Импортозамещение ПО – что надо сделать, не откладывая

Импортозамещение ПО – что надо сделать, не откладывая

На заседании рабочей группы по использованию информационно- телекоммуникационной сети Интернет в отечественной экономике при формировании её новой технологической основы и в социальной сфере был представлен доклад о ходе реализации постановления правительства РФ от 16 ноября 2015 г. № 1236 «Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд». В докладе мы обратили внимание на необходимость реализации пунктов №7 (касается Минкомсвязи), №8 (касается Минфина и Минкомсвязи), №9 (касается Минкомсвязи, МИД и Минэкономразвития) постановления правительства.

Так, согласно постановлению правительства №1236, на официальном сайте единого реестра российского ПО должны быть опубликованы экспертные заключения по заявлениям о включении программных продуктов в единый реестр (пункт 21 Правил формирования и ведения реестра). Однако за время работы реестра в открытом доступе не опубликовано ни одно заключение экспертного совета. Также это относится и к документам, на основании которых продукты исключаются из реестра как несоответствующие требованиям постановления правительства.

В результате на текущий момент процесс наполнения реестра российского ПО является непрозрачным.

Поскольку формирование реестра осуществляется Минкомсвязью (уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по формированию и ведению реестра), полагаем целесообразным дать поручение о необходимости в кратчайшие сроки определить оператора реестра, который может быть привлечен к ведению реестра уполномоченным органом в порядке, предусмотренном федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (пункт 6 правил ведения реестра).

Также отмечаем, что федеральным законом №44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» не установлена обязанность заказчика при осуществлении закупок, товаров, работ и услуг закупать программы и базы данных, указанные в реестре.

Поэтому нормы статьи 14 федерального закона №44 о запрете на допуск к закупкам товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд могут быть реализованы только через постановление правительства №1236 путем установления положений о допуске к закупкам товаров, работ, услуг, ПО и баз данных исключительно российского происхождения, и о порядке подтверждения соответствия указанному требованию.

В связи с этим необходимо представить в правительство проект акта о внесении изменений в Общие правила определения требований к закупаемым заказчиками отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельных цен товаров, работ, услуг), утвержденные постановлением правительства от 2 сентября 2015 г. № 926 (пункт 8 постановления). Полагаем целесообразным поручить Минфину по согласованию с Минкомсвязью подготовить такой акт в кратчайший срок.

Проводимый мониторинг закупок программного обеспечения показывает, что большинство тендеров, в рамках которых закупаются иностранные программные продукты, содержат формальное обоснование выбора приобретаемого ПО. Практически во всех выявленных случаях закупок импортных программных продуктов заказчики не проводили тестирование отечественных решений и не обращались к российским разработчикам и их партнерам за информацией о продуктах и предложениями по реализации задач заказчика с помощью отечественных технологий.

Наиболее частой указываемой причиной выбора иностранного ПО является совместимость с уже используемыми решениями (чаще всего — продление лицензий или закупка дополнительных лицензий). При этом у многих российских производителей есть специальные предложения по миграции на отечественные решения, предусмотрена возможность работы в связке с иностранными продуктами.

Проблемой также является неготовность заказчиков формировать информационные системы с использованием нескольких отечественных продуктов для реализации различных функциональных модулей. Вместо этого закупаются многомодульные иностранные системы.

В связи с этим представляется целесообразным формирование рекомендаций по обоснованию выбора иностранного ПО, а также установление требований согласовывать с федеральным органом власти план замещения импортного программного обеспечения на отечественное.

В соответствии с п. 9 постановления правительства №1236, Минкомсвязь по согласованию с МИД и Минэкономразвития должна подготовить и представить в правительство предложения по предоставлению для программного обеспечения, происходящего из государств-членов Евразийского экономического союза, условий допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, равных условий, предусмотренным для программного обеспечения, сведения о котором включены в Единый реестр отечественного программного обеспечения.

Так как этот пункт не реализован, на данный момент это может повлечь за собой блокирование реализации постановления правительства со стороны государств–членов Евразийского экономического союза. Необходимо в кратчайший срок внести изменения в федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» поправки в статью 12.2, об особенности регулирования в сфере использования программ для вычислительных машин и баз данных, происходящих из государств–членов Евразийского экономического союза.

Об авторе

Бокова Людмила Николаевна — член Совета Федерации, заместитель председателя Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству, председатель временной комиссии Совета Федерации по развитию информационного общества

Print Friendly
Условия использования
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на сайт Экспертного центра электронного государства d-russia.ru обязательна.
Партнеры