Как Google лоббирует свои интересы, финансируя научные исследования

211

В последнее десятилетие Google вкладывал значительные суммы в европейские академические институты, создавая влиятельную сеть дружественных компании университетов, профессоров, экспертных групп, которые публиковали исследования, поддерживающие бизнес-интересы Google, свидетельствует доклад некоммерческой организации «Кампания в защиту отчетности».

Финансировал Google самые различные институты в разных странах. «Протеже» корпорации публиковали сотни работ на важные для бизнеса Google темы – от антимонопольного регулирования до авторских прав и «права на забвение». Мероприятия, организовывавшиеся этими институтами, привлекали множество европейских политиков, в чьих полномочиях было влиять на разработку законов и регуляторных правил, затрагивающих деятельность Google. Таким образом, говорится в документе, встает вопрос – имеются ли у Еврокомиссии адекватные процедуры для предотвращения влияния политиков, незаметно для себя «обработанных» ставленниками Google, на решения ЕК.

Как отмечается в докладе, вопрос этот вызван также отличиями европейской стратегии Google от подобной американской программы компании. Так, в Европе Google не только финансирует существующие институты (как он делает в США), но еще и участвует в создании новых – причем в ключевых странах вроде Германии, Франции и Великобритании. Бюджеты этих учреждений покрываются Google на годы вперед – и топ-менеджеры компании «рекомендовали» исследователям, в каком направлении двигаться и какие мероприятия организовывать.

Например, Google заплатил как минимум 9 миллионов евро, чтобы помочь основать Институт по вопросам развития Интернета и его влияния на общество (Alexander von Humboldt Institute for Internet and Society, HIIG) на базе Берлинского университета имени Гумбольдта. Случилось это тогда, когда германские политики начали выражать особую обеспокоенность возрастающей властью Google. HIIG опубликовал более 240 исследований и отчетов по вопросам интернет-политики, многие из которых затрагивают деятельность Google. HIIG также выпускает журнал (финансируемый компанией) для публикации этих исследований. Влияние института распространяется за пределы Германии и даже Европы – HIIG является частью глобальной сети исследовательских центров, координируя изучение интернет-регулирования. Многие из этих центров расположены в зонах интересов Google – например, в Индии и Бразилии.

В докладе приводятся и другие примеры финансирования Google научных учреждений. Великобритания – Исследовательский альянс за цифровую экономику (Research Alliance for a Digital Economy, Readie); Франция — Net:Lab (платформа для обсуждения (политиками и гражданами) и выработки предложений по вопросам, касающимся технологий); Польша – Лаборатория цифровой экономики (Digital Economy Lab, DELab) в Варшавском университете.

Также Google основал и материально поддерживал кафедры в вузах (Франция, Испания, Бельгия, Польша). На этих кафедрах в основном работали преподаватели, чьи публикации касались исследований, интересных Google.

Сеть «академического» финансирования Google.

Наконец, финансировавшиеся Google исследования и учреждения тесно сплелись с исследованиями, проводящимися самими европейскими официальными органами (в том числе – Еврокомиссией). В докладе упоминаются исследования, чьи выводы поддерживают менее жесткое регулирование в области авторских прав, ставят под вопрос пользу регулирования для развития инноваций и пр.

Напомним, в 2017 году Google впервые в своей истории стала самой активной компанией, лоббирующей свои интересы в Вашингтоне. В общей сложности за 2017 год она потратила более 18 миллионов долларов на то, чтобы привлечь на свою сторону членов Конгресса, федеральных ведомств и Белого дома по таким вопросам, как иммиграция, налоговая реформа, антимонопольное регулирование, а также чтобы склонить на свою сторону юристов и регуляторов в делах, связанных с онлайн-рекламой. По сравнению с 2016 годом Google увеличила расходы почти на 17%.

Среди технологических и телеком-компаний Google стала лидирующим лоббистом ещё в 2014 году, потратив 16,83 миллиона. В 2015 ее расходы составили 16,66 миллиона долларов.