Итоги опроса. Е-демократия и Е-правительство востребованы в России

80% россиян поддерживают необходимость развития электронного правительства и электронной демократии в стране

Экспертный центр электронного государства и Всероссийский центр изучения общественного мнения подвели итоги первого всероссийского социологического опроса о необходимости развития в стране электронного правительства и электронной демократии. В социологическом исследовании приняло участие 3200 человек из 146 населенных пунктов 42 субъектах Российской Федерации.  Им было предложено оценить текущее состояние электронного правительства и электронной демократии в России, а также дать оценку жизнеспособности, востребованности и полезности этих инструментов в нашей стране.

Большинству опрошенных очевидны достоинства Электронного правительства: «это удобно», дает возможность всегда иметь под рукой доступный электронный источник информации о работе государственных органов.  Многие осознают возможности экономии времени за счет электронного формата госуслуг и называют технологии Электронного правительства  необходимым требованием времени в современном мире. Жители столиц (21%) и средних городов (16%) отмечают малое количество услуг, за которыми можно обратиться через интернет. Молодые люди также отмечают нехватку ассортимента электронных услуг (до 18% среди 18-24-летних) – фактически можно говорить о наличии запроса к государству по развитию данной сферы.

«За очень короткие сроки были получены впечатляющие результаты в реализации проекта электронного правительства, — заметил руководитель Экспертного центра электронного государства Павел Хилов. — Самое важное теперь – не утерять эту динамику. Тот факт, что почти 80% населения приветствует создание и развитие механизмов электронного правительства и электронной демократии говорит сам за себя».

Наиболее важные сферы, в которых инструменты Электронного правительства необходимы, это ЖКХ (71% от числа опрошенных), здравоохранение (58%), социальная поддержка граждан (50%), вопросы правопорядка и безопасности (46%), транспортные проблемы (45%), занятость населения (42%), образование (42%), регистрация актов гражданского состояния (37%), экология (36%). Только 6% опрошенных ответили, что электронное правительство не решает  никаких проблем. О существовании Единого портала государственных и муниципальных услуг информировано более половины населения (59%). Максимальную известность портал имеет среди жителей столиц (74%). 21% опрошенных обращались на Единый портал за электронными услугами, подавляющее большинство (80% обращавшихся) довольно результатом.

Сторонники развития технологий Электронной демократии (35%-поддерживают и 45% — скорее поддерживают) рассматривают ее как новый способ для развития обратной связи от общества к государству. Развитие Электронной демократии, по мнению россиян, призвано создать возможность вносить предложения и предъявлять претензии к работе чиновников. Немногочисленные противники идеи, в основном, встречаются среди людей пенсионного возраста, а также среди тех, кто вообще никогда не пользовался Интернетом. Приведём несколько цифр, иллюстрирующих мнения россиян по поводу электронного правительства и электронной демократии:

Скажите, Вы лично   ранее слышали/ встречали где-либо термин «Электронное Правительство» /   «Электронная Демократия»? (закрытый вопрос,   один ответ,  % респондентов)

 

Электронное   Правительство

Электронная   Демократия

Да, неоднократно слышал (а) этот термин, он   «на слуху»

19

4

Где-то слышал, но это единичные случаи

30

18

Нет, впервые слышу этот термин

51

78

 

Вы лично в целом   поддерживаете или не поддерживаете идею создания в России Электронного   правительства / Электронной демократии? (закрытый вопрос,   один ответ,  % респондентов)

 

Электронное   Правительство

Электронная   Демократия

Полностью   поддерживаю

36

35

Скорее   поддерживаю

43

45

Скорее   не поддерживаю

9

9

Полностью   не поддерживаю

5

4

Затрудняюсь   ответить

7

7

 

Какое из   перечисленных преимуществ электронных госуслуг является наиболее важным лично   для Вас? (закрытый вопрос,   один ответ,  % респондентов)

Возможность не стоять в очереди

41

Сокращение времени предоставления госуслуги

28

Возможность не общаться с чиновником

10

Возможность не носить справки в органы   власти

10

Другое

4

Не вижу никаких плюсов

6

Затрудняюсь ответить

2

 

Знаете ли Вы или   слышали что-либо о портале «Госуслуги» (gosuslugi.ru)?

 (закрытый вопрос,   один ответ,  % респондентов)

Да   хорошо, знаю о нем

17

Что-то   слышал(а)

42

Впервые   слышу

41

 

Вы лично   получали  какие-либо услуги на этом   сайте (gosuslugi.ru)?  Если, да,   скажите, в целом Вы остались довольны или недовольны результатом?   (закрытый вопрос, один ответ,  % респондентов)

Получал(а),   доволен результатом

17

Получал(а),   недоволен результатом

4

Не   получал(а)

79

Затрудняюсь   ответить

1

 

Какие механизмы   Электронной демократии для Вас имеют наибольшую ценность?  (закрытый вопрос,   один ответ,  % респондентов)

Возможность   отслеживать работу органов власти

39

Возможность   подачи собственной инициативы

21

Возможность   участвовать в обсуждении законодательных инициатив

19

Никакие   – мне это все не интересно

15

Другое

1

Затрудняюсь   ответить

4

Подробную информацию о результатах опроса смотрите здесь: Результаты опроса