Как Республика Башкортостан выполняет 601 указ президента — состояние на июнь 2017

27

Председатель Государственного комитета Республики Башкортостан по информатизации и вопросам функционирования системы «Открытая Республика» Ринат Шагалин на заседании подкомиссии по использованию IT при предоставлении государственных и муниципальных услуг в среду 7 июня рассказал, как регион ведет работу, направленную на достижение показателя по 601 указу президента.

Напомним, в соответствии с указом президента от 7 мая 2012 г. №601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления», доля граждан, использующих механизм получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, к 2018 году должна достигнуть значения не менее 70%.

В целях обеспечения исполнения Указа в республике разработан и в непрерывном режиме осуществляется целый комплекс мероприятий, которые запланированы с учетом нынешних тенденций развития предоставления государственных и муниципальных услуг, рассказал Шагалин.

Распоряжением Правительства Республики Башкортостан от 11 декабря 2015 г. № 1389-р утвержден план мероприятий по обеспечению достижения в Республике Башкортостан целевого показателя «Доля граждан, использующих механизм получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме» к 2018 году — не менее 70 процентов.

Указанный план включает в себя организационные и информационные мероприятия со стороны наиболее востребованных, в части предоставления государственных и муниципальных услуг, республиканских органов исполнительной власти, а также органов местного самоуправления муниципальных образований республики.

Одним из важнейших направлений деятельности по развитию инфраструктуры предоставления услуг в электронной форме является повышение доступности центров обслуживания ЕСИА для жителей республики.

По состоянию на 1 января 2017 г., в Республике Башкортостан работает 425 центров обслуживания ЕСИА, к деятельности по повышению доступности центров обслуживания (далее — ЦО) ЕСИА вовлечены республиканские органы исполнительной власти и их подведомственные организации, администрации городов и районов, МФЦ, а также крупные коммерческие организации республики.

Кроме того, с учетом внедрения новых социально-значимых проектов (в частности, внедрения государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства) в республике налажено взаимодействие с организациями, осуществляющими предоставление коммунальных услуг населению — прорабатывается вопрос открытия ЦО ЕСИА в управляющих и расчетных-кассовых организациях, что должно привести к увеличению числа ЦО в республике более чем в 2 раза.

Госкомитетом по информатизации подписано соглашение с Министерством внутренних дел Российской Федерации по Республике Башкортостан об открытии ЦО на базе городских и районных отделов МВД, которые, кроме работы по регистрации и подтверждению учетной записи, будут также вести разъяснительную работу о порядке работы и функциональных возможностях портала, о преимуществах получения услуг в электронной форме.

В 2016 году количество граждан, обратившихся за получением государственных услуг в отделы МВД республики, достигло 1 миллиона 273 тысячи человек.

Выполнение указа

Учитывая большой спрос на услуги МВД, а также тенденции последних лет в части нормативного закрепления предоставления работниками учреждений здравоохранения и образования справок об отсутствии судимости, работа в данном направлении значительно повысит популярность портала Госуслуги.

С целью обеспечения возможности идентификации и аутентификации пользователей информационных систем Республики Башкортостан с использованием ЕСИА продолжается активная работа по интеграции региональных информационных систем с ЕСИА.

На сегодняшний день посредством ЕСИА реализована возможность идентификации и аутентификации на Портале государственных и муниципальных услуг Республики Башкортостан, в информационных системах «Электронная приемная органов власти Республики Башкортостан», «Электронное образование Республики Башкортостан», в региональном сегменте системы учета контингента обучающихся по основным образовательным программам и дополнительным общеобразовательным программам.

В 2016 году процедура интеграции с ЕСИА проведена в отношении Единого медицинского портала Республики Башкортостан.

Таким образом, на данный момент интеграция проведена в отношении 18 региональных государственных информационных систем, в том числе, в отношении 80-ти официальных сайтов республиканских органов власти и органов местного самоуправления.

Общее количество пользователей интегрированных информационных систем по итогам 2016 года составило 1 миллион 400 тысяч человек.

В дальнейшем планируется интеграция всех публичных государственных информационных систем, в том числе, интеграция используемой в образовательных организациях системы «Электронный журнал», а также официального сайта МФЦ республики.

Интеграция с ЕСИА способствует упрощению процедур доступа жителей республики к информационным системам, что особенно важно при обеспечении доступа к услугам «Запись к врачу» и «Запись в дошкольное образовательное учреждение», пользующихся большим спросом у населения.

Активная работа в Республике Башкортостан ведется и в части информационного сопровождения организации предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме.

Государственный комитет Республики Башкортостан по информатизации уделяет максимальное внимание информационному сопровождению всех процессов, касающихся предоставлению услуг в электронном виде.

Для продвижения электронного сервиса выбраны наиболее популярные направления PR-мероприятий:
— реклама в СМИ;
— интернет-реклама;
— наружняя и внутренняя реклама;
— реклама на траспорте;
— распространение тематических буклетов, листовок в местах наиболее массового пребывания жителей, республиканских органах власти, осуществляющих предоставление государственных услуг.

Кроме того, на постоянной основе, информация о портале Госуслуги доводится до собственников помещений в многоквартирных домах, посредством печати соответствующей информации на ежемесячно направляемых платежных квитанциях.

В офисах Республиканского Многофункционального центра производится 100% информирование посетителей как при помощи трансляции соответствующей информации на ЖК-экранах, так и посредством устных разъяснений, распространения буклетов. При этом, сотрудники МФЦ пользуются методическими рекомендациями по информированию граждан о преимуществах получения государственных и муниципальных услуг в электронном виде, разработанных для многофункциональных центров.

Республиканским МФЦ также проводятся выездные мероприятия по регистрации граждан на крупнейших предприятиях и организациях.

Подобные акции проводятся на Уфимском моторостроительном производственном объединении (численность более 20 тысяч человек), в филиалах Сбербанка, Уралсиба и др.

Среди других организационных мероприятий, закрепленных нормативными правовыми актами, следует выделить мероприятия по обучению населения работе на ЕПГУ как путем размещения материалов на официальных сайтах министерств и ведомств, так и проведения, совместно с региональным министерством образования, практических занятий по информатике для обучающихся 9-11 классов общеобразовательных организаций на тему «Получить государственные и муниципальные услуги, не выходя из дома, легко и просто».

В 2016-2017 учебном году количество практических занятий по информатике для учеников старших классов составило 4746 часов.

Кроме того, мероприятия по обучению жителей республики осуществляются на базе Центров общественного доступа.

Исходя из оценки текущей ситуации, а также анализа работы за предыдущие отчетные годы, Планом мероприятий определены 4 ведомства (это региональные Минтруд, Госкомитет по делам юстиции — ЗАГСы, Минздрав и МФЦ), которые наиболее популярны у населения республики в части получения услуг. Для данных ведомств и их подведомственных организаций, планом установлены контрольные показатели — обеспечение регистрации не менее 70% граждан, обратившихся за получением государственных и муниципальных услуг в традиционной форме.

В декабре 2016 года по итогам заседания республиканской комиссии по проведению административной реформы для указанных ведомств установлены значения контрольных показателей по регистрации граждан в ЕСИА, в разрезе каждого квартала 2017 года.

Указанное поручение служит дополнительным стимулом для органов власти: если раньше освоение новых подходов в части регистрации граждан в ЕСИА требовало долгих обсуждений и издания дополнительных регулирующих документов, то после утверждения значений контрольных показателей инициативы Государственного комитета Республики Башкортостан по информатизации воспринимаются должным образом.

Следующим шагом стало формирование на базе Государственного комитета по информатизации межведомственной рабочей группы по развитию электронных государственных и муниципальных услуг.

В состав рабочей группы включены органы исполнительной власти, для которых планом мероприятий закреплены контрольные показатели по регистрации граждан в ЕСИА, а также органы власти и организации, которые имеют территориальные отделы и филиалы в муниципальных районах и городских округах республики.

Заседания в рамках межведомственной группы позволяют в режиме совместного присутствия обсуждать стратегии развития электронных государственных и муниципальных услуг в регионе, определять и в оперативном порядке решать проблемы, возникающие при предоставлении услуг и регистрации граждан в ЕСИА. В ходе заседаний рабочей группы участниками освещаются различные подходы при регистрации граждан в ЕСИА, определяются наиболее оптимальные механизмы информирования граждан для регистрации. В рамках деятельности рабочей группы запланированы выездные мероприятия на предприятиях республики.

Кроме того, межведомственная рабочая группа является одним из инструментов мониторинга ситуации по исполнению республиканского плана мероприятий, которая позволяет получать самую актуальную информацию о динамике регистрации граждан в ЕСИА на территории республики.

Также в 1 квартале 2017 г., в соответствии с Концепцией развития механизмов предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2013 г. № 2516-р, в Башкортостане утверждено распоряжение Правительства республики № 295-р «Об утверждении целевого показателя «Доля государственных и муниципальных услуг, оказанных органами власти в электронной форме, в общем количестве оказанных государственных и муниципальных услуг» (далее — распоряжение № 295-р).

Издание указанного распоряжения направлено на создание необходимых условий для предоставления жителям республики качественных государственных и муниципальных услуг в электронном виде, а также создания новых инструментов мониторинга.

Кроме того, данное распоряжение акцентирует внимание органов власти на обеспечении возможности получения жителями республики большего количества государственных и муниципальных услуг в электронном виде.

В рамках реализации предоставленной бюджету республики субсидии на развитие проектов в сфере информационного сообщества планируются мероприятия по доработке и модернизации информационных систем, используемых при предоставлении государственных и муниципальных услуг.

Кроме того, в соответствии с рекомендациями Минкомсвязи России запланированы мероприятия по информированию граждан о преимуществах госуслуг в электронном виде: размещение рекламно-информационных материалов в СМИ, на телевидении и радио; разработка рекламно-информационных материалов, направленных на информирование граждан о преимуществах госуслуг в электронном виде.

Проведение мероприятий в рамках предоставленной субсидии окажет положительное влияние на ситуацию в республике, в том числе приведет к повышению уровня удовлетворенности граждан предоставляемыми услугами, а также создаст условия для комфортного получения гражданами государственных и муниципальных услуг в электронном виде.

Что касается планов на будущее, в первую очередь, предполагается продолжить разработку нормативных правовых актов, способствующих достижению установленных целей, в частности прорабатывается вопрос о внесении изменений в распоряжение № 295-р, планируется расширение перечня услуг, в отношении которых установлены значения целевого показателя для максимальной мотивации республиканских органов исполнительной власти и органов местного самоуправления в предоставлении государственных и муниципальных услуг в электронном виде.

Тем самым, к работе в данном направлении будут привлечены еще 15 республиканских органов исполнительной власти, предоставляющих государственные услуги, что окажет положительное влияние на деятельность по информированию жителей республики о преимуществах получения государственных и муниципальных услуг в электронном виде.

Кроме того, в соответствии с поручением, содержащимся в протоколе заседания Республиканской комиссии по проведению административной реформы от 15 марта 2017 г., Госкомитетом по информатизации разработаны значения контрольных показателей по регистрации граждан в ЕСИА на 2017-2018 годы для исполнения органами местного самоуправления муниципальных образований Республики Башкортостан.

Указанные значения разрабатывались на основе данных органов государственной статистики по общей численности населения в муниципальных образованиях, а также исходя из анализа результатов работы муниципалитетов по регистрации граждан в ЕСИА в 2016 году. Значение показателя в каждом квартале 2017-2018 годов соответствует 5-ти процентам от общей численности населения муниципального образования. В целом, все городские округа и муниципальные районы Республики в каждом квартале 2017-2018 годов должны в сумме регистрировать в ЕСИА 45 тысяч человек.

Инициативы Государственного комитета по информатизации всегда находят полную поддержку со стороны руководства республики и региональных министерств и ведомств, сообщил Шагалин.

Напомним, что в 2017 году субсидии регионам из федерального бюджета на реализацию проектов по повышению качества жизни граждан на основе предоставления электронных госуслуг смогут быть направлены только на продвижение сервисов электронного правительства (подробнее см. в интервью заместителя министра связи и массовых коммуникаций Алексея Козырева для D-Russia.ru).