Интеллектуальная собственность как стимул для экономики России – обсуждение на коллегии Роспатента и Минэка в Сколкове

Какие меры по использованию потенциала сферы интеллектуальной собственности (ИС) могут быть приняты в цифровой экономике, IT-проекты Роспатента, регулирование сферы ИС, эти и другие вопросы обсуждались в понедельник в технопарке «Сколково» на совместной коллегии Минэкономразвития, Роспатента и правления фонда «Сколково». На мероприятии присутствовала корреспондент D-Russia.ru.

В дискуссии принимали участие — первый заместитель председателя правительства России Игорь Шувалов, заместитель председателя правительства Аркадий Дворкович, министр экономического развития Максим Орешкин, министр связи и массовых коммуникаций Николай Никифоров, заместитель министра экономического развития Олег Фомичев, руководитель Роспатента Григорий Ивлиев, председатель правления Фонда «Сколково» Игорь Дроздов, первый вице-президент ПАО «Ростелеком» Владимир Кириенко и другие.

Игорь Шувалов сказал о том, что единый госорган по управлению интеллектуальной собственностью в РФ может появиться в мае, когда президент подпишет указ о структуре органов исполнительной власти. Планы по созданию такой структуры существуют давно, но воплотить идею пока не удалось. Создать такой орган планируется на базе Роспатента.

«Моё убеждение состоит в том, что никакого прорыва не будет, если мы по-другому не взглянем на интеллектуальную собственность, на всё то, что будет нести новое знание. Если мы с этим не научимся по-другому работать, ничего не произойдет. Рядовая семья должна жить достойнее, и в основе этого будет лежать и новое знание, и то, как мы его будем применять», — поделился мыслью вице-премьер.

Единый орган по управлению ИС
Идея создания такого органа не нова – разговоры ведутся как минимум с 2015 года. В единый орган, по словам главы Роспатента, могут перейти полномочия Минкультуры по регулированию авторских и смежных прав, Минобразования – по выработке нормативных актов, Минэкономразвития – по регулированию промышленной собственности.

Премьер-министр Дмитрий Медведев, говоря в конце марта на годовой коллегии Минэкономразвития (Роспатент подведомственен этому министерству) о проблемах в сфере защиты ИС, отметил, что «это одна из вечнозелёных тем для обсуждения», и «пока нет нормальной конфигурации работы», эта проблема останется в России актуальной.

«Я посмотрел, нас в очередной раз обвинили в том, что по количеству нарушений авторских прав, включая и права на промышленную собственность, но и интеллектуальную, наша страна является одной из самых «передовых» в мире. Правда, мы там в хорошей компании с США, что меня удивило. То есть, проблемы есть у всех, очевидно этим нужно заниматься, выработать окончательную конфигурацию работы по этому направлению», — сказал председатель правительства.

Приводим ряд мнений участников дискуссии о том, как следует регулировать вопросы защиты и управлении ИС в России. Некоторые выступающие брали слово, не представляясь, поэтому назвать всех поимённо не можем.

Аркадий Дворкович. Обсуждение не случайно проходит в Сколково. Фонд играет активную роль в этой проблематике. Об этом же свидетельствует то, что представительство Всемирной организации по интеллектуальной собственности находится на территории иннограда.

Сегодня наблюдаются два тренда. С одной стороны, в экономике знаний ИС играет очень большую роль – это то, на чём можно делать бизнес, пользуясь временной монополией на соответствующие продукты интеллектуального труда, и получать максимальную добавленную стоимость. Одновременно с этим появился и другой мощный тренд – ускорение технологического развития. Ускорение, которое по своим параметрам превышает все ранее наблюдавшиеся явления, что вызывает другой важный момент – а именно отказ многих разработчиков, многих компаний от права на монополию, от того, чтобы эту монополию закреплять на долгий период. Следующие продукты, следующие результаты появляются настолько быстро, что просто никто не успевает получить выгоду от предыдущих.

Аркадий Дворкович и Игорь Шувалов. Фото (с) Роспатент

Игорь Дроздов (фонд Сколково). За рубежом интеллектуальная собственность имеет высокую стоимость. К сожалению, в России это пока не так. У нас, например, очень сложно, если не невозможно, получить в банке кредит под залог интеллектуальной собственности. Количество крупных сделок с интеллектуальной собственностью невелико.

Максим Орешкин (Минэкономразвития). На сегодня степень развития ИС есть один из показателей развития экономики той или иной страны. Это вопрос не только цифровой экономики, но даже и «стандартной» промышленности. Во многих странах передовые компании активно защищают свою ИС, в том числе, – защищают её физически. Они перестают поставлять оборудование и компоненты, а поставляют продукцию в сборе и при этом перестают поставлять вместе с оборудованием инструкции. Сейчас последний тренд, который обсуждается в Германии, — удалённое управление оборудованием из Германии; недопущение ситуации, при которой инженеры на местах могли бы разбираться в импортной технологии.

Григорий Ивлиев (Роспатент): В настоящее время в России каждое ведомство так или иначе занимается управлением ИС, и вот эту ситуацию необходимо упорядочить.

В 2017 году наблюдалось достаточно резкое падение количества заявок на выдачу патентов; по НИИ – на 23%. (Подробнее здесь >>>). Среди причин Роспатент называет «отсутствие достойного гарантированного вознаграждения учёных и изобретателей при патентовании, недостаточное финансирование НИОКР, отсутствие перспектив и сложность возможной коммерциализации изобретений, а также «отсутствие системы трансфера технологий».

При этом число проведённых экспертиз в 2017 году немного выросло: на изобретения – на 4,4%; на полезные модели – на 4,6%; на промышленные образцы – на 3,3 %; на программы для ЭВМ, базы данных, топологии интегральных микросхем – на 0,3%.

Роспатент в цифрах
Общая сумма доходов федерального бюджета по кодам доходов, администрируемых Роспатентом, в 2017 году составила 5,2 миллиарда рублей, что на 2,8% больше, чем в 2016 году.

Доля услуг, предоставленных Роспатентом в электронном виде, в 2017 году составила:

– по регистрации товарных знаков – 48,3%;

– по регистрации изобретений – 34%

За 2017 снижена средняя длительность рассмотрения заявок:

– по товарным знакам — с 11,20 до 8,89 месяца;

– по изобретениям – с 10,30 до 9,24 месяца.

Уменьшен средний срок рассмотрения споров:

– в отношении средств индивидуализации – с 5,0 до 3,2 месяца;

– в отношении объектов патентного права – с 10,3 до 6,9 месяца.

По данным Минэкономразвития и Роспатента

«Патентовать или не патентовать? Нет такого вопроса, патентовать надо всё, что движется», — полагает Ивлиев.

В экономике России сегодня фиксируются те же тенденции, что и в мире, в том числе, переход на цифровые форматы взаимодействия экономических субъектов. Учитывая высокую долю государства в экономике, в том числе и в финансировании научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР), именно государственные структуры должны стать главным инициатором развития сферы ИС.

Основная проблема – острая нехватка квалифицированных кадров, которые необходимо готовить в масштабах всей страны.

Роспатент осваивает нишу «больших данных» — создана система Patsearch патентного поиска для экспертизы заявок на изобретения и полезные модели РФ. Система содержит 200 Тб данных, 139,7 миллиона патентных документов. Ежегодный прирост – 10 Тб данных, 5 миллионов документов. Развивается в направлениях: семантический поиск, элементы искусственного интеллекта (нейронные сети), повышение релевантности поиска и сокращение трудозатрат экспертов.

руководитель Роспатента Григорий Ивлиев
Руководитель Роспатента Григорий Ивлиев (на переднем плане) и сенатор Сергей Фабричный. Фото (с) Татьяна Костылева
Роспатент и программа «Цифровая экономика»
18 декабря 2017 года председателем правительства России утверждён план мероприятий по направлению «Информационная инфраструктура» программы «Цифровая экономика РФ», в который включены четыре проекта Роспатента.

Разработка и ввод в промышленную эксплуатацию:

  1. Открытой инфраструктуры негосударственных сервисов поиска патентной информации и средств индивидуализации (регистрация товарных знаков — ред.) на основе международных источников патентной информации.
  2. Системы предоставления услуг регистрации прав на объекты промышленной собственности и средств индивидуализации в цифровом виде, а также её интеграция с государственными системами (включая инфраструктуру электронного правительства) и негосударственными платформами.
  3. Программного обеспечения формальной экспертизы при регистрации прав на новые технологии.
  4. Сервиса государственной регистрации предоставления права использования объектов интеллектуальной собственности.

Олег Фомичёв (Минэкономразвития): Патентное ведомство у нас одно из самых быстрых в мире. Сроки выдачи патента в России — порядка 9 месяцев, а, например, в США – 25 месяцев. Поэтому не совсем корректно говорить, что у нас не патентуют из-за того, что велики сроки выдачи патента. Есть комплекс других проблем, решить которые поможет создание единой патентной структуры.

Фото (с) Татьяна Костылева

Николай Никифоров (Минкомсвязь): Блокчейн способен автоматизировать те или иные транзакционные этапы процесса оформления патентов. Фонд «Сколково» предполагает реализовать целый ряд проектов, технологической основой для которых станет блокчейн. Получить патент в РФ стартап может относительно просто и дёшево. Другое дело, что любой разговор с инвестором очень быстро переходит на тему того, какие патенты оформлены за рубежом, в частности, в США. Очень хорошо, что в «Сколково» появился Центр интеллектуальной собственности. Он сразу подтянул статистику.

Минпромторг. Необходимо упрощать систему передачи результатов ИС. Многие результаты можно было бы просто (и бесплатно) передать в экономику РФ, чтобы они давали толчок нашей экономике. (По данным Роспатента, до 90% НИОКР в России финансируются государством). Исключение могли бы составить военные изобретения.

Представитель НТИ, направление «Бесплотные авиасистемы»: Основные деньги на НИОКР в сфере авиасистем – деньги министерства обороны. Например, при поддержке этого министерства разрабатывается гражданский беспилотник для мониторинга лесов, акваторий и т.д. Остро встаёт вопрос передачи результатов ИС в рамках гособоронзаказа, «дальше читайте 233-е постановление («Об утверждении Правил осуществления государственными заказчиками управления правами Российской Федерации на результаты интеллектуальной деятельности гражданского, военного, специального и двойного назначения» — ред.) со всеми вытекающими последствиями». Если в отрасли БПЛА мы сможем наладить трансфер технологий из военной области в гражданскую, мы получим эффект. Малым и средним предприятиям не хватает денег на НИОКР, передача прав ИС для них могла бы быть бесплатна (речь идёт об использовании наработок внутри страны).

Участники также высказывались в том смысле, что технологии развиваются, а правовые инструменты, регулирующие вопросы ИС, остаются прежними. Надо спокойно посмотреть, какие возможности предоставляют технологии, и вписать их в правовые структуры, которые уже существуют – «не надо писать для этого специальных кодексов».

В выступлениях неоднократно отмечались сложности поиска результатов ИС и их включение в оборот (заключение договоров). Точечно законы принимаются (например – закон о противодействии пиратству в сфере ИС), а системно — нет.

Роспатент
Роспатент

Справка. Полномочия Роспатента

Федеральная служба по интеллектуальной собственности (Роспатент) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по правовой защите интересов государства в процессе экономического и гражданско-правового оборота результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения, контролю и надзору в сфере правовой охраны и использования результатов интеллектуальной деятельности гражданского, военного, специального и двойного назначения, созданных за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а также контролю и надзору в установленной сфере деятельности в отношении государственных заказчиков и организаций — исполнителей государственных контрактов, предусматривающих проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, оказанию государственных услуг в сфере правовой охраны изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, программ для электронно-вычислительных машин, баз данных и топологий интегральных микросхем, в том числе входящих в состав единой технологии, товарных знаков, знаков обслуживания, наименований мест происхождения товаров.

Роспатент осуществляет:

5.4.1. проверку в установленном порядке деятельности государственных заказчиков и организаций — исполнителей государственных контрактов, предусматривающих проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ за счет средств федерального бюджета;

5.4.2. аттестацию и регистрацию патентных поверенных Российской Федерации, выдачу им регистрационных свидетельств, а также контроль за выполнением патентными поверенными требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

5.4.3. в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, рассмотрение и разрешение в административном порядке споров, возникающих в связи с защитой интеллектуальных прав в отношениях, связанных с подачей и рассмотрением заявок на выдачу патентов на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, товарные знаки, знаки обслуживания и наименования мест происхождения товаров, с государственной регистрацией этих результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации, с выдачей соответствующих правоустанавливающих документов, с оспариванием предоставления этим результатам и средствам правовой охраны или с ее прекращением;

5.4.4. учет переданных иностранным государствам лицензий на производство продукции военного назначения;

5.5. подтверждает урегулирование вопросов правовой защиты интересов государства в процессе передачи иностранным заказчикам и использования ими результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного назначения, которые содержатся в предусмотренной для передачи продукции военного назначения и права на которые принадлежат Российской Федерации;

5.6. продлевает срок действия исключительного права на изобретение, промышленный образец, товарный знак, знак обслуживания, свидетельства об исключительном праве на наименование места происхождения товара, а также восстанавливает действие патента на изобретение, полезную модель, промышленный образец;

5.7. прекращает в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, действие патента на изобретение, полезную модель или промышленный образец, правовую охрану товарного знака, знака обслуживания или наименования места происхождения товара, действие свидетельства об исключительном праве на такое наименование;

5.8. осуществляет государственную регистрацию:

5.8.1. изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, товарных знаков, знаков обслуживания, наименований мест происхождения товаров, программ для электронно-вычислительных машин, баз данных, топологий интегральных микросхем с выдачей на них в установленном порядке патентов и свидетельств, а также их дубликатов;

5.8.2. отчуждения исключительного права на изобретение, полезную модель, промышленный образец, товарный знак, знак обслуживания, зарегистрированные топологию интегральной микросхемы, программу для электронно-вычислительных машин, базу данных, залога исключительного права на изобретение, полезную модель, промышленный образец, товарный знак, знак обслуживания, зарегистрированную топологию интегральной микросхемы, предоставления права использования изобретения, полезной модели, промышленного образца, товарного знака, знака обслуживания, зарегистрированной топологии интегральной микросхемы по договору, предоставления и прекращения права использования изобретения, полезной модели, промышленного образца на условиях принудительной простой (неисключительной) лицензии на основании решения суда, перехода исключительного права на изобретение, полезную модель, промышленный образец, товарный знак, знак обслуживания, наименование места происхождения товара, зарегистрированные топологию интегральной микросхемы, программу для электронно-вычислительных машин, базу данных без договора;

5.8.3. сделок, предусматривающих использование единой технологии за пределами Российской Федерации;

5.9. ведет:

  • Государственный реестр изобретений Российской Федерации;
  • Государственный реестр полезных моделей Российской Федерации;
  • Государственный реестр промышленных образцов Российской Федерации;
  • Государственный реестр товарных знаков и знаков обслуживания Российской Федерации и пр.

См также годовой отчет Роспатента за 2017 год >>

4 КОММЕНТАРИИ

  1. Мы, ООО «Изобретатель», создали АРМ Патент на Технологии SKW матриц, позволяющий генерировать поток патентов. Мы готовы делать более миллиона патентных заявок в год. Для этого необходимо Постановление Правительства об отмене патентных пошлин, если Заявитель передает свои права патентообладателя Государству.

    • Допустим, что передал государству, что дальше?
      Нужен механизм для полноценного ТРУДА изобретателя, даже под «крышей» государства.
      А для этого нужна технологическая цепочка, из которой в России только ФИПС (первое звено)…
      Поэтому нет смысла патентовать, и поэтому всё это пустые разговоры….

  2. Есть опыт СССР. Он очень хорошо стимулировал внедрение инноваций патентообладателем которых являлось государство . Например Виктор Васильевич Шишкин за внедрение своих изобретений в РАЗНЫХ командах более 100 раз получил премии (20 тыс) в рублях Советского Союза. В РФ Шишкин В.В. стал патентовать свои идеи даже попал в Книгу рекордов Гиннеса :-) Патентные пошлины съели все его ресурсы. Теперь Шишкин в нашей команде ООО ИЗОБРЕТАТЕЛЬ и мы знаем по шагам что надо делать чтобы Россия стала обладателем самого крупного интеллектуального капитала в мире. Эти шаги мы зарегистрировали в ЦИТИС как результат интеллектуальной деятельности (РИД).

    • А мой опыт (скромный 15 лет), говорит только о том, что в наше время, без мощного промышленного парка, все ИДЕИ — мигрируют за границу и там реализуются. И все попытки повлиять на это никого не интересуют. Поскольку государство решает финансовые вопросы, а не гражданские. В СССР был «занавес» требующий общего контроля, в наши дни «пилят» бюджет, поэтому КАЖДЫЙ ЗА СЕБЯ!!!
      И чтобы прийти к гос. контролю и поддержке «ИДЕЙ» потребуется либо война, либо десятилетия структурных реформ… Как сказал недавно один политолог — В стране 80% населения на грани нищеты, какие инновации, людям важнее ВЫЖИТЬ….

Comments are closed.