История Cambridge Analytica и Facebook — как использовать социальные сети для влияния на выборы

281

Британское управление комиссара по информации вечером в понедельник 19 марта запросило ордер на обыск офиса консалтинговой компании Cambridge Analytica, подозреваемой в неправомерном доступе к персональным данным 50 миллионов пользователей Facebook; ранее американские и европейские законодатели потребовали объяснений, каким образом политические консультанты из Cambridge Analytica, работавшие над предвыборной кампанией Дональда Трампа, получили доступ к этим данным – члены конгресса США призвали главу Facebook Марка Цукерберга дать показания по поводу действий соцсети. Цукерберг заявил, что нанял судебных аудиторов, которые должны определить – владеет ли Cambridge Analytica этими данными до сих пор. В итоге, на момент закрытия торгов в понедельник акции Facebook упали почти на 7%, снизив рыночную стоимость компании почти на 40 миллиардов долларов, сообщает Reuters.

Также в понедельник стало известно, что глава безопасности Facebook Алекс Стамос (Alex Stamos) намерен покинуть компанию. По версии источника – из-за несогласия с политикой Facebook в отношении дезинформации.

В конце понедельника генпрокурор штата Коннектикут заявил, что его офис инициирует разбирательство по поводу политики Facebook в отношении ПД.

С критикой этой политики соцсети также выступили глава Европарламента, еврокомиссар по вопросам юстиции Вера Журова (Vera Jourova) и премьер-министр Британии Тереза Мэй.

История началась в 2014 году. Профессор Кембриджского университета и руководитель компании Global Science Research (GSR) Александр Коган (Aleksandr Kogan) разработал приложение thisisyourdigitallife (эта работа не была связана с его деятельность в университете). Затем GSR в сотрудничестве с Cambridge Analytica заплатили сотням тысяч пользователей Facebook за то, чтобы они с помощью приложения прошли личностный текст и дали согласие на использование их ПД в академических целях.

Однако приложение собрало данные не только добровольцев, но и их Facebook-друзей – таким образом, в руках «исследователей» оказались ПД десятков миллионов человек. Политика Facebook позволяет получать данные друзей, находящиеся в открытом доступе, но запрещает передавать их третьим лицам и использовать в коммерческих целях (без прямого согласия субъектов ПД). Cambridge Analytica же получила всю эту информацию и использовала ее для составления профилей избирателей. Затем с помощью «микротаргетированной» рекламы на этих людей было оказано персонализированное влияние, чтобы они проголосовали за Трампа, пишут СМИ.

Будучи уведомлена в 2015 году об огромном массиве данных, собранных приложением, администрация Facebook удалила его из соцсети, однако не предприняла никаких шагов для предупреждения потенциально пострадавших пользователей и не удостоверилась, что собранные данные уничтожены. Лишь 16 марта 2018 года соцсеть сообщила, что заблокировала аккаунты Cambridge Analytica и ее «материнской» компании Strategic Communication Laboratories (SCL). Затем для проведения расследования по поводу незаконного хранения собранных данных Facebook привлекла компанию Stroz Friedberg (которой не удалось начать аудит, поскольку британский регулятор заявил об ожидании ордера на обыск офиса Cambridge Analytica).

По заявлению Cambridge Analytica, все данные, полученные с помощью приложения, давно уничтожены. Однако бывший сотрудник компании Кристофер Уайли (Christopher Wylie) рассказал, что Cambridge Analytica собственно и была создана для того, чтобы собирать такую информацию: «Мы эксплуатировали Facebook, чтобы собрать миллионы профилей пользователей. И построили модели, помогающие нам извлекать выгоду из того, что мы знали о них. Это стало основой, на которой и была построена компания», — заявил он в интервью Observer.

Также британский телеканал Channel 4 представил скрытые съемки интервью с топ-менеджерами компании, хваставшимися, что с помощью цифровых манипуляций они в состоянии повлиять на результаты выборов в любой стране мира. Cambridge Analytica все отрицает, заявляя о злонамеренном монтаже видео.

1. Примерно 320 тысяч пользователей Facebook приняли участие в опросе.
2. После сбора данных их «друзей» были получены ПД порядка 50 миллионов человек.
3. Результаты теста были сопоставлены с данными из Facebook (в том числе с «лайками»), составлены психологические паттерны.
4. Алгоритмы комбинировали полученную информацию с данными из других источников (например, списком избирателей) — был построен детальный профиль избирателей, которые затем подверглись таргетированной рекламе.