Исполнение 601-го указа в Нижегородской области — ноябрь 2016

59

На состоявшемся 1 ноября 2016 года заседании подкомиссии по использованию информационных технологий при предоставлении государственных и муниципальных услуг Правительственной комиссии по использованию IT для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности министр информационных технологий, связи и средств массовой информации Нижегородской области Сергей Кучин рассказал о ходе реализации в регионе работы, направленной на достижение показателя доли граждан, использующих механизм получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, следует из материалов подкомиссии.

Напомним, в соответствии с подпунктом «в» пункта 1 указа президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления», доля граждан, использующих механизм получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, к 2018 году должна достигнуть значения не менее 70%.

Правкомиссией главам субъектов РФ рекомендовано обеспечить достижение в субъекте Российской Федерации значения показателя по итогам 2016 года – не менее 50%.

Согласно исследованиям Росстата, значение показателя в Нижегородской области составляет 34,2% в 2014 году, 32,2% в 2015 году (падение на 2,0 процентных пункта). В субъекте проживает порядка 3,3 миллиона граждан (10 место по численности населения).

На заседании Кучин сообщил, что во исполнение 601 указа в Нижегородской области реализуется комплекс мероприятий по достижению значений показателя «Доля граждан, использующих механизм получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме».

Принят ряд нормативных правовых документов:

  • Указ губернатора Нижегородской области от 5 июля 2006 г. № 43 «О мерах по проведению административной реформы органов исполнительной власти Нижегородской области», которым определен состав комиссии по проведению административной реформы на территории Нижегородской области.
  • Распоряжение губернатора Нижегородской области от 16 сентября 2011 г. №1427-р «Об образовании рабочей группы по переходу на межведомственное и межуровневое взаимодействие при предоставлении государственных и муниципальных услуг в Нижегородской области».
  • Распоряжение правительства Нижегородской области от 2 ноября 2012 г. №2417-р «Об утверждении Плана мероприятий Правительства Нижегородской области по реализации отдельных Указов Президента Российской Федерации».
  • Распоряжение правительства Нижегородской области от 11 февраля 2016 г. №121-р «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты»), направленного на увеличение доли граждан, использующих механизм получения государственных и муниципальных услуг в электронном виде».
  • Во исполнение п.1 «дорожной карты» утвержден перечень государственных и муниципальных услуг, предоставляемых органами исполнительной власти Нижегородской области (ОИВ) и органами местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области (ОМСУ), а также услуг, предоставляемых государственными учреждениями Нижегородской области, подлежащих оптимизации (распоряжение правительства Нижегородской области от 30 мая 2016 г. №757-р).
  • Распоряжение губернатора Нижегородской области от 13 сентября 2016 г. №1607-р «О возложении персональной ответственности за достижение в Нижегородской области значений показателя «доля граждан, использующих механизм получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме».

В настоящее время ОИВ и ОМСУ проводятся мероприятия согласно паспортам услуг в электронном виде, разработанным в рамках реализации п. 2 «дорожной карты» по методике приведения порядка предоставления услуг в электронной форме в соответствие требованиям Концепции развития механизмов предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде, утвержденной распоряжением правительства Российской Федерации от 25 декабря 2013 года № 2516-р.

На официальных сайтах ОИВ и ОМСУ Нижегородской области, предоставляющих государственные и муниципальные услуги, созданы тематические разделы о предоставлении услуг в электронной форме, установлен общедоступный инструмент для оценки посещаемости сайтов и анализа поведения пользователей.

Проводится широкая популяризация новых возможностей получения услуг в электронной форме посредством использования интернет-портала государственных и муниципальных услуг Нижегородской области (gu.nnov.ru). В нижегородских СМИ постоянно публикуются материалы и видеосюжеты о возможности получения услуг в электронной форме.

601-nn-1

Доступ к электронным услугам обеспечивается после прохождения процедуры регистрации и авторизации в ЕСИА. Доступ к личному кабинету осуществляется после подтверждения учетной записи в специально созданных центрах обслуживания (ЦО). Сеть ЦО Нижегородской области охватывает все муниципалитеты, а также все районы города Нижнего Новгорода, обеспечивая шаговую доступность ЦО для населения. В настоящее время в Нижегородской области функционируют 304 ЦО.

601-nn-2

На Портале налажена обратная связь с населением. Ежедневно на Портал обращаются десятки заявителей с вопросом или просьбой разрешить проблему.

В 2016 году видеоролик о Портале транслировался на станциях Нижегородского метрополитена, уличных мониторах на территории Нижнего Новгорода. Также размещались материалы на билбордах.

Поддерживаются группы Портала «ВКонтакте» и на Facebook, в которых публикуется информация обо всех последних изменениях в сфере оказания услуг, новых онлайн-сервисах и возможностях.

Количество уникальных пользователей Портала за девять месяцев 2016 года составило более 1 миллиона 270 тысяч человек.

Министерство информационных технологий, связи и средств массовой информации Нижегородской области (Мининформ) ежеквартально проводит мониторинг значения показателя «Доля граждан, использующих механизм получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме» путем сбора данных от ОИВ и ОМСУ.

По итогам первого полугодия 2016 года значение показателя составило 45%. В 2015 году значение показателя составляло 40%, что соответствует значению показателя, установленному распоряжением правительства Российской Федерации от 9 июня 2014 года №991-р «Об утверждении плана мероприятий («дорожная карта») по реализации Концепции развития механизмов предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде» и распоряжением правительства Нижегородской области от 2 ноября 2012 г. № 2417-р «Об утверждении Плана мероприятий Правительства Нижегородской области по реализации отдельных указов президента Российской Федерации» (2015 год – 40%; 2016 год – 50%; 2017 год – 60%; 2018 год – 70%).

На заседании подкомиссии 18 марта 2016 года Минкомсвязью представлены информационные материалы, содержащие показатель доли электронных государственных и муниципальных услуг по субъектам Российской Федерации. Нижегородская область за 2015 год имеет показатель 42,8%.

Вместе с тем, согласно статистической информации, размещенной на официальном сайте Росстата, значение показателя «Доля граждан, использующих механизм получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме» в Нижегородской области в 2015 году составило 32,2%.

Минкомсвязью для оценки данного показателя используется подсчет доли граждан в субъектах Российской Федерации, зарегистрированных в ЕСИА.

Согласно данным протокола заседания подкомиссии от 26 августа 2016 г. № 328пр значение показателя составило 21,9%. Для достижения Нижегородской областью показателя «Доля граждан, использующих механизм получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме» в 2016 году, равного 50%, необходимо обеспечить прирост уровня граждан, зарегистрированных в ЕСИА, в количестве 783 тысяч человек.

Разные значения показателя, полученные по различным методикам, говорят об их несовершенстве.

Анализ новой методики проведения официального анкетирования Росстатом показал необходимость дополнительной проработки, поскольку многие замечания субъектов Российской Федерации не были учтены.

Выборка респондентов не в полной мере отражает целевую аудиторию (из обследования исключаются лица, проживающие в коллективных домашних хозяйствах: общежитиях, школах-интернатах и прочих коллективных жилых помещениях, а это студенты).

Также стоит отметить, что снижение значения показателя возможно по причине растущей популярности получения государственных и муниципальных услуг в МФЦ по принципу «одного окна». Соответствующий конкурирующий показатель также закреплен в подпункте «б» пункта 1 Указа 601 (доля граждан, имеющих доступ к получению государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна» по месту пребывания, в том числе в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг, к 2015 году – не менее 90%). Например, на территории Нижегородской области в настоящее время открыты 63 МФЦ. Созданными МФЦ осуществляется охват 91,54% населения Нижегородской области. Удобство и доступность для граждан государственных и муниципальных услуг, предоставляемых на базе МФЦ, снижают показатель доли граждан, использующих механизм получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме.

В настоящее время с целью увеличения в Нижегородской области доли граждан, зарегистрированных в ЕСИА, Мининформом планируется проведение ряда мероприятий:

  • Проведение в ОИВ, ОМСУ и МФЦ акций по регистрации граждан в ЕСИА и активации учетной записи при очном обслуживании с активным привлечением граждан к данному процессу;
  • Организация на крупных предприятиях города Нижнего Новгорода (со штатной численностью от 100 человек) мобильного пункта активации учетной записи пользователя ЕПГУ.
  • Проведение в образовательных учреждениях Нижегородской области открытого урока по теме «Преимущества получения государственных и муниципальных услуг в электронном виде» с практической частью, включающую в себя регистрацию в ЕСИА и активацию учетной записи пользователя ЕПГУ учащихся (достигших 14 лет) и их родителей.
  • К Всероссийскому единому дню приема граждан проведение должностными лицами органов исполнительной власти информационного мероприятия (пресс-конференции, интервью, новостного сюжета в средствах массовой информации), направленного на популяризацию среди граждан механизма получения государственных и муниципальных услуг в электронном виде.

601-nn-3

Читать также: «Продвижение госуслуг: как не наступить на старые грабли» >>

По данным Минкомсвязи на ноябрь 2016 года, показателя 50% по доле граждан, зарегистрированных в Единой системе идентификации и аутентификации (ЕСИА), достигли пять субъектов РФ. К регионам-лидерам относятся Республика Тыва, Тульская и Курская области, Ямало-Ненецкий автономный округ, Ханты-Мансийский АО — Югра.

esia

Данные Минкомсвязи расходятся с расчетами Росстата. Так, нынешний показатель министерства для Нижегородской области — 25,3%, тогда как Росстат указывает 32,2% еще в 2015 году. Ранее D-Russia.ru отмечал, что методика Росстата вызывает сомнение, в настоящее время ведется ее доработка.

Напомним, в ноябре Счетная палата предупредила о риске недостижения показателя в 70% по доле граждан, использующих электронные госуслуги.

Для достижения планового показателя Минкомсвязь ведет работу по популяризации электронных госуслуг. Так, в августе министерство представило методические рекомендации для сотрудников МФЦ, которые должны рассказывать посетителям о возможности получения госуслуг в электронном виде.

Параллельно министерство объявляет многомиллионные конкурсы на исполнение работ по информированию пользователей о доступных услугах на портале.

В октябре выбран исполнитель работ по улучшению навигации и поиска на ЕПГУ. Также в планах Минкомсвязи — избавиться от региональных порталов госуслуг, переадресовав граждан на gosuslugi.ru.

Добавим, что в 2017 году субсидии регионам из федерального бюджета на реализацию проектов по повышению качества жизни граждан на основе предоставления электронных госуслуг смогут быть направлены только на продвижение сервисов электронного правительства (подробнее см. в интервью заместителя министра связи и массовых коммуникаций Алексея Козырева для D-Russia.ru).

Читать также: «Кемеровская область отчиталась об исполнении 601-го указа на ноябрь 2016»>>