Итоги работы Красноярского края в области информатизации в 2018 году

Предлагаем вашему вниманию статью министра цифрового развития Красноярского края Николая Александровича Распопина, подготовленную специально для D-Russia.ru, о результатах, достигнутых в 2018 году в сферах информатизации, электронного правительства, ИКТ и пр.

См. также другие публикации в разделе Итоги года >>

Развитие инфраструктуры связи на территории Красноярского края

Формирование качественной инфраструктуры связи в крае – один из главных векторов развития стратегии отрасли. В 2018 году министерством была продолжена работа по созданию условий для развития услуг связи в малочисленных и труднодоступных населенных пунктах края.

По итогам 2018 года услугами сотовой связи были обеспечены 98,7 % населения и лишь 1,3 % населения не имели доступа к данной услуге. Доступ к сети Интернет был организован для 95,3 % населения, не обеспечены – 4,7 %.

В рамках мероприятия «Субсидии бюджетам муниципальных образований на создание условий для развития услуг связи в малочисленных и труднодоступных населенных пунктах края» государственной программы «Развитие информационного общества», утвержденной постановлением Правительства Красноярского края от 30.09.2013 № 504-п, в 2018 году впервые 20 населенных пунктов обеспечены услугами сотовой связи и мобильного доступа в сеть Интернет, 6 – услугами сотовой связи и 21 – услугами доступа в сеть Интернет.

Обеспечение населения доступом к сети Интернет также происходит в рамках реализации федерального проекта «Устранение цифрового неравенства». По итогам работы за год в населенных пунктах численностью 250–500 жителей было установлено и введено в эксплуатацию 13 точек доступа к сети Интернет на основе волоконно-оптических линий связи. В 2019 году запланировано введение в эксплуатацию дополнительно 50 точек доступа.

В сравнении с данными по итогам работы за 2017 год наблюдается положительная динамика роста показателей, так в сравнении с предыдущим годом количество населенных пунктов, обеспеченных услугами сотовой связи увеличилось с 1347 до 1374, а количество населенных пунктов, имеющих доступ к сети Интернет – с 731 до 775.

Цифровое телевидение

В 2018 году министерство совместно с органами исполнительной власти края (ОИВ), органами местного самоуправления края (ОМСУ) проводило работу по информированию населения о переходе на цифровое эфирное вещание.

В декабре прошлого года в Красноярском крае полностью запущён второй мультиплекс цифрового телевидения, 20 цифровых каналов стали доступны большинству жителей края (96,4%).

Отключение аналогового и переход на цифровое телевещание в Красноярском крае запланировано на 03.06.2019. В зону цифрового эфирного вещания в крае не попадают 609 населенных пункта (99 576 жителей), после отключения аналогового телевещания в 155 населенных пунктах (58 880 жителей) в 2019 году будет обеспечено телевещание краевого телеканала «Енисей». Для просмотра программ телевидения жителям населенных пунктов, не вошедших в зону наземного эфирного телевещания, необходимо приобрести спутниковые комплекты телевидения. Для граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию, в Красноярском крае по линии министерства социальной политики предусмотрена возможность возмещения затрат на приобретение оборудования.

Государственные услуги

По итогам 2018 года количество зарегистрированных пользователей краевого портала государственных услуг (госуслуг, РПГУ) увеличилось на 348 969 тысячи и составило 1 310 272 человек. Более половины жителей края старше 14 лет, а именно – 53,4 %, пользуются сервисами электронного правительства. Перевод региональных и муниципальных услуг в электронный вид осуществляется в рамках исполнения майских указов Президента РФ. Всего в крае в электронный вид переведено 255 услуг. Ежедневно портал посещают около полутора тысяч человек. Наиболее активная аудитория портала – граждане от 25 до 34 лет.

В 2018 году министерством проводились работы по модернизации краевого портала госуслуг с целью сделать его более удобным и востребованным среди населения. Была реализована версия отображения портала для слабовидящих граждан, на портале появился новый онлайн-сервис «Штрафы ГИБДД», размещен новый виджет «Культурная жизнь региона», у жителей края появилась возможность записи на прием к врачу на портале, а также оплаты за услуги РПГУ при помощи печати квитанции с QR-кодом. Также изменился внешний интерфейс РПГУ, теперь он визуализирован в соответствии с единой стилистикой единого портала госуслуг.

В течение всего 2018 года министерство проводило мероприятия, с целью информирования населения о плюсах получения госусулуг в электронной форме. В рамках информационной кампании публиковались статьи в городских и районных СМИ, подготовлен цикл сюжетов, вышедшие в эфире краевых каналов и радиостанций. Также в течение года проводилась работа по функционированию мобильных пунктов регистрации пользователей на краевом портале госуслуг, разработаны и установлены в общественных местах стенды с информацией о плюсах и преимуществах, использования механизма получения госуслуг в электронной форме. На территории края была произведена печатная продукция: плакаты, буклеты и листовки, популяризирующие электронные госуслуги. Были организованы встречи со студентами высших учебных заведений края, о преимуществах получения государственных и муниципальных услуг в электронном виде рассказывалось участникам краевых форумов.

Проведение указанных мероприятий напрямую влияет на формирование федерального рейтинга среди субъектов РФ по достижению показателя «Доля граждан, использующих механизм получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, к 2018 году – не менее 70 процентов». По данным опроса Росстата в 2017 году, Красноярский край занял четвертое место по стране с показателем – 80,4%.

Также регион занял восьмое место в стране по итогам проведения первого электронного этапа переписи населения на портале госуслуг.

Государственная автоматизированная система «Управление»

Распоряжением Правительства Красноярского края от 21.02.2017 № 137-р агентство (министерство) определено органом исполнительной власти Красноярского края, ответственным за проведение на регулярной основе мониторинга достижения показателя «доля граждан, использующих механизм получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме» и мониторинга ввода данных по формам 1-ГУ, 1-МУ в ГАС «Управление» в Красноярском крае.

В результате совместной работы специалистов агентства, ОИВ, ОМСУ в федеральном рейтинге заполнения форм 1-ГУ, 1-МУ в ГАС «Управление» по состоянию на 01.01.2019 показатель региона составил 96,68% или 71 место из 85 субъектов, для сравнения, аналогичный показатель на 01.01.2018 составил 46,34% или 81 место.

Единая система идентификации и аутентификации (ЕСИА)

Количество зарегистрированных пользователей в ЕСИА по состоянию на 31.12.2018 составило 1310272 человека, что в соотношении численности населения Красноярского края в возрасте старше 14 лет составляет 55,2%. В сравнении, данный показатель в 2017 году составил 961303 человека и 40,5 % соответственно. В том числе, количество зарегистрированных пользователей ЕСИА с подтвержденной учетной записью по состоянию на 31.12.2018 года составило 740 814 человека, в соотношении численности населения Красноярского края старше 14 лет составляет 31,2%, и, в сравнении с 2017 годом, данный показатель составил 519 535 человек и 21,9 % соответственно. Количество центров обслуживания населения (ЦО) в Красноярском крае по итогам 2018 года увеличилось и составило 929 ЦО, в 2017 году – 804 ЦО.

Государственная информационная система о государственных и муниципальных платежах (ГИС ГМП)

Распоряжением Правительства Красноярского края от 29.07.2016 № 606-р агентство (министерство) определено органом исполнительной власти Красноярского края, обеспечивающим информационное взаимодействие между оператором ГИС ГМП и администраторами начислений края (АН).

В 2018 году специалистами министерства проведена актуализация перечня администраторов начислений (1273 администраторов), ежедневно проводилось консультирование и взаимодействие с АН, организован рейтинг АН по полноте предоставления информации в ГИС ГМП.

Информационная система автоматизации деятельности КГБУ «МФЦ» (Енисей-МФЦ)

К «Енисей-МФЦ» подключены все 64 территориальных подразделения МФЦ и 142 территориально обособленных подразделения МФЦ (всего 1300 пользователей). В «Енисей-МФЦ» внесено 1 579 361 заявление по 151 электронной услуге, в системе доступно 49 межведомственных запросов.

Система интегрирована с системой управления электронной очередью, информационной системой мониторинга качества государственных услуг, системой предварительной записи в МФЦ.

В 2018 году для жителей края, имеющих личный кабинет на РПГУ, реализован сервис проверки статуса заявления и возможности оценки качества обслуживания в МФЦ. В 2018 году этим сервисом граждане воспользовались 145 раз и поставили 114 оценок по итогу оказания услуги. Средняя оценка – 4,8, по пятибалльной шкале.

Единая сеть передачи данных

В 2018 году агентством была продолжена работа по обслуживанию и сопровождению единой сети передачи данных органов государственной власти Красноярского края (ЕСПД ОГВ). ЕСПД ОГВ объединяет в единое информационное пространство органы государственной власти края и подведомственные им учреждения, в том числе, расположенные в разных зданиях и муниципальных образованиях.

По состоянию на 31.12.2018 года количество подключений к ЕСПД ОГВ увеличилось до 1571 точки, каждая из которых имеет до нескольких десятков пользователей.

Центр обработки данных

В 2018 году продолжалось развитие центра обработки данных электронного правительства Красноярского края (ЦОД), оператором которого является КГКУ «Центр информационных технологий». ЦОД позволяет обеспечить гарантированную безотказную работу информационных систем органов государственной власти края, соблюдая при этом соответствующий уровень доступности, надежности и безопасности.

По состоянию на 01.12.2018 количество серверов органов государственной власти края, располагаемых на вычислительных мощностях КГКУ «ЦИТ» – 146; количество информационных систем, размещенных в ЦОД, составило 62.

Государственная информационная система Красноярского края «Региональная система межведомственного электронного взаимодействия «Енисей-ГУ»

«Енисей-ГУ» является базовой функциональной системой электронного правительства Красноярского края, к которой подключены все ОИВ и ОМСУ (1646 пользователей ОИВ; 2949 пользователей ОМСУ).

Специалистам ведомств, участвующим в предоставлении государственных и муниципальных услуг, в Енисей-ГУ доступны 260 видов межведомственных запросов федерального, регионального и муниципального уровней.

За 2018 год посредством Енисей-ГУ сформировано и направлено в ведомства 4,6 млн межведомственных запросов.

В 2018 году в соответствии с положениями статьи 13.2 Федерального закона от 15.11.1997 № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» в целях обеспечения глав местных администраций Сведениями ЗАГС (сведения государственной регистрации смерти), Енисей-ГУ подключена к Единому государственному реестру записей актов гражданского состояния (ЕГР ЗАГС). В настоящее время главы местных администраций посредством Енисей-ГУ получают Сведения ЗАГС и передают их в территориальные избирательные комиссии.

Доработан механизм взаимодействия Енисей-ГУ с ГИС ГМП в соответствии с актуальными форматами взаимодействия ГИС ГМП с информационными системами участников версии 2.Х.

Межведомственная информационная система электронного документооборота «Енисей-СЭД»

В соответствии с распоряжением Правительства Красноярского края от 10.07.2018 № 510-р в 2018 году осуществлен переход на безбумажный (электронный, с применением средств квалифицированных электронных подписей) документооборот между участниками «Енисей-СЭД» – аппаратом правительства края, администрации губернатора края, органами исполнительной власти края, краевыми государственными учреждениями. Кроме того, в системе «Енисей-СЭД» обеспечено и активно используется ведомствами электронное согласование проектов правовых актов правительства края, ведомственных правовых актов.

В настоящее время к системе подключено более 5,2 тысячи пользователей из числа ведомств – участников «Енисей-СЭД». Кроме того, 49 руководителей ведомств используют мобильные рабочие места с использованием планшетных устройств.

В 2018 году проведены работы по оптимизации аппаратно-программной части системы, расширению функциональных возможностей Енисей-СЭД, интеграция с порталом ССТУ.рф в целях исполнения указа №171 Президента РФ для передачи отчетности об обращениях граждан.

За 2018 год в «Енисей-СЭД» было обработано около 500 000 аналогов бумажных документов (входящих, исходящих, внутренних, обращений граждан); всего в системе содержится более 12 млн технологических документов.

Удостоверяющий центр электронного правительства

Краевой удостоверяющий центр электронного правительства Красноярского края (оператор КГКУ «Центр информационных технологий») обеспечивает на безвозмездной основе создание квалифицированных сертификатов ключей проверки электронной подписи для сотрудников органов, входящих в систему органов государственной власти края и иных государственных органов Красноярского края, ОМСУ, краевых и муниципальных учреждений.

Краевой удостоверяющий центр аккредитован Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (свидетельство об аккредитации от 28.11.2017 № 812). Квалифицированные ключи проверки электронной подписи, выпускаемые удостоверяющим центром, используются ведомствами при работе в системе электронного документооборота «Енисей-СЭД», с различными федеральными и региональными ресурсами, системами, в том числе, использующими Единую систему идентификации и аутентификацию пользователей (ЕСИА), например, единый и краевой порталы госуслуг, система «Электронный бюджет», порталы федеральной налоговой службы и Росреестра, ГАС «Управление» и ряд других.

В течение 2018 года удостоверяющим центром было выдано 6623 электронных подписи.

С 01.01.2019 краевой удостоверяющий центр выпускает электронные подписи по ГОСТ Р 34.10-2012.

Внедрение государственных информационных систем

В 2018 году продолжалось внедрение и развитие ведомственных информационных систем. Так, с началом учебного года в 2018 году внедрен единый электронный краевой дневник/журнал. Система разработана на базе краевой информационной автоматизированной системы управления образования (КИАСУО). К системе подключены все образовательные учреждения края, которые обеспечивают предоставление информации о текущей и итоговой успеваемости, пропусках занятий, домашних заданиях. Обеспечено предоставление соответствующей муниципальной услуги в электронной форме на региональном портале госуслуг.

Создание информационно – коммуникационной инфраструктуры (ИКТ–инфраструктуры) XXIX Всемирной зимней Универсиады 2019 года

В 2018 году бюджету Красноярского края из федерального бюджета на создание ИКТ-инфраструктуры Всемирной зимней Универсиады-2019 было выделено более 3 млрд рублей.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 13.07.2018 № 1455-р единственным исполнителем работ по созданию ИКТ-инфраструктуры было определено ПАО «Ростелеком».

Таким образом, благодаря совместной работе агентства и ПАО «Ростелеком» в 2018 году были созданы ключевые компоненты ИКТ-инфраструктуры:

  • единая информационная система Универсиады-2019, состоящая из 16 интегрированных программных модулей. Система была развернута в центре обработки данных города Красноярска и введена в эксплуатацию;
  • развернуты ключевые компоненты ИКТ-инфраструктуры: основной и резервный центры обработки данных; пассивная, активная и беспроводная сети на объектах; магистральная сеть передачи данных; подсистема информационной безопасности; система телефонной и видеоконференцсвязи; контакт-центр; инфраструктура Командного центра; система контроля и управления физическим доступом; цифровая радиосвязь служебного назначения, система спортивного хронометража и другие;
  • обеспечено полное Wi-Fi-покрытие всех спортивных объектов Универсиады-2019, в том числе – зрительских трибун;
  • на всех спортивных объектах Универсиады-2019 реализована система контроля и управления физическим доступом (СКУД);
  • организован и функционирует Главный технологический центр (ГТЦ) на 50 рабочих мест, где присутствуют представители всех подрядных ИКТ-организаций;
  • организован и функционирует Главный операционный центр, являющийся основным элементом системы управления Играми.

Организация предоставления услуг сотовой связи на объектах Универсиады-2019

В 2018 году благодаря совместной работе агентства с министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ и федеральных представителей компаний сотовых операторов ПАО «Вымпелком», ПАО «МегаФон», ПАО «МТС», ООО «Т2 Мобайл» все объекты Универсиады-2019 обеспечены сигналом устойчивой сотовой связи.

Было смонтировано более 500 антенн, на объектах установлено более 350 стоек с телекоммуникационным и радиопередающим оборудованием. Обеспечено полное покрытие услугами мобильной связи в стандартах 2G/3G/4G.

Также обеспечено предоставление услуг сотовой связи на всей территории терминала аэропорта «Емельяново».

Наследие Универсиады

По итогам проведения Универсиады-2019 будет определен порядок распределения наследия, в соответствии с нуждами жителей края. На сегодняшний день самыми масштабными объектами являются Центр обработки данных, который может впоследствии использоваться для нужд здравоохранения, главный операционный центр, Call – центр для записи на прием к врачу.

Компьютерное и серверное обеспечение для доукомплектования IT-инфраструктуры организаций, с целью ведения электронного взаимодействия и автоматизации процессов.

Контакт-центр для организации работы и взаимодействия с различными службами города, а также квалифицированного персонала. Дальнейшее использование в краевых проектах, связанных с медициной, сферой туризма и культуры, службой 005, службой гражданской обороны, и в других значимых проектах.

Работа системы «112»

Министерство является координирующим органом исполнительной власти края по созданию, эксплуатации и развитию системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112».

В 2018 году система «112» была запущена в работу в режиме опытной эксплуатации. Организованы и проведены технические мероприятия по сопряжению системы «112» с ГАИС «ЭРА-ГЛОНАСС», что позволило реализовать возможность определения координат о месте нахождения абонентов, а также передачи коротких текстовых сообщений.

По данным на конец 2018 года операторы центра обработки вызовов ежедневно принимали до 2000 звонков, перенаправляя их в службы 01,02,03,04. Позвонить по номеру «112» могут абоненты всех операторов сотовой связи.

Также в 2018 году министерство продолжило работу по обеспечению создания, развитию и эксплуатации комплексной автоматизированной системы (КАС) «Безопасный город», функционирующей на территории города Красноярска.

ВАШ КОММЕНТАРИЙ:

Please enter your comment!
Please enter your name here

двенадцать − 2 =