Инновации в цифровой экономике: рекомендации британских учёных

Британский инновационный фонд Nesta опубликовал документ под названием «Nesta response to ‘Building our Industrial Strategy’ green paper 2017», представляющий собой реакцию на стратегию промышленного развития Британии в XXI веке, опубликованную в январе 2017года. Предлагаем вашему вниманию краткое изложение текста Nesta, который, на наш взгляд, содержит сведения, важные для понимания задачи цифровой трансформацией отечественной экономики.

Инвестиции в науку, исследования и инновации

Несмотря на пристойное положение Британии (третье место в Global Innovation Index), есть проблемы – правительственная система поставок и госзаказа не поощряет инноваторов, а рынок венчурного капитала не обеспечивает долговременный рост инновационных компаний, по части венчурного финансирования перспективных технологий Британия уступает США и Израилю.

Дополнительные 4,7 миллиарда фунтов стерлингов, выделяемые правительством через специальный фонд на «финансирования развития» в значительной части поступят в Innovate UK (правительственное агентство по инновациям) «для концентрированного воздействия» на инновационное развитие предприятий.

Для обеспечения роста необходимо поддерживать как развивающиеся, так и «старые» компании. Университеты из этих средств финансировать не так эффективно: сейчас только 3% инновационных британских компаний называют университеты источником инноваций.

Многие НИОКР в области гуманитарных и социальных наук не могут претендовать на целевую поддержку правительства, и в этом авторы отчёта видят проблему, поскольку традиционный подход к инвестированию быстро дающих коммерческую отдачу проектов сегодня недостаточен, поскольку Великобритания обладает конкурентным преимуществом – «креативными индустриями».

Вообще, инвестировать Nesta считает нужным туда, где у Британии есть естественные преимущества или важные особенности – например, в приливную энергетику.

Коммерциализация и интеллектуальная собственность

Отчёт рекомендует «более единообразное» описание лицензируемых изобретений и распространение этих описаний в цифровом формате – это значительно сократит расходы на поиск изобретений.

Компании и исследователи все больше разочаровываются в традиционных источниках данных, когда речь идет об измерении, анализе и информировании политики поддержки новых и инновационных секторов. Научные публикации и патенты:

  • плохо подходят для анализа бизнеса и рабочих мест в новых отраслях;
  • не ведут к созданию «сетей сотрудничества», которые имеют решающее значение для инновационного успеха;
  • требует значительных временных задержек между сбором и публикацией данных.

Предлагается использовать данные социальных сетей для отображения инновационных «сетей сотрудничества», а также открытых наборов данных о местных инновационных системах и компаниях.

Контекст инновационной деятельности быстро меняется. Экономика становится все более сложной, равно как и задачи, решаемые с помощью инноваций (например, путем создания новых и устойчивых источников экономического роста или реагирования на сложные потребности стареющих обществ в области здравоохранения и ухода). Эти общие задачи редко могут, если могут вообще, решаются группой людей (отделом) – гораздо перспективнее открытый, распределенный подход, предполагающий взаимодействие, с иностранными партнёрами в том числе.

Эффективное осуществление такой промышленной стратегии будет зависеть от способных, опытных людей как внутри правительства, так и за его пределами. Промышленная стратегия Германии зависит от сложной и хорошо зарекомендовавшей себя отраслевой системы управления и местных органов власти. Во Франции сформированы кадры чиновников, имеющих опыт ведения бизнеса, технологий и инвестиций. Великобритания нарастила большой опыт в финансовом секторе, включая квалифицированных чиновников, имеющих опыт работы как в правительстве, так и в самом финансовом секторе.

Трудно предсказать, какие технологии, отрасли и бизнес будут развиваться, однако у правительства уже есть компетенции, которые должны позволить ему своевременно выявлять нужные технологии и фокусироваться на них. Задачи правительства:

систематически оценивать новые направления развития технологий

создание новых (и использование существующих) сетей внешних экспертов, определение областей для приоритетных инвестиций в инновации в рамках правительства.

Что касается регулирования, то во многих технологических областях рыночные механизмы работают хорошо, и роль правительства невелика. Но в некоторых действительно важных областях технологического развития способность правительства вести политику инноваций может иметь решающее значение. Эти области включают транспорт, энергетику и здравоохранение – здесь правительство играет важную роль, финансирует исследования и инновации. Здесь необходимо долгосрочное планирование. Есть непосредственные возможности в областях от беспилотных автомобилей до личных данных о здоровье, где большая координация и четкая стратегия могут помочь Великобритании стать ведущим центром для новых подходов и новых предприятий.

Регулирование иногда полностью запрещает инновации (например, краудфандинг акций в Германии).

Для каждой технологии или задачи министр, отвечающий за эту сферу, должен сделать всё, чтобы страна стала лучшим в мире местом для ведения бизнеса в этом секторе. Затем министр должен изучить предметную область для выявления регулятивных препятствий, выяснения того, какие общественные выгоды могут возникнуть от инноваций. Это требует умения провести различие между предложениями, которые законно улучшают доступ к рынку, и предложениями, которые представляют собой мольбу новых участников [о госпомощи].

Nesta предлагает «создать комиссию по машинной разведке» – государственное учреждение, представляющее общественный интерес к разработке «новых поколений алгоритмов, средств машинного обучения и использования больших данных».

Развитие навыков

Авторы отчёта приветствуют «давно назревшее признание того, что развитие навыков имеет такое же важное значение для роста, как инфраструктура, инвестиции и торговля». Инвестиции должны осуществляться в контексте стратегии, охватывающей не только отрасли, но и рабочие места и профессиональные навыки будущего.

Прогнозирование будущих рабочих мест и спроса на навыки на интервале пятнадцати лет является сложной задачей. При прогнозе следует учитывать технологический прогресс, выходящий за рамки компьютеризации, социально-демографические изменения и переход к более гибким и дистанционным методам работы.

Последствия этого исследования для образования очевидны. По одной из оценок 65% детей, поступающих в начальную школу в 2016 году, будут к 15 годам работать на совершенно новых рабочих местах, которых сегодня не существуют.

В Великобритании исторически работодатели вкладывали меньше средств в развитие навыков, особенно для низкоквалифицированных рабочих. Оказывая поддержку работодателям в инновационной деятельности в области образования для взрослых и профессионального развития, правительство будет обеспечивать совместное использование преимуществ лучшей занятости и способность Соединенного Королевства адаптироваться к изменяющимся потребностям в навыках в будущем.

Правительство должно уделять приоритетное внимание поддержке «креативной экономики», пересмотреть роль креативного, художественного образования наряду с техническими и научными дисциплинами.

Вероятно, что творческие профессии-художников, архитекторов, веб-дизайнеров, IT-специалистов и PR-специалистов займут 70% рынка вместо нынешних 21%.

По сравнению с Соединенными Штатами Великобритания имеет более высокую долю творческой занятости, составляющую около 24% рабочей силы – это преимущество.

Креативные индустрии становятся все более важными в местных экономиках по всей Великобритании. В период с 2007 по 2014 годы они стали более важными для местного бизнеса в девяти из каждых 10 мест. Nesta выявила 47 креативных кластеров по всей Великобритании. Лондон и Юго-Восток являются важными компонентами креативных индустрий Великобритании. За период с 2007 по 2014 год эти кластеры увеличили занятость на 28%.

Данные – это новая нефть, но она не принесёт пользы для бизнеса до тех пор, пока не будет очищена. Это требует аналитических навыков, которых Великобритании в настоящее время не хватает. Поэтому предприятия наращивают свой аналитический потенциал с помощью междисциплинарных групп.

Революция в области данных имеет последствия не только для специалистов по обработке данных, но и для всей рабочей силы. Все мы должны стать более грамотными в области данных, чтобы успешно работать во все более «богатых данными» средах независимо от профессии.

С 2011 по 2015 годы занятость в креативных индустриях (к ним авторы отчёта относят и IT) выросла на 19,5% по сравнению со средними 6,3% в экономике Великобритании.

Многие творческие индустрии полагаются на иностранные таланты. В 2015 году около 5,5% работников IT, программного обеспечения и компьютерных услуг были из стран ЕС и 8,4% – из-за пределов Европы.

Модернизация инфраструктуры

Великобритания всё ещё уступает европейским соседям по скорости и доступности ШПД. Эта ситуация нуждается в быстром исправлении.

Начальная поддержка бизнеса

Инновации требуют инвестиций, но британские рынки капитала не поддерживают создание и долгосрочный рост инновационных компаний. Банкам необходимо изменить финансовую и кредитную политику, чтобы дать возможность компаниям получать кредиты под залог нематериальных активов, многие из которых теперь могут быть оценены, поскольку торгуются на открытых рынках.

В современной глобализованной экономике с большим объёмом инвестиций в нематериальные активы потребуется следующее:

политическая стабильность, чтобы предприниматели могли рисковать;

стоимость капитала должна быть конкурентоспособной. Для этого банковская система должна быть функциональной, а ставки налогов на капитал должны быть конкурентоспособными на международном уровне;

выход из несостоявшегося бизнеса не должен быть слишком дорогим;

особое внимание необходимо уделять кредитным потребностям малого бизнеса с быстрым ростом и инновационным потенциалом.

Краудфандинг всё чаще используется многими стартапами. Великобритания является мировым лидером в разработке краудфандинговых платформ. Преимущества такого подхода в настоящее время перевешивают чистые риски для потребителей и (или) системные риски для финансовой системы.

В 2015 году в инновационном секторе оказалось около 3,2 миллиарда фунтов стерлингов кредитов, инвестиций и пожертвований. В этом же году краудфандинг акций показал дальнейший рост популярности среди стартапов и инвесторов, краудфандинг акций составил около 16% всех инвестиций в акционерный капитал в Великобритании.

Потенциально перспективен matchfunding, когда государственное (и иное) финансирование сочетается с краудфандингом на онлайн-платформе.

Каждый год правительство тратит 10 миллиардов на различные формы поддержки бизнеса, но мы ещё очень мало знаем о том, какие деньги из этой суммы работают, а какие нет.

Есть куда совершенствовать госзакупки инновационных продуктов. Есть две основные причины, по которым прогресс в области инновационных закупок был медленным. Первая причина-инерция: трансформировать поведение тысяч чиновников по закупкам во всем правительстве очень сложно. Вторая причина заключается в том, что закупки для инноваций не всегда дешевле. Чиновнику сложно покупать более дорогой продукт, который оказывается не лучше, чем стандартный вариант, только потому, что более дорогой продукт – инновационный. Это особенно верно в тех случаях, когда имеются испытанные решения для удовлетворения конкретных потребностей. Однако стремление побудить чиновников думать об инновациях при принятии решений о закупках может отвлечь их от сосредоточения внимания на соотношении цены и качества.

Закупки (как государственные, так и частные) часто налагают на поставщиков значительные обязательства, которые молодым фирмам трудно выполнить; в качестве примеров можно привести требования о сертификации ISO, значительные компенсации или свидетельства о предыдущих закупках. Это оттесняет от госзакупок стартапы и молодые фирмы. Хотя управление рисками неизбежно будет оставаться одной из основных функций закупок, что новые подходы могли бы способствовать развитию инноваций и созданию новых отношений в сфере поставок.

Поддержка отраслей

Просьба отрасли к правительству о поддержке должна подкрепляться гарантиями того, что эта поддержка соответствует потребностям экономики. При этом важно, чтобы голоса всех секторов экономики имели возможность быть услышанными.

Такой подход хорошо зарекомендовал себя в прошлом в таких устоявшихся отраслях, как аэрокосмическая и автомобильная промышленность с их отраслевыми советами, которые помогают формировать государственную политику. Но такие советы не подходят для всех отраслей: они эффективны, когда сектор имеет хорошо налаженные цепочки поставок и не претерпевает решительных инноваций.

Развивающиеся, быстро меняющиеся сектора экономики, такие как цифровые и технические, как правило, состоят из небольших предприятий, как следствие, им труднее обосновать просьбу о правительственной поддержке. Они могут обеспечить создание рабочих мест в будущем, но при условии поддержки на ранних этапах. Это означает необходимость работы с этими отраслями для создания правильной нормативной базы и использования государственных закупок для стимулирования их роста.

Пример – поддержка креативных индустрий, таких, как кино, музыка, компьютерные игры, дизайн, издательское дело, реклама. Эти индустрии, которые преуспеют в автоматизированном будущем, в котором цену приобретут творческие способности и воображение человека.

Рост должен быть повсеместным

Анализ местной экономики с использованием новых источников данных и методов мог бы помочь лучше понять, где возникают инновации, и, соответственно, определить приоритеты государственных инвестиций.

Так, исследование Nesta по географии креативности в Великобритании показывает, что креативные индустрии становятся все более важными в местных экономиках по всей Великобритании. В период с 2007 по 2014 годы они стали более важными для местного бизнеса в 90% мест, образующих 47 креативных кластеров по всей Великобритании. Творческие сообщества в разных частях страны работают вместе, пересекая административные границы.

Правительство должно взять на себя обязательство поддерживать развитие и рост устойчивых местных креативных экосистем по всей Великобритании.

Это предполагает укрепление потенциала местных директивных органов, передачу им новых полномочий, включая более эффективное использование географических и секторальных данных для принятия решений. Необходимо точное понимание того, как национальная инновационная политика взаимодействует с другими политиками на местах, насколько эффективно государственная поддержка помогает предприятиям внедрять инновации, в сочетании с планированием, транспортом и жилищной политикой.

Местные органы власти и правительство должны поощрять каждый город к созданию офиса анализа данных – небольшой команды аналитиков данных, которая имеет ресурсы, технологии и опыт, чтобы объединить, анализировать и предоставлять практические идеи из данных, полученных от всех местных органов власти и организаций государственного сектора по всему городу. Такая модель зарекомендовала себя в Нью-Йорке (как офис мэра по анализу данных) в реформировании государственных услуг и стимулировании местного экономического роста. Британские версии офисов анализа данных уже опробованы в Манчестере, в Лондоне и на северо-востоке страны.