Как 601 указ выполняют в Омской области — состояние на декабрь 2016

636

В соответствии с указом президента от 7 мая 2012 г. № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления», доля граждан, использующих механизм получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, к 2018 году должна достигнуть значения не менее 70%.

Правительственной комиссией по использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности главам субъектов Российской Федерации рекомендовано обеспечить достижение в субъекте Российской Федерации значения показателя по итогам 2016 года — не менее 50% (пункт 2 раздела I протокола заседания Правительственной комиссии от 26 июля 2016 г. № 2).

На заседании подкомиссии по использованию информационных технологий при предоставлении государственных и муниципальных услуг в пятницу 9 декабря, согласно повестке подкомиссии, начальник  главного управления информационных  технологий и связи Омской области Максим Сушков рассказал, как в регионе ведется работа, направленная на достижение показателя доли граждан, использующих механизм получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме.

Согласно исследованиям Росстата, в Омской области доля граждан, использующих механизм получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме составляет 30,1% в 2014 году, 42,7% в 2015 году (прирост на 12,6 процентных пунктов). В субъекте проживает порядка 1,5 млн граждан (24 место по численности населения).

На территории Омской области органом исполнительной власти, ответственным за перевод услуг в электронный вид и мониторинг оказания услуг, определено Главное управление информационных технологий и связи Омской области (Главное управление). В связи с этим Главным управлением ежеквартально проводится мониторинг значения показателя путем сбора данных от органов исполнительной власти Омской области и местного самоуправления Омской области (формы 1 -ГУ и 1 -МУ).

В рамках выборочных исследований, проводимых Росстатом, значение показателя в Омской области в 2014 году составило 30,1%, в 2015 году — 42,7% (прирост на 12,6 процентных пункта). По данным статистики количество жителей Омской области составляет порядка 1,9 млн. граждан (70% — городское население, 30% — сельского населения).

В Омской области утвержден план мероприятий («дорожная карта») «Развитие механизмов предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде на территории Омской области (2015 — 2018 годы)», согласно которому:

1.    Персональная ответственность за достижение значения показателя возложена на заместителя Председателя Правительства Омской области, руководителям исполнительных органов государственной власти Омской области и органов местного самоуправления поручено обеспечить выполнение мероприятий плана.

2.    При разработке портальных форм и внесении изменений в регламенты оказания государственных и муниципальных услуг для граждан обеспечивается удобство и предсказуемость процедур взаимодействия с органами государственной власти, предоставляющими государственные и муниципальные услуги в электронном виде;

3.    В регламентах оказания государственных и муниципальных услуг минимизированы временные и финансовые затраты граждан, связанные с получением государственных и муниципальных услуг, включая затраты на подготовку документов в электронном виде, регистрацию на порталах, обучение работе с новыми технологиями, посещение органов (организаций), ожидание в очереди, ожидание результата предоставления услуг;

4.    Обеспечена реализация перечня мероприятий, направленных на популяризацию предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде, с целью повышения информированности граждан и организаций о возможности и преимуществах получения государственных и муниципальных услуг в электронном виде:

1)    на официальных сайтах размещены баннер-ссылки на ЕПГУ из репозитория Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

2)    осуществляется опубликование информационных статей в средствах массовой информации.

3)    в рамках телевизионных эфиров на телеканалах Омской области осуществляется демонстрация видеороликов о преимуществах получения государственных услуг в электронной форме.

4)    проводится информирование жителей о преимуществах использования услуг в электронной форме (в муниципальных районах Омской области, в органах исполнительной власти Омской области, с представителями компаний операторов связи Омской области, со студентами и преподавателями омских ВУЗов, в рамках форума «Тебе молодой», который ежегодно проводится на территории Омской области, проводится информирование учащихся образовательных организаций города Омска, распространяются брошюры с информацией о регистрации на ЕПГУ).

5)    на массовых мероприятиях, проходящих в Омской области, проводится регистрация граждан в ЕСИА.

6)    в помещениях приема и ожидания граждан МФЦ, органов исполнительной власти Омской области, органах местного самоуправления Омской области, оказывающих государственные и муниципальные услуги в электронной форме, размещены информационные плакаты, сотрудники информируют граждан, обратившихся за услугами о возможностях и преимуществах получения услуг в электронной форме, а также о возможности регистрации граждан в ЕСИА.

7)    на автобусах, осуществляющих ежедневные рейсы в городе Омске и Омской области, была размещена наружная реклама Единого и регионального порталов предоставления государственных и муниципальных услуг.

8) с 2010 года в Омской области реализуется проект, направленный на ликвидацию компьютерной безграмотности, в первую очередь социально незащищённых групп населения, и ознакомление с преимуществами получения услуг в электронной форме через ЕПГУ, а также его возможностями (неработающих граждан, в т.ч. утративших работу во время кризиса; женщин, вырастивших детей; военных, уволенных в запас, в т.ч. в связи с сокращением численности Российской Армии; лиц с ограниченными физическими возможностями; пенсионеров). Обучение осуществляется по специально разработанной программе «Кибер-ликбез», которая включает в себя не только базовый минимум необходимых знаний и составлена с учётом возрастных особенностей целевой аудитории.

Чаще всего заявители обращаются на портал за услугами МВД, ГИБДД, Пенсионного фонда, органов ЗАГС, за услугами труда и занятости, здравоохранения (запись на прием к врачу).

В Омской области система записи на прием к врачу (в медицинское учреждение) в электронном виде реализована через:

  • ЕПГУ;
  • региональный Интернет портал omskzdrav.ru;
  • закрытую для граждан часть регионального портала: spec.omskzdrav.ru (осуществляется лечащим врачом во время приема (специализированные учреждения);
  • закрытую часть регионального портала mobile.omskzdrav.ru (работником сельского фельдшерско-акушерского пункта (в центральную районную больницу);
  • терминалы самозаписи в учреждениях.

С 2012 года к системе «Электронная регистратура» подключены 133 медицинские организации с учетом структурных подразделений (филиалов), оказывающих первичную медико-санитарную помощь. Ежедневное количество человек, осуществляющих запись на прием к врачу в электронном виде, составляет в среднем три — четыре тысячи человек.

В настоящее время завершены работы по подключению Региональной медицинской информационной системы Омской области к новой компоненте Федеральной электронной регистратуры — «Концентратору услуг ФЭР» для обеспечения обработки заявок на предоставление услуги «Прием заявок (запись) на прием к врачу», поступающих с ЕПГУ (интегрировано).

На региональном портале omskzdrav.ru размещен баннер со ссылкой на федеральный Портал государственных и муниципальных услуг gosuslugi.ru для предоставления возможности гражданам Омской области записи на прием к врачу через указанный портал.

В настоящее время через Региональный портал предоставления государственных и муниципальных услуг Омской области (pgu.omskportal.ru) заявители имеют возможность получить в электронном виде 172 услуги, из них:

  • 128 (100%) государственных и 44 муниципальных услуги г. Омска, предоставляемых органами исполнительной власти Омской области и органами местного самоуправления Омской области;
  • 10 типовых муниципальных услуг оказываемых администрациями сельских поселений (наиболее часто предоставляемых жителям Омской области) переведены в электронный вид.

В целях увеличения доли зарегистрированных в ЕСИА граждан в Омской области действуют 239 пунктов обслуживания подтверждения учетной записи на ЕПГУ через ЕСИА. Для удобства пункты размещаются в отделениях почтовой связи, в МФЦ, в администрациях муниципальных районов Омской области, органах исполнительной власти Омской области. В настоящее время на ЕПГУ зарегистрировано 314 927 (19,2%) жителей Омской области (общее количество жителей Омской области в возрасте от 14 лет — 1641718 человек).

В 2017 году на территории Омской области в рамках достижения значения показателя наряду с реализацией вышеуказанных мероприятий запланирована реализация дополнительных:

1)    создание и продвижение групп в социальных сетях в целях популяризации получения государственных и муниципальных услуг среди активных пользователей информационно-коммуникационной сети «Интернет»;

2)    Интеграция «Дневника» с ЕСИА;

3)    Интеграция автоматизированной информационной системы «МФЦ» с Единым и региональным порталами предоставления государственных и муниципальных услуг.

Следует отметить, что в рамках ежеквартального мониторинга, проводимого Главным управлением, согласно методике, утвержденной приказом Росстата, значение показателя «Доля граждан, использующих механизм получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме» в 2015 году составило 41,44% (формы 1 -ГУ и 1 -МУ в ГАС «Управление»), что соответствует значению показателя, установленному распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 июня 2014 года № 991-р «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») по реализации Концепции развития механизмов предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде».
Согласно форме, направленной Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (далее — Минкомсвязь России) в адрес органов исполнительной власти (от 12 апреля 2016 г. № АК-П13-6859) в Омской области по итогам 9 месяцев 2016 года значение показателя какого составило 48,7%.

Считаем острым вопросом то, что в настоящее время существуют 2 методики подсчета значения показателя:

1)    в рамках методики, утвержденной Минсвязи России, расчет показателя осуществляется по количеству граждан, зарегистрированных в ЕСИА (утверждена протоколом заседания подкомиссии от 25 июля 2016 года № 275пр), и составляет в Омской области 30,7% (на 1 ноября 2016 года). Согласно этой методике для достижения значения показателя 50% в 2016 году необходимо обеспечить прирост уровня граждан, зарегистрированных в ЕСИА, в количестве 366 тысяч человек, вместе с тем, граждане могут быть просто зарегистрированы, но не пользоваться механизмом предоставления электронных госуслуг.

2)    по методике, утвержденной приказом Росстата от 7 сентября 2016 г. № 486, расчет осуществляется в рамках выборочного анкетирования граждан, проживающих на территории субъекта Российской Федерации, и не в полной мере отражают целевую аудиторию (из обследования исключаются лица, проживающие в коллективных домашних хозяйствах: общежитиях, школах-интернатах и прочих коллективных жилых помещениях). Значение показателя в Омской области в 2015 году составило 42,7%.

В сложившейся ситуации целесообразно говорить о необходимости приведения методик подсчета значения показателя к единообразию.

Как писал D-Russia.ru, по данным Минкомсвязи на декабрь, в России шесть регионов достигли показателя 50% по доле граждан, зарегистрированных в Единой системе идентификации и аутентификации (ЕСИА).

esia-dec

В ноябре Счетная палата предупредила о риске недостижения показателя в 70% по доле граждан, использующих электронные госуслуги.

Для достижения планового показателя Минкомсвязь ведет работу по популяризации электронных госуслуг. Так, в августе министерство представило методические рекомендации для сотрудников МФЦ, которые должны рассказывать посетителям о возможности получения госуслуг в электронном виде.

Параллельно министерство объявляет многомиллионные конкурсы на исполнение работ по информированию пользователей о доступных услугах на портале.

В октябре выбран исполнитель работ по улучшению навигации и поиска на ЕПГУ. Также в планах Минкомсвязи — избавиться от региональных порталов госуслуг, переадресовав граждан на gosuslugi.ru.

Добавим, что в 2017 году субсидии регионам из федерального бюджета на реализацию проектов по повышению качества жизни граждан на основе предоставления электронных госуслуг смогут быть направлены только на продвижение сервисов электронного правительства (подробнее см. в интервью заместителя министра связи и массовых коммуникаций Алексея Козырева для D-Russia.ru).

Читать также: «Продвижение госуслуг: как не наступить на старые грабли» >>