановление № 365 охватывало уровень только федеральных органов исполнительной власти и не распространялось на деятельность субъектов Российской Федерации.

    В июне 2012 года по инициативе Минкомсвязи России, Правительством Российской Федерации было утверждено постановление «О федеральной государственной информационной системе учета информационных систем, создаваемых и приобретаемых за счет средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов» (далее – постановление № 644).

    В соответствии с указанным постановлением Минкомсвязь России в срок до 26 августа 2012 года должна была разработать методические документы для субъектов Российской Федерации по координации информатизации и учету информационных систем, ресурсов и оборудования.

    Такая мера позволила бы создать, по сути, единый механизм координации на федеральном и региональном уровнях и обеспечить систематизацию мероприятий по информатизации, осуществляемых федеральными органами исполнительной власти, органами власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления.

    Более 30 регионов уже внедрили у себя аналогичные механизмы. Среди них Санкт-Петербург (17.08.2009 г. № 933), Курская область (22.11.2010 № 554-па), Республика Башкортостан (18.03.2011 № 71), Республика Чувашия (30.03.2011 г. № 113), Республики Бурятия (14.07.2011 г. № 361), Республика Северная Осетия-Алания (05.08.2011г. № 208 г.), Орловская область (25.06.2012 № 198), Челябинская область (17.07.2012 г. № 359-П), Астраханская область (18.07.2012 № 315-П), Омская область (12.09.2012 г. № 184-п).

    Кроме этого, с целью упрощения процедуры сбора данных в регионах планировалось обеспечить доступ органов власти субъектов Российской Федерации в АИС «Координация». Большинство опрошенных субъектов Российской Федерации были крайне заинтересованы в реализации данной меры.

    Тем не менее, летом 2012 года было подготовлено постановление Правительства Российской Федерации (принято 16 октября 2012 № 1050) «О некоторых вопросах координации мероприятий по использованию информационно-коммуникационных технологий  в деятельности государственных органов», в соответствии с которым проведение Минкомсвязью России оценки ведомственных планов информатизации прекращено до 1 марта 2013 года.

    В результате Минкомсвязь России полностью прекратила проведение оценки ведомственных планов информатизации. Методические документы, направленные на обеспечение процесса координации на уровне субъектов Российской Федерации (должны были выйти 26 августа 2012 года) до сих пор также не утверждены. Ни один субъект Российской Федерации не получил доступ в АИС «Координация». Принимая во внимание трехлетний цикл планирования бюджета в Российской Федерации, приостановка координации до 1 марта 2013 года фактически означает пропуск всего цикла планирования государственных расходов на информатизацию 2013 – 2015 годов.

    Оценка обоснованности ведомственных расходов на информатизацию на сегодняшний день осуществляется только на уровне Минфина России, однако, в связи с отсутствием специальных компетенций и соответствующих инструментов в Минфине России, данный процесс носит скорее формальный характер и соответствует формату 2-х летней давности.

    Таким образом, процессы координации внедрения информационных технологий в федеральных органах исполнительной власти опять вернулись в прежнее состояние – к отсутствию какой-либо координации.