Итоги заседания рабочей группы Госсовета на «ПРОФ-IT.2019»

234

Подписан протокол заседания рабочей группы Государственного совета Российской Федерации по направлению «Коммуникации, связь, цифровая экономика», состоявшегося в ходе проведения VII Всероссийского форума региональной и муниципальной информатизации «ПРОФ-1Т.2019» в Белгороде 12 сентября 2019 года.

Напомним, на заседании председательствовали руководитель рабочей группы — губернатор Московской области Андрей Воробьев и полномочный представитель президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе Игорь Щёголев.

На заседании рабочей группы обсуждались вопросы региональных приоритетов в сфере внедрения цифровых технологий на транспорте (докладчик — начальник департамента цифрового развития Белгородской области, руководитель подгруппы Госсовета «Цифровые технологии на транспорте» рабочей группы Госсовета по направлению «Коммуникации, связь, цифровая экономика» Евгений Мирошников) и о приоритетах региональной информатизации (по предложениям тематических секций по итогам работы тематических секций «ПРОФ-IT.2019»).

В заседании приняли участие члены рабочей группы (очно и в режиме видеоконференцсвязи) и участники форума «ПРОФ-IT».

Решения по итогам заседания

I. О региональных приоритетах в сфере внедрения цифровых
технологий на транспорте

1. Принять к сведению доклад начальника департамента цифрового развития Белгородской области, руководителя подгруппы «Цифровые технологии на транспорте» рабочей группы Евгения Мирошникова о приоритетных целях и задачах в сфере внедрения цифровых технологий на транспорте.

2. Поддержать предложения о целях и задачах цифровизации транспортной отрасли:

  • сокращение смертности на дорогах;
  • поддержание дорожной сети в безопасном и качественном состоянии;
  • повышение эффективности взаимодействия граждан, бизнеса и государства в сфере общественного транспорта и грузо-пассажирских перевозок;
  • создание современных цифровых сервисов в сфере транспорта для граждан и бизнеса:
    • базовый уровень: ведется мониторинг общественного транспорта с использованием ГЛОНАСС, реализована безналичная оплата проезда, установлены системы весогабаритного контроля (ВГК), данные ВГК централизованы на уровне субъекта Российской Федерации, созданы «цифровые двойники» межмуниципальных дорог, внедрены комплексы фотовидеофиксации (ФВФ), цифровые метеостанции;
    • продвинутый уровень: централизовано управление сервисами парковочной сети на уровне субъекта Российской Федерации, созданы «цифровые двойники» дорог региональной и муниципальной дорожных сетей, реализованы мультимодальные перевозки на общественном транспорте, системы ВГК и ФВФ объединены в единую сеть на уровне субъекта Российской Федерации, автоматизированные системы управления дорожным движением внедрены на ключевых перекрестках городов и интегрированы с системой ФВФ;
    • экспертный уровень: предиктивная аналитика и прогнозирование дорожной ситуации осуществляются на основе больших данных, с применением технологий искусственного интеллекта, сформирован и ведется цифровой профиль водителя и транспортного средства, обеспечены выдача и использование путевых листов и транспортных накладных в электронном виде, реализованы суперсервисы в части получения разрешения на перевозку грузов, внедрены биометрические сервисы для оплаты проезда, внедрен беспилотный транспорт (на закрытых территориях, в сельском хозяйстве).

3. Согласиться с предложениями о стандартизации подходов к уровням цифровой готовности транспортной отрасли в субъектах Российской Федерации и базовом наборе цифровых сервисов, указанными в пункте 2 настоящего протокола. Рекомендовать подгруппе «Цифровые технологии на транспорте» подготовить методические рекомендации для субъектов Российской Федерации, измеримые показатели готовности цифровых сервисов и представить их на рассмотрение рабочей группы.

Срок — 10 октября 2019 г.

4. В целях реализации цифровых сервисов, указанных в пункте 2 настоящего протокола, рекомендовать:

  • Министерству цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации совместно с Министерством внутренних дел Российской Федерации принять меры для ускорения принятия законопроекта № 229811-7 «О внесении изменений в статьи 26.10 и 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» с учетом внесения в него поправок, предусматривающих возможность предоставления органами внутренних дел сведений, необходимых для возбуждения дела об административном правонарушении;
  • Министерству внутренних дел Российской Федерации совместно с Министерством транспорта Российской Федерации подготовить предложения о возможности передачи полномочий субъектам Российской Федерации в части остановки грузовых транспортных средств для проведения весогабаритного контроля;
  • Министерству цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации совместно с Министерством транспорта Российской Федерации разработать современный цифровой сервис (суперсервис), обеспечивающий предоставление грузоперевозчикам в электронном виде комплекса услуг по выдаче спецразрешений на перевозку тяжеловесных и негабаритных грузов.

Срок ~ 31 декабря 2019 г.

II. О приоритетах региональной информатизации (по предложениям тематических секций по итогам работы VII Всероссийского форума региональной и муниципальной информатизации «ПРОФ-1Т.2019»)

1. Принять к сведению доклад директора АНО «Центр компетенций по импортозамещению в сфере ИКТ» Ильи Массуха о ситуации с переходом региональных и муниципальных органов управления на отечественное программное обеспечение:

  • доля использования иностранного программного обеспечения в органах государственной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления составляет до 90%;
  • прямые поручения высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации обеспечить переход на использование российского программного обеспечения отсутствуют;
  • у контрольно-надзорных органов отсутствуют поручения и рекомендации по оценке затрат органов власти, связанных с переходом на российское программное обеспечение. Расходы, направленные на замену иностранного программного обеспечения, тестирование российского программного обеспечения и создание дублирующей инфраструктуры на время перехода, могут быть признаны нецелевыми;
  • у субъектов Российской Федерации отсутствуют полномочия по централизации расходов на программное обеспечение и информационно-телекоммуникационную инфраструктуру в интересах органов местного самоуправления;
  • на федеральном уровне отсутствует государственная инфраструктура, доступная субъектам Российской Федерации, для тестирования функциональных характеристик российского программного обеспечения, проверки его совместимости между собой, с офисным программным обеспечением, СУБД и операционными системами;
  • в Едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных отсутствует возможность сравнения характеристик программного обеспечения, его стоимости между собой, с зарубежными аналогами;
  • в национальной программе «Цифровая экономика Российской Федерации» отсутствуют механизмы субсидирования расходов субъектов Российской Федерации и федеральных органов власти, связанных с переходом на использование российского программного обеспечения;
  • в законодательстве отсутствуют требования к производителям периферийного оборудования по обеспечению совместимости с российскими операционными системами и офисным программным обеспечением.

2. Принять к сведению доклад министра государственного управления, информационных технологий и связи Московской области Максима Рымара о мерах по повышению качества предоставления цифровых государственных услуг:

  • целесообразно создать единую федеральную цифровую платформу для включения в нее лучших региональных практик и ИКТ-решений для оказания государственных услуг и цифровых сервисов;
  • сформировать перечень из 100 наиболее востребованных государственных региональных и муниципальных услуг, обеспечить стандартизацию их наименований и описаний, регламентов оказания — разработать единый стандарт цифрового оказания данных услуг;
  • обеспечить оказание всех региональных и муниципальных услуг по единым стандартам с последующим отказом от бумажных регламентов посредством Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций) (ЕПГУ) и МФЦ, предоставив субъектам Российской Федерации на безвозмездной основе федеральную цифровую платформу для автоматизации их оказания, а также возможность интеграции региональных и муниципальных решений с ЕПГУ и МФЦ посредством системы межведомственного электронного взаимодействия; обеспечить возможности:
    • формирования в Личном кабинете ЕПГУ цифрового профиля гражданина с учетом предоставляемых ему услуг посредством ЕПГУ, ведомственных информационных систем, через МФЦ, а также с использованием инфраструктуры облачной электронной подписи;
    • получения услуг посредством ЕПГУ и МФЦ с использованием системы биометрической идентификации личности;
    • получения данных цифрового профиля гражданина, данных федеральных государственных информационных систем для предоставления гражданину региональных и муниципальных услуг и сервисов.

3. Рекомендовать Министерству цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации подготовить предложения по вопросам, указанным в пунктах 1 и 2, и вынести их на рассмотрение Президиума Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности.

Срок — 15 октября 2019 г.

4. Принять к сведению доклад заместителя генерального директора АНО «Россия — страна возможностей», руководителя образовательного центра «Мастерская управления» Алексея Каспржака о практических аспектах подготовки кадров по компетенциям цифровой экономики:

  • обеспечить включение во все образовательные программы общего, высшего и дополнительного образования требования к знаниям и навыкам в области цифровых технологий;
  • при формировании целевых показателей национальных программ и проектов исходить из необходимости цифровой грамотности всех граждан Российской Федерации;
  • сформировать образовательные программы для руководителей цифровой трансформации в субъектах Российской Федерации, направленные на формирование знаний и навыков по созданию востребованных цифровых сервисов для граждан, а также их продвижению и популяризации среди населения.

5. Рекомендовать АНО «Россия — страна возможностей» на базе образовательного центра «Мастерская управления» подготовить образовательную программу для руководителей цифровой трансформации в субъектах Российской Федерации, направленную на формирование компетенций по созданию и популяризации востребованных цифровых сервисов для граждан.

Срок — 15 октября 2019 г.

6. Рекомендовать высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации направить в АНО «Россия — страна возможностей» список руководителей цифровой трансформации, а также список ответственных за внедрение цифровых технологий в сфере образования, здравоохранения, ЖКХ и транспорта для формирования плана проведения обучения.

Срок — 1 ноября 2019 г.

7. Принять к сведению доклад директора АНО «Цифровая экономика» Евгения Ковнира о возможностях расширения обмена данными между органами государственной власти и коммерческими компаниями для повышения эффективности экономических процессов на уровне регионов, создания современных цифровых услуг и сервисов для граждан:

  • на основании данных о гражданине, предоставляемых в том числе коммерческими организациями с его согласия, государство должно обеспечить оказание ему услуг и сервисов в проактивном режиме;
  • коммерческие организации-владельцы интернет-сервисов и мобильных приложений должны иметь возможность создавать интерфейс для взаимодействия граждан с государством;
  • необходимо обеспечить эффективный механизм обмена лучшими практиками между субъектами Российской Федерации, создать условия для их тиражирования и внедрения, субсидирования мероприятий по внедрению лучших практик за счет средств национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации».

8. Рекомендовать АНО «Цифровая экономика», Экспертному центру электронного государства и фонду «Цифровая Долина Сочи» подготовить предложения по созданию цифровой платформы по обмену лучшими практиками и решениями в сфере информационных технологий, обеспечив наполнение данной платформы проектами-победителями конкурса «ПРОФ-1Т. 2019».

Срок — 1 ноября 2019 г.

Протокол заседания рабочей группы >>>

ВАШ КОММЕНТАРИЙ:

Please enter your comment!
Please enter your name here