Концепция цифрового профиля гражданина утверждена на президиуме правкомиссии

1852

На заседании президиума правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности под председательством вице-премьера Максима Акимова была утверждена концепция цифрового профиля гражданина. Финальная версия будет утверждена распоряжением правительства.

Напомним, задача этой платформы – обеспечить через портал госуслуг доступ к данным о гражданине или юридическом лице, содержащимся в иных государственных информационных системах. Передача данных о гражданине происходит только с его согласия. В дальнейшем платформа позволит в случае необходимости отозвать согласие.

В пилотном режиме проект начнёт работу при участии 16 банков, трёх страховых организаций, МВД, ПФР, ФНС, Росреестра и Аналитического центра при правительстве. Проект постановления правительства о проведении такого эксперимента будет рассмотрен на заседании правительства в конце апреля, говорится на сайте правительства.

Также на заседании был утверждён перечень 25 суперсервисов – комплексных госуслуг, оказываемых в проактивном режиме в связи с распространёнными жизненными ситуациями (такими как рождение ребёнка, оформление заявки на кредит и т.д.).

Предполагается, что услуги-суперсервисы будут оказываться без необходимости личного посещения госорганов и иных организаций, с применением реестровой модели, онлайн (в автоматическом режиме), экстерриториально.

Ведомства, ответственные за эти услуги, до конца мая должны разработать целевые модели их оказания и «дорожные карты» цифровой трансформации. «Дорожные карты» развития суперсервисов будут представлены до конца июня.

Первые заседания рабочих групп по развитию 25 суперсервисов пройдут уже в начале апреля, а до конца июня группы представят «дорожные карты» по каждому из суперсервисов, говорится в сообщении.

Для развития каждого суперсервиса при правкомиссии по цифровому развитию будут созданы отдельные рабочие группы. Они определят, какими должны быть суперсервисы с точки зрения пользовательского опыта, оптимизации бизнес-процессов, совместимости с действующими государственными и муниципальными информационными системами. Кроме того, рабочие группы разработают требования к модернизации суперсервисов с соблюдением единых архитектурных требований и с учётом лучших мировых практик, подготовят предложения о внесении изменений в нормативные правовые акты, разработают «дорожные карты» развития каждого суперсервиса, а в дальнейшем будут координировать их реализацию.

Кроме того, на президиуме был утверждён перечень 34 отдельных государственных услуг, включаемых в план оптимизации в 2019 году. Ведомства, ответственные за эти услуги, до конца мая должны разработать целевые модели их оказания и «дорожные карты» цифровой трансформации. Предполагается, что услуги будут оказываться без необходимости личного посещения госорганов и иных организаций, с применением реестровой модели, онлайн (в автоматическом режиме), экстерриториально и проактивно.

Справка

Цифровой профиль гражданина — это совокупность цифровых записей о гражданине, содержащихся в информационных системах государственных органов и организаций.

Системы Цифрового профиля составляют технологическую инфраструктуру, которая позволяет использовать данные гражданина из Цифрового профиля (включая данные в ГИС, доступные по ссылкам) с его согласия, предоставляемого в цифровом виде.

Цифровой профиль гражданина основан на:

  • реестровой записи, содержащей актуальные и проверенные сведения о гражданине;
  • распределенной структуре данных, содержащей ссылки на данные, которые хранятся в соответствующих государственных реестрах;
  • возможности управления выданными гражданином цифровыми согласиями на обработку его персональных данных, полученных из цифрового профиля с помощью сервиса по управлению согласиями.
Основные характеристики инфраструктуры ЦП физлица.

Согласно концепции, Цифровой профиль юридического лица — это совокупность цифровых записей о юридическом лице, содержащихся в информационных системах государственных органов и организаций.

Системы Цифрового профиля составляют технологическую инфраструктуру, которая позволяет использовать данные юридического лица с его согласия, предоставляемого в цифровом виде.

Инфраструктура Цифрового профиля юридического лица аналогична по архитектуре и базовым элементам инфраструктуре Цифрового профиля гражданина.

Цифровой профиль юридического лица строится на основе ОГРН и ОГРНИП (для индивидуальных предпринимателей), которые присваиваются регистрирующим органом при внесении первой записи в ЕГРЮЛ (ЕГРИП) о создании юридического лица или индивидуального предпринимателя.

Основные характеристики ЦП юрлица.

Основные принципы создания инфраструктуры Цифрового профиля:

  • физическое лицо вправе свободно распоряжаться доступом к своим данным, хранящимся в различных государственных информационных системах;
  • использование и передача данных из Цифрового профиля физического лица происходит только с его согласия, если передача данных не предусмотрена законодательством Российской Федерации; физическое лицо управляет процессом предоставления и отзыва согласия;
  • для предоставления цифрового согласия на доступ к данным из своего Цифрового профиля гражданин должен пройти идентификацию и аутентификацию с использованием простой или квалифицированной электронной подписи;
  • наиболее востребованные данные, такие как цифровые копии документов, будут храниться в Цифровом профиле, при этом остальные данные хранятся в информационных системах, в которых они первоначально создаются;
  • доступ к данным осуществляется напрямую из Цифрового профиля в случае, если такие данные хранятся в информационных системах Цифрового профиля, либо по ссылкам на источники данных с использованием идентификаторов, присваиваемых в соответствующих информационных системах;
Принципы создания Цифрового профиля.
  • ответственность операторов персональных данных при обработке персональных данных с использованием инфраструктуры Цифрового профиля устанавливается в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • связывание множества идентификаторов в различных информационных системах обеспечивает технологический идентификатор ЕСИА — ЕСИА ID;
  • обмен данными происходит в доверительной защищенной среде и способствует снижению операционных издержек государственных органов и коммерческих организаций, связанных со сбором, подтверждением и актуализацией таких данных.
  • подключение коммерческих организаций к инфраструктуре Цифрового профиля осуществляется на добровольной основе, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Инфраструктура Цифрового профиля является единым источником доступа к юридически значимым данным, актуальность которых обеспечена за счет автоматического обновления данных из ведомственных информационных систем, а также ссылочного механизма на первичные источники данных. Потребители данных (государственные органы и организации, граждане, коммерческие организации, в том числе технологические стартапы) самостоятельно могут запросить данные с использованием инфраструктуры Цифрового профиля и с согласия владельца на их предоставление.

Архитектура Цифрового профиля.

Система цифровых документов

Инфраструктура Цифрового профиля будет также содержать систему цифровых документов, в которой будет обеспечиваться хранение и актуализация наиболее востребованных юридически значимых сведений (таких, например, как ИНН, СНИЛС, полис обязательного медицинского страхования).

Указанные сведения могут использоваться потребителями данных напрямую из Цифрового профиля без запросов к ГИС, что позволит сократить нагрузку на канал обмена данными и увеличить скорость обмена данными.

Указанные данные будут храниться в ЕСИА, а их достоверность будет гарантироваться источниками, из которых они будут получены.

Кроме того, Инфраструктура Цифрового профиля позволит предоставлять возможность сохранять документы и сведения в приложении на пользовательском устройстве и предоставлять доступ к ним в офлайн-режиме.

Система цифровых согласий

Цифровое согласие является юридически значимой реестровой записью о предоставлении (отзыве) прав на сбор, передачу и использование данных в соответствии с указанной целью обработки. Все действия владельца данных с цифровыми согласиями (при предоставлении данных с использованием инфраструктуры цифрового профиля) будут отражаться в едином реестре цифровых согласий и доступны в личном кабинете пользователя.

Основной задачей является обеспечение хранения всех согласий, предоставленных владельцем данных при использовании инфраструктуры Цифрового профиля, в едином реестре, а также предоставление доступа к управлению своими цифровыми согласиями.

Цифровые согласия могут классифицироваться по сроку действия на разовые, когда согласие предоставляется на однократное предоставление сведений, и долгосрочные, когда гражданин дает право на многократное предоставление сведений на определенный срок.

Архитектура Цифрового профиля предполагает возможность создания различных сервисов, которые позволят повысить удобство и качество оказания услуг как гражданам, юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, так и государственным органам, и организациям, предоставляя им дополнительные инструменты для работы, анализа и управления данными.

Состав и структура сервисов.