Итоги деятельности департамента Смоленской области по информационным технологиям за 2017 год

Департамент Смоленской области по информационным технологиям  является органом исполнительной власти, осуществляющим на территории области исполнительно-распорядительные функции в сфере информационных технологий, связи, по вопросам обеспечения предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде, а также совершенствования системы государственного управления.

У Департамента есть две подведомственные организации – Смоленское областное государственное автономное учреждение «Центр информационных технологий» и  Смоленское областное государственное бюджетное учреждение «Многофункциональный центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг населению» (СОГБУ МФЦ).

Основные направления деятельности департамента в минувшем году:

  • Развитие  сети МФЦ
  • Совершенствование государственного управления
  • Услуги  в электронном виде
  • Внедрение и сопровождение информационных систем
  • Система-112
  • Связь
  • Защита информация
  • Проведение  мероприятий, обучающих семинаров
  • Нормативно-правовые акты.
Развитие сети МФЦ
Показатели деятельности МФЦ

Реализованы мероприятия  по достижению основного показателя, предусмотренного Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» в сфере предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна»: доля граждан, имеющих доступ к получению государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна» по месту пребывания, в том числе в многофункциональных центрах предоставления государственных услуг, достигла значения  98,6 %.

Департамент Смоленской области по информационным технологиям является учредителем смоленского областного государственного бюджетного учреждения «Многофункциональный центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг населению» (далее – СОГБУ МФЦ), координирует и контролирует его деятельность.

На территории Смоленской области действует 27 центров государственных и муниципальных услуг «Мои Документы» (далее – филиалы МФЦ) и 75 офисов государственных и муниципальных услуг «Мои документы» (далее – ТОСП) с общим количеством окон обслуживания заявителей 296.

В филиалах МФЦ и ТОСП всего организовано в предоставление по принципу «одного окна» 623 видов государственных, муниципальных услуг и иных услуг.

Динамика услуг, предоставляемых в МФЦ.

В 2107 году более 620 тысяч граждан в МФЦ оказано 668 тысяч государственных и муниципальных услуг, что на 142 тысячи больше предыдущего года (прирост составил 23%).

Из них:

– федеральных услуг – 487 253 (73%),

– региональных услуг – 98 583 (15%),

– муниципальных услуг – 6 407 (1%),

– иных услуг – 75 762 (11%).

Виды услуг, оказанных в МФЦ Смоленской области в 2017 году.

Соотношение оказанных в СОГБУ МФЦ за 12 месяцев 2017 года федеральных услуг представлено следующим образом:

– услуги Росреестра составляют 63,5% от общего количества оказанных федерльных услуг,

– услуги УМВД – 22,6%

– услуги ФНС – 6%

– услуги ПФР – 6,5 %

1,3% иные федеральные услуги.

Соотношение оказанных в СОГБУ МФЦ за 12 месяцев 2017 года региональных услуг представлено следующим образом:

89,8% – составляют услуги Департамента Смоленской области по социальному развитию,

5,1% – услуги Департамента государственной службы занятости населения Смоленской области,

– популярными стали услуги Департамента Смоленской области  по охране, контролю и регулированию использования лесного хозяйства, объектов животного мира и среды обитания – они составляют 2,6% от оказанных региональных услуг,

1,7% услуги ЗАГС,

0,9% составили иные региональные услуги.

За 2017 год центром телефонного обслуживания СОГБУ МФЦ было обработано 129 748 звонков от граждан.

В средствах массовой информации размещено 128 публикаций о деятельности МФЦ, а также 11 видеоматериалов, посвященных МФЦ.

Департаментом Смоленской области по информационным технологиям проводится работа по созданию условий для внедрения проекта «МФЦ для бизнеса». Расширяется перечень услуг региональных и муниципальных услуг в разрешительной сфере, в сфере лицензирования, предоставляемых в МФЦ:

– выдача разрешения на строительство (в 2017 году в МФЦ оказано 2086 услуг, для сравнения в 2016 году – 195 услуг);

– выдача разрешения на перевозку такси (в 2017 году в МФЦ оказано 36 услуг);

– лицензирование медицинской, фармацевтической деятельности (в 2017 году в МФЦ оказано 36 услуг);

– лицензирование розничной продажи алкогольной продукции, по переработке цветных и черных металлов (в 2017 году в МФЦ оказано 208 услуг).

В конце 2017 года был внедрен механизм взаимодействия субъектов МСП с органами власти без личного обращения, а именно при выдаче лицензии на розничную продажу алкогольной продукции появилась возможность подать документы в электронном виде через Региональный портал государственных и муниципальных услуг, а получить результат – лицензию в бумажном виде – через МФЦ.

Кроме того, в 2017 году СОГУБ МФЦ заключены соглашения  АО «Страховая группа «Спасские ворота – М», филиалом АО «МАКС – М», АО «Страховая компания «СОГАЗ – Мед». Граждане могут в МФЦ подать заявку на выдачу медицинских полюсов этих компаний.

Регистрация в ЕСИА

В рамках исполнения указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» за 12 месяцев 2017 года СОГБУ МФЦ зарегистрировано и подтверждено более 103 000 учетных записей граждан в единой системе идентификации и аутентификации.

1.     Услуги акционерного общества «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства».

В целях улучшения инвестиционного климата в Смоленской области, обеспечения доступности субъектов малого и среднего предпринимательства к получению услуг АО «Корпорация МСП» в СОГБУ МФЦ организовано предоставление 7 услуг Корпорации. За 12 месяцев 2017 года  оказано более 3 400 услуг Корпорации.

По данным, направленным АО «Корпорация МСП», в ноябре 2017 года Смоленской областью обеспечено выполнение показателей целевой модели «Поддержка малого и среднего предпринимательства». За 11 месяцев 2017 года за услугами Корпорации по развитию малого и среднего предпринимательства по принципу «одного окна» обратилось 1483 вновь зарегистрированных субъектов малого и среднего предпринимательства. Таким образом, Смоленская область по состоянию на ноябрь 2017 года выполнила план на 102,5%, заняв 33 позицию среди 85 субъектов РФ.

По сведениям из автоматизированной информационной системы автоматизации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг Смоленской области (далее –АИС МФЦ) за 12 месяцев 2017 года в СОГБУ МФЦ за услугами АО «Корпорация МСП» обратилось более 1600 вновь зарегистрированных субъектов малого и среднего предпринимательства.

Особо стоит отметить, что по результатам работы на ноябрь месяц 2017 года Смоленская область заняла первое место среди 85 субъектов РФ по интеграции АИС МФЦ с информационной системой АО «Корпорация МСП».

Оценка качества услуг в ИАС МКГУ

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12.12.2012 № 1284 «Об оценке гражданами эффективности деятельности руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти (их структурных подразделений) и территориальных органов государственных внебюджетных фондов (их региональных отделений) с учетом качества предоставления ими государственных услуг, а также о применении результатов указанной оценки как основания для принятия решений о досрочном прекращении исполнения соответствующими руководителями своих должностных обязанностей» проводится мониторинг качества оказания государственных. За 12 месяцев 2017 года в информационно – аналитическую систему мониторинга качества предоставления государственных услуг (далее – ИАС МКГУ) поступило более 265 тыс. оценок, таким образом, гражданами была произведена оценка предоставления 53 178 государственных услуг. За этот же период в ИАС МКГУ поступило 10 339 телефонных номеров, по которым граждане оставили отзыв о качестве предоставления государственных услуг. По итогам поступивших оценок в ИАС МКГУ среднее значение показателя удовлетворенности граждан качеством оказания государственных и муниципальных услуг составляет 4,9 из 5 возможных. Для сравнения в 2016 году в ИАС МКГУ поступило более 28 тыс. оценок, гражданами была произведена оценка предоставления 5 613 государственных услуг.

Так в 2017 году в АИС МФЦ была реализована возможность фоновой регистрации в ЕСИА, предварительной записи в МФЦ через официальный сайт МФЦ, ЦТО, а также сотрудниками СОГБУ МФЦ на ресепшен.

На сайте МФЦ появился личный кабинет пользователя с авторизацией через ЕСИА. В личном кабинете доступно:

– записаться в электронную очередь для визита в МФЦ;

– получить текущий статус своих заявок;

С помощью системы межведомственного электронного взаимодействия в АИС МФЦ обеспечена отправка межведомственных запросов в федеральные органы исполнительной власти, например по таким услугам, как:

– «Справка о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования»;

– «Справка о привлечении (не привлечении) лица к административному наказанию за потребление наркотических или психотропных веществ без назначения врача»;

– услуги Фонда социального страхования;

– услуги АО «Корпорация МСП».

Кроме того АИС МФЦ интегрирована с информационными системами региональных органов власти, органов местного самоуправления, что позволило осуществлять электронный обмен документами по таким услугам, как:

– «Выдача и аннулирование охотничьих билетов единого федерального образца»;

– «Прием заявлений на зачисление детей в образовательные учреждения, реализующие основную образовательную программу дошкольного образования»;

– «Выдача разрешений на строительство», «Внесение изменений в разрешение на строительство»;

– «Продление срока действия разрешения на строительство»;

–  «Выдача градостроительного плана земельного участка»;

– «Получение разрешения на ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства»;

– «Лицензирование розничной продажи алкогольной продукции»;

– «Лицензирование переработки лома цветных и черных металлов».

Доступность для инвалидов в МФЦ

Во исполнение Федерального закона от 01.12.2014 № 419-ФЗ (ред. от 29.12.2015) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов» во всех 27 филиалах СОГБУ МФЦ созданы базовые условия доступности к объектам социальной инфраструктур (далее – ОСИ) и к предоставляемым в них услугам для инвалидов

Общее количество полностью доступных ОСИ – 2 объекта, ОСИ  полностью доступных (избирательно) с категорией ДП-И – 16 объектов, ОСИ доступных частично с категорией ДЧ-И – 9 объектов.

Во всех филиалах СОГБУ МФЦ обеспечивается доступ инвалидов всех категорий к месту предоставления услуг в дистанционном режиме.

Обеспечено сопровождение инвалидов, имеющих стойкие расстройства функции зрения.

Все специалисты СОГБУ МФЦ, предоставляющие услуги населению, прошли инструктирование и обучение для работы с инвалидами по вопросам, связанным с обеспечением доступности для них объектов и услуг в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Смоленской области.

На реализацию мероприятий подпрограммы «Доступная среда» в 2017 году были выделены и освоены в полном объеме денежные средства в размере 507,5 тысяч рублей. Проведены следующие мероприятия: расширена входная группа (на ОСИ в п.г.т. Шумячи); приобретены портативная индукционная панель, вывеска информационно-тактильная, информационное табло, указатели движения визуальные и тактильные, видео увеличитель переносной, звуковой маяк (на ОСИ в  г. Смоленск и г. Гагарин) и портативная индукционная панель (на ОСИ в г. Вязьма, г. Рославль и г. Сафоново).

Совершенствование государственного управления

Показатели деятельности руководителей ОИВ

В первом квартале 2017 года Департаментом Смоленской области по информационным технологиям разработаны предложения о  включении в оценку эффективности деятельности руководителей органов исполнительной власти Смоленской области показателей:

– доля государственных услуг, предоставляемых органом исполнительной власти Смоленской области по принципу «одного окна» на базе МФЦ, от общего числа данных государственных услуг, предоставляемых органом исполнительной власти Смоленской области;

– доля государственных услуг, предоставляемых органом исполнительной власти Смоленской области в электронном виде, от общего числа данных государственных услуг, предоставляемых органом исполнительной власти Смоленской области.

Данные показатели, а также их значения для каждого органа власти  в дальнейшем были утверждены на рабочем совещании Губернатора Смоленской области с членами Администрации Смоленской области.

В рамках работы комиссии по повышению качества государственных и муниципальных услуг в Смоленской области ежеквартально рассматривались вопросы о достижении органами исполнительной власти Смоленской области установленных значений показателей. Данная работа позволила увеличить объем региональных государственных услуг, по которым были использованы альтернативные традиционным способы обращений заявителей.

Проведение мониторинга качества государственных и муниципальных услуг на территории Смоленской области в 2017 году

Департаментом в четверном квартале 2017 года в рамках государственного контракта  проведено социологическое исследование (в форме очного соцопроса) оценки удовлетворенности населения Смоленской области качеством предоставления государственных и муниципальных услуг.

Выявлены значения степени достижения на территории Смоленской области целевых показателей качества предоставления государственных и муниципальных услуг, установленных Указом Президента РФ от 07.05.2012 № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» (в том числе в разрезе каждого муниципального образования и каждой из наиболее общественно значимых государственных и муниципальных услуг). В том числе, выявлен уровень удовлетворенности граждан качеством предоставления государственных и муниципальных услуг населения в 2017 году – 96,0 %. Уровень удовлетворенности качеством предоставления услуг на базе МФЦ составил в 2017 году 95,9 %.

Экспертиза административных  регламентов

Департаментом за 2017 год  проведена экспертиза 41 проект соглашений между СОГБУ МФЦ и органами власти различных уровней;  проведено 127 процедур предварительного согласования и визирования  в отношении проектов нормативных правовых актов, разработанных органами исполнительной власти Смоленской области по утверждению (внесению изменений) административных регламентов предоставления государственных услуг.

Открытые данные

На Портале открытых данных Смоленской области http://opendata.admin-smolensk.ru/  размещено 56 наборов, в том числе:

– в разрезе органов исполнительной власти Смоленской области:  16 наборов в соответствии с распоряжением Правительства РФ 1187-р от 10.07.2013 и 14 наборов по майским Указам Президента Российской Федерации от 07.05.2012;

– 25 наборов органов местного самоуправления Смоленской области;

–  1 набор адресных данных филиалов СОГБУ МФЦ.

Проведена работа по актуализации и размещению информации в форме открытых данных во исполнение распоряжения Правительства Российской Федерации  от 10 июля 2013 года № 1187-р.

Актуализирована и размещена публичная отчетность органов исполнительной власти Смоленской области о ходе выполнения поручений, содержащихся в указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года  №  596-606 (за 1 квартал 2017 года, далее указанные данные размещаются в ГАС-Управлении). Проведена работа по размещению новых наборов открытых данных «Сведения о месте нахождения Департамента Смоленской области по информационным технологиям», «Сведения о местах нахождения многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг» (с использованием пространственных координат).

Разработка технологических схем

Проведена организационная работа по разработке органами исполнительной власти Смоленской области технологических схем предоставления государственных услуг: разработано и утверждено 104 технологические схемы, 9 технологических схем находится на доработке в органах исполнительной власти Смоленской области, на сайте Администрации Смоленской области размещено 104 технологические схемы государственных услуг по адресу: http://www.admin-smolensk.ru/sov_gos_upr/mfc_1363/korp/.

Применение технологических схем направлено на решение проблем взаимодействия органов исполнительной власти Смоленской области и МФЦ.

При разработке технологической схемы органы исполнительной власти Смоленской области выделили конкретные процедуры, действия, ответственность сотрудников МФЦ в рамках предоставления услуги, определили способы и формы взаимодействия с МФЦ. Таким образом, сформирован единый подход к роли МФЦ в процессе организации предоставления услуги. Разработанные органами исполнительной власти Смоленской области технологические схемы позволят обеспечивать сотрудников МФЦ достаточным объемом информации, что, в свою очередь, будет способствовать повышению уровня компетентности сотрудников МФЦ при работе с заявителями. Внедрение в МФЦ разработанных технологических схем позволит избежать ошибок и недостаточности сведений, занесенных в автоматизированную информационную систему МФЦ на основе административных регламентов.

Проверки МФЦ

В течение 2017 года Департаментом были проведены следующие плановые проверки  СОГБУ МФЦ:

выездные проверки СОГБУ МФЦ и его 10 филиалов (Ярцевский, Дорогобужский, Руднянский, Десногорский, Демидовский, Вяземский, Починковский, Хиславичский, Краснинский филиалы и Промышленный филиал в г. Смоленске) и 10 офисов государственных и муниципальных услуг СОГБУ МФЦ (Михейковское, Верхнеднепровское, Голынковское, Пржевальское, Вязьма-Брянское, Катынское, Гнездовское, Печерское, Стодолищенское, Гусинское) на предмет соответствия требованиям постановления Правительства Российской Федерации от  22.12.2012 г. № 1376 «Об утверждении правил организации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг», постановления Правительства Российской Федерации от  27.09.2011 г. № 797 «О взаимодействии между многофункциональными центрами предоставления государственных и муниципальных услуг и федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления» и иным нормативно-правовым актам законодательства Российской Федерации;

– документарная проверка СОГБУ МФЦ, в ходе которой проверяли реестр  соглашений о взаимодействии, заключенных СОГБУ МФЦ с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органов государственных внебюджетных фондов, органами исполнительной власти Смоленской области, органами местного самоуправления, акционерным обществом «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства» и иными организациями (далее – реестр соглашений) на соответствие требованиям постановления Правительства Российской Федерации от  27.09.2011 г. № 797 «О взаимодействии между многофункциональными центрами предоставления государственных и муниципальных услуг и федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления», приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 27.05.2016  №  322 «Об утверждении методических рекомендаций по созданию и организации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг».

Услуги  в электронном виде

Обеспечение регистрации в ЕСИА

В соответствии с подпунктом «в» пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» доля граждан, использующих механизм получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме (далее – показатель), к 2018 году должна достигнуть значения не менее 70%.

Согласно исследованиям Росстата значение показателя в Смоленской области составляет 31,4% в 2014 году, 26,6% в 2015 году, 46,6 % в 2016 году. 2017 год – по предварительной оценке более 50 %.

В целях более широкого предоставления доступа граждан  к получению государственных и муниципальных услуг в электронном виде Администрация Смоленской области проводит активную информационно-разъяснительную работу с населением, касающуюся  регистрации в  ЕСИА.

В период с 2012 по 2017 годы более 422 тысячи  смолян зарегистрировались в ЕСИА, что составляет 51 % населения Смоленской области (8 место в ЦФО), достигших 14 летнего возраста. Рост числа граждан, зарегистрированных в ЕСИА по сравнению с 2016 годом составил 85 %.

В период с 2014 по 2017 год в регионе открыто 163 Центра обслуживания  граждан по регистрации в ЕСИА.

Региональный портал государственных и муниципальных услуг

В целях популяризации предоставления региональных услуг внедрен Региональный портал государственных и муниципальных услуг (функций).

На региональный портал были выведены наиболее востребованные услуги, такие как:

– Запись на прием к врачу – 107 221;

– Узнать очередь в детский сад – 55 836;

– Электронный дневник – процесс внедрения;

– Запись в первый класс – период записи;

– Выдача разрешения на строительство – 1730 (введено заявлений в систему);

– Получение градостроительного плана земельного участка – 3 471 (за 3 квартала из ГАСУ);

– Выдача лицензий на продажу алкогольной продукции – 408

– Лицензирование медицинской деятельности – 99 (за 3 квартала из ГАСУ);

– Лицензирование деятельности по обороту наркотических средств – 4;

– Лицензирование фармацевтической деятельности – 77 ;

– Сведения об оказанных медицинских услугах

Вывод популярных услуг на Региональный портал позволил увеличить его посещаемость по сравнению с 2016 годом в 6 раз.

 

Вывод наиболее популярных услуг на портал приобщает граждан к использованию региональных электронных сервисов, повышению удобства их использования, поскольку для использования каждого из них используется одна учетная запись в Единой системе идентификации и авторизации (ЕСИА), – отсутствует необходимость множественных регистраций на различных порталах.

С 1 апреля 2017 года запись на прием к врачу стала доступным, только авторизованным гражданам в ЕСИА, что позволило в том числе исключить повторную запись на прием к врачу одним и тем же гражданином.

Проводились работы по доработке функциональных возможностей предоставления услуги «Электронный дневник». В системе обеспечена возможность просмотра родителями оценок своих детей и полученных замечаний в день их выставления, полноценного контроля посещаемости и отображения заданного домашнего задания; просмотра тем пройденных и пропущенных уроков, а также прямой переписки родителей с учителями.

В настоящее время проводятся работы по заполняемости информационной системы со стороны образовательных учреждений Смоленской области.

В целях достижения ключевых показателей эффективности целевой модели по направлению «Получение разрешения на строительство и территориальное планирование» проведены мероприятия, направленные на регламентацию предоставления услуг в сфере строительства и их автоматизацию.

По поручению Губернатора с 1 июля 2017 года введена в эксплуатацию автоматизированная информационная система «Выдача разрешения на строительство».

Заявления на предоставление услуг по выдаче разрешения на строительство, выдаче разрешений на ввод объектов капитального строительства поступают с Регионального портала государственных услуг (функций), АИС МФЦ и автоматически поступают в систему.  Это обеспечивает ведение единого реестра  выданных разрешений на строительство, доступ к которому обеспечен на Региональном портале гражданам, зарегистрированным в ЕСИА.

Проведены мероприятия по автоматизации разрешительной и лицензионной деятельности. Стало возможным лицензиату (соискателю лицензии) подавать заявления на предоставление услуг сферы лицензирования медицинской, фармацевтической деятельности, деятельности по обороту наркотических средств в электронном виде через Региональный портал и МФЦ.

Дополнительно разработан механизм, позволяющий избежать посещения органа исполнительной власти. Для государственной услуги «Выдача разрешения на розничную продажу алкогольной продукции» обеспечена возможность подачи заявления на Региональном портале, а получения лицензии (результата предоставления услуги) на базе МФЦ. Перечень таких услуг будет увеличиваться.

Государственные услуги в электронном виде предоставляются не только через Региональный портал, но и через подсистему «Концентратор услуг» Единого портала государственных и муниципальных услуг https://www.gosuslugi.ru/:

– Запись в детский сад – 2242;

– Выдача охотбилета единого федерального образца – 86;

– Регистрация рождения – 503;

– Регистрация смерти – 1485;

– Регистрация брака – 113;

– Регистрация усыновления (удочерения) – 2.

Работы по подключению к единым формам для всей Российской Федерации на федеральном портале продолжаются.

К услугам социальной сферы:

1)Предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг;

2)Назначение и выплата ежемесячной денежной выплаты на обеспечение полноценным питанием беременных женщин, кормящих матерей, а также детей в возрасте до трех лет, осуществляемое по заключению врачей;

3)Назначение и выплата ежемесячного пособия по уходу за ребенком

и двум муниципальным услугам

1)Прием заявлений, документов, а также постановка граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях;

2)Выдача разрешений на установку рекламных конструкций на соответствующей территории.

 Организация межведомственного взаимодействия

В целях достижения ключевых показателей эффективности целевой модели по направлению «Постановка на кадастровый учет земельных участков и объектов недвижимого имущества» проводится еженедельный мониторинг достижения показателя доля ответов на запросы филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Смоленской области, полученные в электронном виде, в общем количестве направленных запросов».

Проводимые мероприятия позволили повысить уровень предоставления ответов на запросы с 2 до 98 %.

В рамках межведомственного электронного взаимодействия в 2017 году  в Смоленской области сформировано 446 609 первичных запросов в федеральные органы исполнительной власти (рост по сравнению с 2016 годом – 271 520 запросов – составил 64 %).

89 % от общего количества составляют запросы в Росреестр.

Проводятся работы по переходу к межведомственному взаимодействия посредством единого электронного сервиса.

Ведение Регионального реестра государственных и муниципальных  услуг (функций)

В целях обеспечения предоставления сведений по формам 1МУ в соответствии с приказом Росстата от 06.05.2015 № 217 «Об утверждении статистического инструментария для организации Министерством экономического развития Российской Федерации федерального статистического наблюдения о предоставлении государственных (муниципальных) услуг» по разработанным рекомендациям Департамента приведены в соответствие действующему законодательству перечни муниципальных услуг, а также услуг предоставляемых муниципальными учреждениями и другими организациями, в которых размещается муниципальное задание (заказ), подлежащих включению в реестр государственных или муниципальных услуг и предоставляемых в электронной форме.

Обобщенные данные по заполнению реестра по состоянию на
31 декабря 2017 года:

Внесено в реестр Опубликовано
Количество услуг регионального уровня 204 202
Количество услуг (функций) муниципального уровня, в том числе 3492 3375
Муниципальных услуг (функций) 1332 1302
Услуг (функций) сельских и городских поселений 2160 2073

Внедрение и сопровождение информационных систем

Автоматизация контрольно-надзорной деятельности

В целях повышения эффективности контрольной и надзорной деятельности,  реализации достижения целевых показателей целевой модели «Осуществление контрольно-надзорной деятельности в субъектах Российской Федерации» п. 6.1., утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 января 2017 г. № 147-р и обеспечения основ информатизации для реализации программы «Реформа контрольной и надзорной деятельности», утвержденной 21 декабря 2016 года президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам, проведена работа по автоматизации контрольной и надзорной деятельности (КНД).

Принято участие в пилотной эксплуатации типового облачного решения по автоматизации контрольно-надзорной деятельности (ТОР КНД) В сентябре 2017 г. получены учетные данные для 7 личных кабинетов в ТОР КНД, которые были предоставлены ответственным лицам от органов исполнительной власти Смоленской области осуществляющих контрольно-надзорную деятельность по 7 приоритетным видам КНД.  Проведены обучающие семинары по работе в ТОР КНД и осуществлена первичная настройка личных кабинетов.

Для неприоритетных видов контроля внедрена единая информационная система обеспечения контрольной и надзорной деятельности органов исполнительной власти и местного самоуправления Смоленской области (ЕИСО КНД), разработанная на базе платформы ведомственных информационных систем.

Малые  закупки.

В конце декабря 2017 года в опытную эксплуатацию в Смоленской области запущен модуль «Малые закупки»  – модуль, созданный на базе автоматизированной информационной системы государственных закупок Смоленской области (далее АИС ГЗ), предназначен для автоматизации процессов осуществления государственными заказчиками Смоленской области и бюджетными учреждениями Смоленской области закупок товаров, работ, услуг в соответствии с пунктами 4, 5 части 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Цель внедрения – возможность контроля проведения малых закупок,  экономия бюджетных средств за счет соблюдения конкурентных принципов при выборе поставщика, контроль при исполнении контракта (взаимосвязь формируемого платежа в используемой в области системе Смарт Бюджет Про и реестра малых закупок в АИС ГЗ, сформировать платеж иначе чем на основе номера малой закупки из реестра будет невозможно, не пропустит контроль),  контроль в самой АИС ГЗ того, что годовой объем малых закупок не должен превышать 2 000 000 рублей или 5% совокупного годового объема закупок заказчика (если 5% более 2 млн. руб.).

Модуль доступен всем государственным заказчикам Смоленской области  (около 600 организаций и 1300 пользователей).На данный момент в системе зарегистрировано порядка 60 поставщиков.

Информационные материалы по модулю для широкого распространения среди поставщиков Смоленской области направлены в СТПП, Смоленское областное региональное отделение «Деловая Россия», Смоленское региональное отделение общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России».

Интеграция с ЕГИССО

В целях автоматизации взаимодействия в части передачи сведений об оказываемых мерах социальной поддержки населению Смоленской области в единую государственную информационную систему социального обеспечения (ЕГИССО) был внедрен модуль по взаимодействию информационных систем с ЕГИССО.

Благодаря внедрению указанного модуля обеспечена автоматизация отправки более 90 % сведений об оказываемых мерах социальной поддержки населения.

Создание АИС обеспечения полномочий страхователя

В 2017 году Департаментом Смоленской области по информационным технологиям был разработан и внедрен новый механизм выверки сведений о численности неработающего населения Смоленской области.

Внедрение специализированной информационной системы, обеспечивающей полномочия страхователя неработающего населения, позволило сэкономить более 120 миллионов рублей в бюджете Смоленской области.

Проекты в сфере здравоохранения

В декабре 2017 года завершено внедрение автоматизированной информационной системы по персонифицированному учету лекарственных средств в учреждениях здравоохранения Смоленской области, что позволило создать прозрачную систему движения лекарственных средств и изделий медицинского назначения от их заказа у поставщика до момента списания на пациента, с возможностью контроля на любом этапе. Это обеспечивает рациональное и адресное использование лекарственных средств, а также полный и детальный учет поступления медикаментов на всех уровнях их использования: пациент, конкретные отделения медицинского учреждения, ЛПУ в целом.

На 31.12.2017 года во всех 36 медицинских организаций (100%),  работающих в системе обязательного страхования обеспечено внедрение функционала комплекса программных средств «Система автоматизации медико-страхового обслуживания населения» по персонифицированному учету лекарственных средств в стационаре.

В 2017 году для Департамента Смоленской области по социальному развитию, Департамента Смоленской области по образованию и науке, Департамента Смоленской области по здравоохранению, Главного управления спорта Смоленской области, Департамента государственной службы занятости населения Смоленской области автоматизированы процессы ведения и обмена сведениями о реабилитационных мероприятиях, предусмотренных индивидуальной программой реабилитации и абилитации инвалида (инвалида ребенка) (далее – ИПРА).

В витрине данных «Взаимодействие с ФБ МСЭ» на конец 2017 года было загружено более 40 000 ИПРА.

Развитие РСУ ГМП

Региональная система учета государственных и муниципальных платежей внедрена в Смоленской области Департаментом Смоленской области по информационным технологиям в 2017 году в целях обеспечения возможности взаимодействия всех участников бюджетного процесса с Государственной информационной системой о государственных и муниципальных платежах (ГИС ГМП), оператором которой является Федеральное казначейство.

Всего участников взаимодействия 376, в том числе:

343 – муниципальные образования Смоленской области;

33   – органы исполнительной власти Смоленской области, иные государственные органы Смоленской области.

Согласно мониторингу, проведенному Казначейством России на 20 декабря 2017 года среди субъектов Российской Федерации по взаимодействию с ГИС ГМП главных администраторов начислений, администраторов начислений, являющихся прямыми участниками ГИС ГМП, а также администраторов начислений, осуществляющих взаимодействие с ГИС ГМП через главных администраторов начислений и являющихся косвенными участниками ГИС ГМП, рейтинг Смоленской области  – 62% (4 место).

Развитие системы ГАС Управление

Департамент Смоленской области по информационным технологиям обеспечивает методологическую поддержку органам  исполнительной власти, муниципальным образованиям Смоленской области в части обеспечения полноты и своевременности предоставления отчетности Смоленской областью посредством ГАС «Управление». По состоянию на 20 декабря 2017 года в системе формируются отчеты по 1263 показателям. Рейтинг Смоленской области по полноте и своевременности предоставления информации в ГАС «Управление» составляет 98,9%.

Мониторинг транспорта

За счёт средств областного бюджета создана и введена в эксплуатацию единая региональная навигационно-информационная система коллективной безопасности Смоленской области. На данный момент в единую систему подключено 1502 единицы транспортных средств, оснащённых ГЛОНАСС/GPS оборудованием, в том числе: муниципальный и частный пассажирский транспорт, школьные автобусы, транспортные средства скорой медицинской помощи, спецавтотранспорт регионального МЧС, транспортные средства ЖКХ, транспорт перевозящий опасные грузы. Доля оснащенного оборудованием ГЛОНАСС/GPS и подключенного в единую систему муниципального пассажирского транспорта, школьных автобусов, а также транспортных средств скорой медицинской помощи составляет 100% от общего числа транспортных средств указанных категорий.

В 2017 году Администрацией Смоленской области заключено соглашение об информационном сотрудничестве с компанией «Яндекс». В рамках реализации указанного соглашения осуществляется стабильная передача информации из единой региональной навигационно-информационной системы коллективной безопасности Смоленской области в информационные системы компании «Яндекс», благодаря чему с 27 июня 2017 года город Смоленск стал доступен для пользователей  сервиса «Яндекс.Транспорт». На данный момент, у жителей          г. Смоленска существует возможность в режиме реального времени отслеживать движение муниципального пассажирского транспорта города Смоленска, а именно: автобусов, трамваев и троллейбусов, а также прогнозировать время их прибытия на остановки общественного транспорта. Среднемесячная аудитория указанного сервиса в Смоленске превышает 4000 активных пользователей.

Кроме сервиса Яндекс.Транспорт информация о фактическом движении пассажирского транспорта представлена на портале информирования пассажиров http://bus67.ru/, а также в приложении «Hubb: городской транспорт». Приложение работает под операционными системами «Android» и «iOS» и доступно для скачивания пользователям в «Google Play Market» и «App store» соответственно.

На данный момент, в указанных подсистемах представлен исключительно муниципальный пассажирский транспорт. В дальнейшем планируется продолжить работу по развитию указанных подсистем информирования пассажиров, а также подключить к ним коммерческий пассажирский транспорт.

Развитие электронного документооборота

Система насчитывает 2796 пользователей. Автоматизирован процесс подачи обращений и жалоб с портала Администрации Смоленской области авторизированным в ЕСИА пользователем.

Проведены работы по переходу с бумажного документооборота на юридически значимый обмен электронными документами с 12 федеральными органами власти и субъектами РФ. Всего на 31.12.2017 Смоленская область может осуществлять обмен документами в системе межведомственного электронного документооборота (МЭДО) со 187 федеральными органами власти и субъектами РФ. Всего за 2017 год по системе МЭДО было направлено 2195 документа и получено 1794 документа. Рост количества отправленных и принятых документов составил более 43 % за 2017 год по сравнению с 2016 годом.

Интернет-сервера Администрации Смоленской области

Получено в администрирование доменное имя smolensk.ru, значительная часть интернет ресурсов АСО были подключены также к этому имени (почтовый сервер, часть сайтов)

Обеспечено бесплатное предоставление площадок для размещения сайтов ОИВ, ОМСУ и образовательных организаций Смоленской области, с обеспечением всех требований Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления».

На конец 2017 года был заведен 51 сайт для органов местного самоуправления и 59 сайтов для образовательных организаций Смоленской области. На данный момент общее количество сайтов ОИВ и ОМСУ Смоленской области составило 329 и 158 для образовательных организаций Смоленской области.

Внедрение бюджет-Смарт

В 2017 году г. Смоленск был интегрирован в Единую информационную систему исполнения консолидированного бюджета Смоленской области. Таким образом, на текущий момент мы имеем единую систему бюджетирования всей Смоленской области.

Внедрение данного программного обеспечения позволило решить следующие задачи:

– обеспечение унификации автоматизации процессов составления, анализа и исполнения бюджета субъекта и бюджетов муниципальных образований Смоленской области;

– обеспечение интеграции автоматизированной информационной системы управления государственными закупками Смоленской области «WEB-Торги-КС» и информационной системы автоматизации бюджетного процесса г. Смоленска;

– организации эффективного контроля расходования бюджетных средств на всех этапах планирования, размещения государственного (муниципального) заказа, исполнения контрактов, а так же интеграция с Единой информационной системой в сфере закупок в сети Интернет.

Всего в 2017 году  зарегистрировано  295 пользователей системы города Смоленска,  около 120 будут подключены дополнительно.

Внедрение АИС Планирование Госзадания

В 2017 году внедрена система «Планирование Госзадания». Система создана для автоматизации и систематизации  работ по учету выполнения государственных заданий областными государственными учреждениями.

Позволяет анализировать выполнение объемных показателей государственных услуг (работ), оказываемых (выполняемых) в рамках исполнения государственных заданий областными государственными учреждениями, подведомственными органам исполнительной власти Смоленской области, а также рассчитывать размер предоставляемой субсидии на выполнение государственного задания областному государственному учреждению на оказание услуг (выполнение работ) на основе доведенных нормативных затрат на оказание данной услуги (выполнение работы).

Все расчеты в системе реализованы на основании постановления Администрации Смоленской области №178 от 29.03.2016 г.

В системе работают 209 пользователей

 

Внедрение Service Desk

Развернут call-центр централизованной автоматизированной системы регистрации, учёта и контроля выполнения заявок сотрудников органов исполнительной власти Смоленской области (далее – Service Desk). Через Service Desk проходят заявки, направленные на решение проблем в сфере ИТ-услуг или выполнение работ, направленных на повышение качества или предоставление дополнительных ИТ-услуг.

За 2017 было подано 7 799 заявок. Операторами call-центра зарегистрировано 6775 заявок. Пользователями самостоятельно на портале Service Desk создано 1024 заявки.

Система-112

В 2017 году в рамках реализации Федеральной целевой программы «Создание системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» в российской Федерации на 2013-2017 года проведены комплексные испытания системы-112 совместно с представителями Минкомсвязи России с целью оценки готовности системы-112 Смоленской области в городе Смоленск перед выдачей поручения операторам связи единого номера «112» для использования на этапе опытной эксплуатации.

По итогам   состоялось итоговое заседание межведомственной рабочей группы по обеспечению координации работ по созданию системы обеспечения вызова экстренных служб по единому номеру «112» на территории Смоленской области совместно с представителя Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. Представителями Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации указан ряд недостатков  выявленных в ходе комплексных испытаний системы-112. Которые были отражены в протоколе от 20.06.2017.

В соответствии с письмом Минкомсвязи России Исх. № ДА-П19-062-20136 от 23.08.2017 года получено разрешение на маршрутизацию вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» на территории       г. Смоленск для абонентов ПАО «Ростелеком», ПАО «МТС».

В соответствии с приказом Департамента Смоленской области по информационным технологиям от 06.09.2017 № 0051 «О вводе и проведении опытной эксплуатации системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» на территории г. Смоленск» введена в опытную эксплуатацию система-112 Смоленской области в г. Смоленск.

Организована маршрутизация вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» для абонентов ПАО «Вымпелком», ПАО «Т2 Рус Холдинг», ПАО «Мегафон» и ООО «Смолтелеком» на территории г. Смоленск в соответствии с письмом от 18 октября 2017 года Исх. № ДА-П19-187-24839 Минкомсвязи России и МЧС России «Методическими рекомендациями по порядку использования единого номера «112» на территории субъекта Российской Федерации».

Проведены мероприятия для проведения государственных (приемочных) испытаний системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» Смоленской области:

– создана комиссия от 25.12.2017 № 1865-р/адм «О проведении государственных (приемочных) испытаний системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» в Смоленской области».

– согласована и подписана схема маршрутизации вызовов на единый номер вызова экстренных оперативных служб «112» Смоленской области, согласованная с операторами связи Смоленской области

– согласована с Заместителем министра связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Д.М. Алхазовым и Заместителем Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий А.П. Чуприяном, а также утверждена программа и методика государственных испытаний Системы-112 на территории Смоленской области.

27 декабря 2017 года проведены государственные (приемочные) испытания системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» Смоленской области.

С 2016 года на базе СОГАУ «Центр информационных технологий» создано подразделение – Центр обработки вызовов «Системы 112», которое занимается эксплуатацией системы и насчитывает 18 человек. За период опытной эксплуатации системы с сентября 2017 года обработано более 10 тыс. вызовов экстренных оперативных служб.

Связь

Обеспечение услугами связи органов государственной власти и местного самоуправления

Обеспечение доступа к распределенной мультисервисной сети связи и передачи данных органов исполнительной власти Смоленской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Смоленской области

В соответствии с государственным контрактом в 2017 году доступом к распределенной мультисервисной сети связи и передачи данных органов исполнительной власти Смоленской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Смоленской области и информационно коммуникационной сети «Интернет» были обеспечены:

– общеобразовательные учреждения Смоленской области – 484;

– органы местного самоуправления – 342;

– дети-инвалиды, участвующие в удаленном обучении – 278;

– медицинские учреждения и организации – 159;

– учреждения средне-специального и профессионального образования – 81;

– государственные органы Смоленской области – 75;

– многофункциональные центры – 29.

Обеспечение мобильной связью ОИВ Смоленской области.

Выдано 135 sim-карт, ведется постоянный контроль и учет движения sim-карт. Направлено 436 письменных уведомлений о расходах за служебную мобильную связь и контроль возврата перерасхода лимитов. Постоянно осуществляется сверка расчетов с поставщиками связи. Ежеквартального осуществляется формирование статистического отчета по мобильной связи. Постоянно проводимые мероприятия по оптимизации вместе с проводимыми процедурами в рамках Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» позволил сократить расходы на 63 % в 2017 году.

Выдача технических условий

В соответствии с Постановлением Администрации Смоленской области от 20.07.2015  № 424 «О порядке использования распределенной мультисервисной сети связи и передачи данных органов исполнительной власти Смоленской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Смоленской области» выдано 95 технических условий на подключение к РМС СО.

Общероссийский день приема граждан

В соответствии с письмом Управления Президента РФ по работе с обращениями граждан по реализации поручения Президента Российской Федерации о ежегодном проведении общероссийского дня приема граждан и в рамках подготовки к проведению 12 декабря 2017 года общероссийского дня приема граждан, организованна 100% готовность органов исполнительной власти Смоленской области и 100% готовность органов исполнительно-распорядительной власти Смоленской области. Проводился личный приём заявителей и обеспечено, с согласия заявителей, личное обращение в режиме видео-конференц-связи, видеосвязи, аудиосвязи или иных видов связи к уполномоченным лицам органов, в компетенцию которых входит решение поставленных в устных обращениях вопросов.

Подключение медицинских организаций к сети «Интернет»

Во исполнение Поручения Президента Российской Федерации от 5.12.2016 года № Пр-2346 организовано подключение в срок согласно заключенному государственному контракту от 19 октября 2017 года № 040/125 между ПАО «Ростелеком» и Минкомсвязью России 30 медицинских организаций на территории Смоленской области к волоконно-оптической линии связи для обеспечения высокоскоростным доступом к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Модернизация защищенной сети передачи данных

В целях модернизация РМС СО в части подключения к СМЭВ и разграничения ДМЗ зоны закуплен и установлен ViPNet координатор для обеспечения межведомственного электронного взаимодействия. Закуплен и введен в действие модернизированный ViPNet координатор ДМЗ зоны позволивший расширить покрытие демилитаризованной зоны.

Проведено обновление защищенной сети передачи данных ViPNet № 952 до версии 4.х для 77 ViPNet Coordinator, ViPNet Administrator и 368 ViPNet Client. Для обновления был разработан подробный план и задействованы 3 группы технических специалистов и все системные администраторы муниципальных образований, что позволило обновить ViPNet сеть в течение 2-х дней. Переход на новую версию клиентов позволил оптимизировать количество защищенных узлов РМС СО с 1486 до 1250.

В январе-феврале 2017 года введен в эксплуатацию сертифицированный ФСТЭК межсетевой экран UTM Altell Neo 310 для выхода в Интернет. Межсетевой экран настроен в соответствии с требованиями по защите информации. Он позволяет отслеживать нежелательные запросы пользователей по предварительно настроенным параметрам, а также является основным средством защиты от несанкционированного доступа к РМС СО.

 

Модернизация распределенной мультисервисной сети

 Внедрение нового сервера доступа к сети «Интернет»

Внедрен новый прокси-сервер с авторизацией пользователей по логину. Сервер обеспечивает подробное логирование посещенных пользователями ресурсов сроком на 10 дней, а также сбор статистической информации (популярные сайты и количество трафика для каждого пользователя) за последние 6 месяцев. В настоящее время продолжаются работы по занесению учетных данных в сервер (активных пользователей 2898). Средняя ежедневная пропускная способность сервера 420 Мбит/сек, что составляет 42% от общей пропускной способности канала связи.

Сегментирование мультисервисной сети

Завершены работы по сегментированию РМС СО для абонентов, подключенных через L3 VPN. Установка коммутаторов доступа позволила отделить защищенный трафик от открытого, в том числе дала возможность установки сторонних ViPNet-клиентов для различных ИС.

Поэтапный отказ от использования VPN-серверов

Количество учетных записей VPN-сервера снижено с 3000 до 90 записей что составляет 3% от исходного числа. С целью обеспечения возможности полного отказа от использования VPN-сервера проработана и протестирована концепция подключения к РМС СО при помощи ViPNet-планшета (АРМ удаленного доступа).

Модернизация VPN-канала (автоматизация и резервирование)

Внедрено использование протокола граничного шлюза BGP для L3 VPN (точки подключения областных абонентов РМС СО). Данное нововведение позволило отказаться от статической маршрутизации, а также дало возможность качественного резервирования каналов связи для МФЦ города Смоленска и открыло перспективу для обеспечения отказоустойчивости каждой точки подключения.

Модернизация РМС СО для обеспечения отказоустойчивости ИС

В рамках задачи по модернизации РМС СО для обеспечения отказоустойчивости ИС европейский региональный регистратор Интернет по запросу локального регистратора Интернет ПАО «Ростелеком» выделил Департаменту номер автономной системы, что позволяет в первом квартале 2018 года осуществить маршрутизацию диапазонов Интернет адресов информационных систем как через основного, так и через резервного операторов связи.

Модернизация РМС СО для обеспечения катастрофоустойчивости

Разработан эскизный проект модернизации РМС СО в части внедрения динамической маршрутизации с целью обеспечения масштабируемости и катастрофоустойчивости сети. В рамках эскизного проекта определено видение дальнейшего развития сетевой инфраструктуры, а в частности – динамическая маршрутизация с резервированием на как на уровне оборудования, так и на сетевом уровне, с разнесением ядра РМС СО на два здания. Эскизный проект позволил сформулировать четкие требования для дальнейшего проведения предпроектного обследования.

 

Защита информации

Организация деятельности Комиссии по информационной безопасности при Администрации Смоленской области

В целях повышения защищенности информационных ресурсов органов исполнительной власти и органов местного самоуправления Смоленской области осуществлялось обеспечение деятельности Комиссии по информационной безопасности при Администрации Смоленской области. Основное внимание уделено выполнению решений Комиссии по информационной безопасности при Полномочном представителе Президента РФ в ЦФО. В 2017 году проведено 2 заседания Комиссии по информационной безопасности при Администрации Смоленской области;

На заседаниях рассмотрены следующие вопросы:

–  о ходе выполнения Указа Президента Российской Федерации от 22 мая 2015 г. № 260;

– о результаты работы органов государственной власти и органов местного самоуправления Смоленской области по внесению изменений в ранее поданные ведомления об обработке персональных данных;

– о мероприятиях по защите информации в общеобразовательных учреждениях Смоленской области;

– о ходе устранения недостатков, выявленных при проведении контроля рабочей группой при Комиссии по информационной безопасности при Администрации Смоленской области;

– о результатах контроля выполнения требований нормативных и руководящих документов по защите информации в органах исполнительной власти и органах местного самоуправления Смоленской области в 2017 году и плане мероприятий на 2018 год.

В соответствии с планом мероприятий по защите информации в органах исполнительной власти Смоленской области и органах местного самоуправления Смоленской области рабочей группой при Комиссии по информационной безопасности при Администрации Смоленской области в период с марта по декабрь 2017 г. осуществлен контроль выполнения требований нормативных и руководящих документов по защите информации в органах исполнительной власти Смоленской области и органах местного самоуправления Смоленской области. Основное внимание уделено контролю выполнения требований законодательства по защите информации ограниченного доступа и организации работ по обработке персональных данных.

Рабочей группой КИБ проверено 25 органов власти Смоленской области, в т.ч. 10 органов исполнительной власти и 15 органов местного самоуправления. По результатам проведенного в 2017 году контроля можно сделать вывод, что мероприятия по технической защите информации, производимые в органах власти Смоленской области в целом обеспечивают защиту информации на всех сегментах РМС Смоленской области. В качестве мер реагирования на инциденты информационной безопасности, зафиксированные системой обнаружения и предупреждения компьютерных атак, рабочей группой проведено 5 внеплановых мероприятий.

В соответствии с законодательством разработан и согласован со ФСТЭК России и 8 Центром ФСБ России проект постановления Администрации Смоленской области «Об определении угроз безопасности персональных данных, актуальных при обработке персональных данных в информационных системах персональных данных органов исполнительной власти Смоленской области и подведомственных им учреждениях».

Департаментом в 2017 году продолжена работы по оказанию методической поддержки органов власти Смоленской области в сфере информационной безопасности. Разработаны и направлены в органы власти методические рекомендации:

– перечень организационно-распорядительных документов по защите информации ограниченного доступа, не составляющей государственную тайну, рекомендованных для разработки и принятия в органах исполнительной власти Смоленской области;

– методические рекомендации по организации и обеспечении безопасности хранения, обработки и передачи по каналам связи с использованием средств криптографической защиты информации ограниченного доступа, не содержащей сведений, составляющих государственную тайну;

– методические рекомендации по подготовке и проведению аттестации объектов информатизации;

– порядок проведения контроля эффективности мер по защите информацции на объектах информатизации;

– рекомендации по обеспечению безопасности информации при работе с почтовыми сервисами в органах власти Смоленской области.

Подключение к RsNet

Во исполнение Указа Президента РФ от 22 мая 2015 г. № 260 проведена работа по организации подключение государственных информационных систем и информационно-телекоммуникационных сетей органов исполнительной власти Смоленской области к российскому государственному сегменту сети «Интернет» (далее – RsNET). Проведены необходимые технические организационные и мероприятия по созданию точки доступа к RsNet. Разработано и заключено соглашение о подключении к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и размещении (публикации) в ней информации через российский государственный сегмент информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (сеть RSNet) между Федеральной службой охраны Российской Федерации и Администрацией Смоленской области.

 Мероприятия по защите от компьютерных атак

На постоянной основе проводятся мероприятия по обеспечению антивирусной защиты в органах исполнительной власти и органах местного самоуправления. Сертифицированными средствами антивирусной защиты с единым центром управления обеспечены более 3200 пользователей РМС.

Принимаемые меры по обнаружения и предупреждения  компьютерных атак на информационные ресурсы РМС позволили в 2017 году избежать негативных последствий для обрабатываемой информации и телекоммуникационной инфраструктуры органов власти, в том числе при масштабных компьютерных атаках с применением вирусов «Petya», «Wanna Cry», «CMStar» и «BadRabbit», которые были направленных на органы государственного управления Российской федерации.

Проводится сбор и анализ информации о вирусных эпидемиях и попытках несанкционированного доступа к информационным ресурсам. По результатам анализа осуществляется корректировка настроек пограничного оборудования РМС, выработка и реализация технических и организационных мер по устранению выявленных уязвимостей в эксплуатируемом программном обеспечении и технических средствах обработки информации.

Осуществляется администрирование Сервера безопасности средства защиты от несанкционированного доступа в информации (СЗИ НСД), централизованный   мониторинг  и  оперативное управление системой  защиты с применением   принципов сетевого  администрирования  с  использованием  механизма  групповых  политик.

Техническое сопровождение

 

Согласование заявок АИС ГЗ

Через АИС ГЗ проходят согласование в Департаменте Смоленской области по информационным технологиям заявки, связанные с IT-сферой. За 2017 год:

количество сумма
Поступило заявок 295 307 млн. руб.
Отклонено 16 17 млн.руб.
Согласовано 279 290 млн. руб.
– из них возвращалось на доработку после замечаний со стороны Департамента ИТ 52 59 млн. руб.

Техническое обеспечение мероприятий

За 2017 год отделом связи и технического обслуживания СОГАУ «ЦИТ» технически обеспечено 982 совещаний в конференц-залах, из них 253 – видеоконференций.

Показатели работы Удостоверяющего центра

Изготовлено сертификатов ключа проверки электронной подписи УЦ – 4851 шт., в том числе для ОИВ –   832 шт.

Изготовлено сертификатов в рамках договора с РОСЭЛТОРГОМ  –  435 шт.

Изготовлено сертификатов ViPNet  –    335 шт.

Произведено обучение пользователей СКЗИ    –     34 чел.

Проведение  мероприятий, обучающих семинаров

Конференция

16 февраля в Смоленске состоялась Х межрегиональная научно-практическая конференция «Инфокоммуникационные технологии в региональном развитии», организатором которой выступил Департамент по информационным технологиям. Участие в конференции приняли более 400 специалистов профильных ведомств и коммерческих организаций  из 21 региона страны. Участники обсудили стратегию развития электронного правительства, в том числе сокращение количества документов, которые должны предъявляться для получения той или иной услуги, развитие региональных порталов государственных и муниципальных услуг, продвижение в соцсетях и другие аспекты. Особое внимание было уделено вопросам информатизации ЖКХ, образования и здравоохранения, учреждений культуры и сферы туризма. Отдельный круглый стол был посвящен внедрению и развитию системы 112.

Конкурс по веб-дизайну

В апреле-мае состоялся областной конкурс по WEB-проектам в сети Интернет «Ими гордится Смоленщина: современные герои и герои войны». Конкурс проводился по двум номинациям: «Страница о герое» и «Смоленская энциклопедия». Коллективы образовательных учреждений и отдельные участники представили на суд жюри 61 проект. Победители конкурса награждены дипломами, денежными премиями и ценными призами.

Конкурс «Мои госуслуги»

В ноябре-декабре 2017 года проходил ежегодный областной конкурс «Мои госуслуги», направленный на развитие творческого и интеллектуального потенциала молодежи и популяризацию электронных услуг в регионе. Конкурс проводился в 2 этапа: «Конкурс идей» и «Конкурс реализации идей». Отбор осуществлялся по трем направлениям: «Мультимедиа», «Программирование» и «Портрет портала». Всего на участие в первом этапе было подано 18 заявок, во втором – 10 заявок. По итогам конкурса победителям и лауреатам были вручены дипломы и ценные призы.

Ярмарка  услуг

В целях координации работы по популяризации предоставления государственных услуг в электронной форме на территории Смоленской области в период с 07.09.2017 по 26.09.2017 был реализован проект «Ярмарка электронных госуслуг». В рамках указанного проекта был организован передвижной пункт, с помощью которого сотрудники Департамента Смоленской области по информационным технологиям (далее – Департамент), смоленского областного государственного бюджетного учреждения «Многофункциональный центр» (далее – СОГБУ «МФЦ»), смоленского областного государственного автономного учреждения «Центр информационных технологий» (далее – СОГАУ «ЦИТ») с участием представителей Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Смоленской области, Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Смоленской области, Управления Федеральной налоговой службы по Смоленской области подробно информировали граждан о преимуществах получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, о целесообразности регистрации на портале государственных услуг.

Конкурс «Лучший МФЦ»

В 2017 году второй год подряд проводился конкурс «Лучший многофункциональный центр Смоленской области». Победители определялись по трем категориям в зависимости от количества окон обслуживания. В результате лучшим МФЦ первой категории (количество действующих окон не менее 20) стал Ленинский многофункциональный центр, расположенный в переулке Юннатов. Среди центров второй категории (от 10 до 20 окон) победил Ярцевский МФЦ, а в третьей (от 2 до 10 окон) – Дорогобужский МФЦ.

Победителя в номинации «Лучший универсальный специалист МФЦ» определили во время торжественной церемонии подведения итогов конкурса. Предварительно из 31 поданной заявки были выбраны пять лучших специалистов, которые в финале представили свои презентации, а также ответили на вопросы жюри. По общей сумме набранных баллов победителем стала ведущий специалист отдела обслуживания граждан Юлия Егорова из Ленинского МФЦ.

В декабре 2017 года победителями конкурса «Лучший многофункциональный центр Смоленской области» в номинации «Лучший МФЦ» и «Лучший универсальный специалист» были поданы заявки на участие в федеральном конкурсе «Лучший многофункциональный центр».

Курсы по обучению работе на компьютере для пенсионеров «Интернет для жизни и общения»

В 2017 году Департамент Смоленской области по информационным технологиям продолжил реализацию проекта по бесплатному обучению пенсионеров на курсах «Интернет для жизни и общения» с привлечением добровольцев-инструкторов из числа обучающихся учреждений среднего профессионального образования города Смоленска на базе Промышленного филиала смоленского областного государственного бюджетного учреждения «Многофункциональный центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг населению» в городе Смоленске. На курсах прошли обучение 80 человек (39 человек – в апреле 2017 года, 41 человек – в ноябре-декабре 2017 года).

Всего в 2012 – 2016 годах на бесплатных компьютерных курсах для граждан пожилого возраста «Интернет для жизни и общения» прошли обучение в г. Смоленске и районах Смоленской области 1 554 человека.

Коллегии МФЦ

Еще с 2016 года начали проводиться расширенные коллеги по подведению итогов работы филиальной сети МФЦ. Положительный опыт проведения совещаний в таком формате продолжен в 2017 году, было проведено 3 расширенных коллегии: 31.03.2017 – в городе Ярцево, 25.07.2017 – в городе Починок, 08.12.2017 – в городе Десногорск. На расширенных коллегиях обсуждались не только вопросы подведения итогов работы, но и перспективы развития и совершенствования работы МФЦ, а также повышения качества оказания государственных и муниципальных услуг, повышения эффективности взаимодействия с органами власти.

Семинары для сотрудников органов исполнительной власти и органов местного самоуправления

В 2017 году проведено 64 обучающих семинара в сфере информационных технологий для специалистов органов исполнительной власти Смоленской области и органов местного самоуправления Смоленской области.

 

Нормативно-правовые акты

Специалистами Департамента Смоленской области по информационным технологиям подготовлено 31 постановление Администрации Смоленской области и 54 распоряжения.

Наиболее значимые из них:

  1. Постановление Администрации Смоленской области от 05.10.2017 № 673 «Об определении уполномоченного органа, обеспечивающего информационное взаимодействие с Государственной информационной системой о государственных и муниципальных платежах»;
  2. Постановление Администрации Смоленской области от 21.04.2017 № 269 «О внесении изменений в Положение о системе технической защиты информации ограниченного доступа в органах исполнительной власти Смоленской области и подведомственных им учреждениях»
  3. Постановление Администрации Смоленской области от 17.05.2017 № 315 «О внесении изменения в сводный перечень сведений конфиденциального характера, используемых в деятельности органов исполнительной власти Смоленской области и подведомственных им учреждений»
  4. Постановление Администрации Смоленской области от 18.08.2017 № 540 «Об организации, уполномоченной участвовать в осуществлении полномочий по предоставлению государственной услуги по оформлению и выдаче иностранным гражданам патентов, в том числе осуществлять прием заявлений и документов, необходимых для выдачи или переоформления патента, а также оказывать содействие в проведении обязательной государственной дактилоскопической регистрации иностранных граждан, обращающихся за получением патента и их фотографировании»
  5. Постановление Администрации Смоленской области от 05.10.2017 № 670 «О внесении изменений в Порядок разработки и утверждения органами исполнительной власти Смоленской области административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг»
  1. Распоряжение Администрации Смоленской области от 26.01.2017 № 69-р/адм «О создании рабочей группы по вопросу передачи функций по приему документов, организации межведомственного взаимодействия и выдаче документов, являющихся результатами предоставления государственных и муниципальных услуг, предоставляемых органами исполнительной власти Смоленской области и органами местного самоуправления муниципальных образований Смоленской области, смоленскому областному государственному бюджетному учреждению «Многофункциональный центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг населению»
  2. Распоряжение Администрации Смоленской области от 29.06.2017 № 949-р/адм «Об организации представления публичной отчетности о реализации указов Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 596 – 601, 606 и установлении сроков представления указанной отчетности»
  3. Распоряжение Администрации Смоленской области от 18.07.2017 № 1035-р/адм «О проекте соглашения о совместной деятельности в сфере реализации инвестиционных проектов на территории Смоленской области»
  4. Распоряжение Администрации Смоленской области от 15.08.2017 № 1155-р/адм «О проекте соглашения о взаимодействии между Администрацией Смоленской области, Банком ВТБ 24 (публичное акционерное общество), смоленским областным государственным бюджетным учреждением «Многофункциональный центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг населению» по организации предоставления государственных и муниципальных услуг
  5. Распоряжение Администрации Смоленской области от 22.08.2017 № 1235-р/адм «О внесении изменений в перечень услуг, предоставляемых акционерным обществом «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства» через смоленское областное государственное бюджетное учреждение «Многофункциональный центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг населению»
  6. Распоряжение Администрации Смоленской области от 31.08.2017 № 1294-р/адм «О создании рабочей группы для оперативного решения организационных вопросов, связанных со строительством сети цифрового наземного эфирного вещания в Смоленской области»
  7. Распоряжение Администрации Смоленской области от 11.10.2017 № 1506-р/адм «О внедрении на территории Смоленской области региональной системы учета  государственных  и муниципальных платежей»
  8. Распоряжение Администрации Смоленской области от 13.11.2017 № 1640-р/адм «О наделении полномочиями на подписание заключаемого между Федеральной службой охраны Российской Федерации и Администрацией Смоленской области Соглашения о подключении к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и размещении (публикации) в ней информации через российский государственный сегмент информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (сеть RSNet), дополнительных соглашений, отчетности и иных документов к указанному Соглашению
  9. Распоряжение Администрации Смоленской области от 25.12.2017 № 1865-р/адм «О проведении государственных (приемочных) испытаний системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» в Смоленской области».

Об авторе: Андрей Рудомёткин, начальник департамента Смоленской области по информационным технологиям

Посмотреть все опубликованные отчеты >>