Искусственный интеллект успешно используется, но ИИ-решения трудно масштабировать – исследование

Предлагаем вашему вниманию опубликованный в ноябре отчёт McKinsey&Company о результатах ежегодного опроса «Глобальная оценка ИИ» среди компаний по всему миру. Цель опроса состояла в том, чтобы определить глубину внедрения искусственного интеллекта (ИИ) в бизнес-процессы.

Выяснилось, что за последний год количество компаний, использующих ИИ хотя бы в одном бизнес-процессе, выросло на 25%. Более половины опрошенных (58%) заявили об использовании технологий ИИ (против 47% в 2018 году).

ИИ стал чаще применяться в индустриальных сферах. Самый значительный рост наблюдается в ретейле – 60% опрошенных применяют ИИ-технологии (на 35% больше, чем в 2018 году).

Среди тех компаний, которые внедрили ИИ в бизнес-процессы, 63% отметили рост прибыли.

Позитивную отдачу наиболее отчётливо замечают представители крупных компаний. Наиболее эффективно ИИ проявил себя в маркетинге и продажах, разработке и логистике. Среди респондентов 44% отметили экономию средств за счет внедрения ИИ, внедрение ИИ привело к снижению затрат подразделений в среднем на 10%.

Результаты опроса показывают, что стало больше внедрений технологий ИИ с идеей сделать нечто действительно ценное, имеющее важное значение в той отрасли, где работает компания. Например, телекоммуникационные компании используют виртуальных помощников [для взаимодействия с абонентами], компании-упаковщики потребительских товаров – робототехнику, высокотехнологичные компании – ИИ-решения для автоматизации бизнес-функций.

Результаты опроса показывают, что лишь немногие компании осознают потенциальные риски ИИ-технологий, и ещё меньше тех, кто работает над минимизацией этих рисков. Больше всего о наличии рисков задумываются в компаниях – лидерах по внедрению ИИ.

Растёт озабоченность тем, что внедрение ИИ приведет к сокращению численности рабочей силы. Респонденты прогнозируют снижение уровня занятости в сфере управления персоналом, производства, управления цепочками поставок и обслуживания.

Вместе с тем все больше респондентов сообщают об увеличении рабочих мест из-за внедрения ИИ в своих компаниях и прогнозируют рост числа сотрудников, занимающихся разработкой новых изделий, маркетингом и продажами.

Представители шести из десяти компаний, внедривших ИИ, сообщили о переподготовке кадров в прошлом году. Другие респонденты предполагают начать переподготовку кадров в ближайшие три года.

На данный момент зафиксирован недостаток квалифицированных специалистов в области ИИ.

Исследование показывает, что в течение последнего года компании стали чаще использовать ИИ. Эта технология достигла нового уровня применения в бизнесе и будет распространяться прежде всего за счёт компаний, которые сегодня не используют ИИ-системы.