Импортозамещение – это, в первую очередь, независимость

Импортозамещение – это, в первую очередь, независимость

Статья написана в соавторстве с заместителем руководителя департамента информатизации и развития телекоммуникационных технологий Новосибирской области Алексеем Горобцовым

Публикуется с сокращениями. Полный текст см. в специальном выпуске журнала «Региональная и муниципальная информатизация».

Емкое и громкое слово «импортозамещение» в последнее время приобрело большое значение. Эта тема касается всех сфер нашей жизнедеятельности, но с определенным акцентом. В сфере информационных технологий, в первую очередь, речь идет о независимости от иностранных разработчиков программного обеспечения, поставщиков оборудования

Для департамента информатизации и развития телекоммуникационных технологий Новосибирской области вопрос импортозамещения прежде всего связан с достижением независимости от вендора, разработчика лицензионной модели, ну и по возможности – поддержкой новосибирских IТ-компаний.

О независимости мы задумались еще в 2011 году, когда разговоров об импортозамещении еще не было. Для реализации Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» программистами – резидентами Технопарка новосибирского Академгородка на базе свободного программного обеспечения (СПО) была разработана и внедрена информационная система. Система была создана менее чем за полгода и была внедрена в более чем 15 органах власти и 490 муниципальных образованиях Новосибирской области, количество пользователей превысило 2000 человек.  К сожалению, по прошествии некоторого времени компания-разработчик перестала существовать, но нам, как заказчику, это не доставило больших проблем, так как по завершении работ нам были переданы неисключительная лицензия и программный код данной информсистемы. Последующая доработка и модернизация системы была произведена уже другими разработчиками, выигравшими конкурс. Самое главное в этой ситуации, это то, что не потребовалось проводить перевнедрение системы на такое количество пользователей, ведь внедрение любого, даже очень нужного программного продукта, всегда очень сложный процесс для пользователей. И это, на наш взгляд, является классическим преимуществом модели СПО.

Еще к одному способу  достижения независимости от вендоров можно отнести задачу последовательного замещения проприетарного программного обеспечения на свободное ПО. У нас есть положительный опыт по замене баз данных (например, Oracle, Microsoft, IBM и т.д.) и переводу систем на облачные решения. Процесс длительный, трудозатратный, но на выходе получается открытая система с аналогичным функционалом.

Делается это, во-первых, для ухода от лицензионной модели, ведь известно, что лицензия на каждое рабочее место обходится в определенные бюджетные расходы, а количество пользователей во всех системах сейчас стремительно растет. А во вторых, мы получаем независимость от вендора, что в свою очередь гарантирует нам, что программный продукт будет развиваться в любом случае.

В качестве примера можно привести систему электронного документооборота и делопроизводства правительства Новосибирской области. В настоящий момент ведутся работы по развертыванию открытой конфигурации СЭДД CompanyMedia, где в качестве слоя хранения данных будет использоваться СУБД PosgreSQL (ранее система базировалась на сервере IBM Domino).

Также сейчас мы завершили двухлетний переход на полностью СПО решение, без замены информационной системы, которая отвечает в Новосибирской области за все услуги социального характера, а это более 100 учреждений и более 2000 пользователей.

Имеет право на жизнь и способ понуждения исполнителя к переизданию существующих систем, созданных на СПО. Данный вариант приемлем при работе с крупными информационными системами, которые в процессе доработки архитектуры становится своего рода конструктором. С помощью такого конструктора без помощи разработчика квалифицированные специалисты департамента могут собрать конфигурацию собственной информационной системы для автоматизации деятельности какого-либо министерства или ведомства. В основу берутся отработанные элементы, такие как реестры, портальные решения, печатные формы, элементы межведомственного взаимодействия и др., интегрируются с друг с другом и получается новая подсистема, актуальная для конкретного министерства.

Вот представьте, вам нужна система управления очередью по реестру определенных категорий граждан с учетом определенных бизнес-процессов. В таком случае можно заказать новое решение, доработать существующее, но все эти варианты связаны с длительными конкурсными процедурами, выискиванием бюджетных средств, а ситуация такова, что решение вам нужно «здесь и сейчас».

Мы на сегодняшний день в такой ситуации просто возьмем и соберем своими силами все это на конструкторе, обучим пользователей, получим обратную связь, ещё раз пересоберем систему по пожеланиям пользователя — и вопрос решен, и мы не от ко-го не зависим. По такому принципу в Новосибирской области разработаны и запущены в эксплуатацию уже две системы.

Еще одним примером такого подхода служит типовой шаблон, разработанный для официального сайта губернатора Новосибирской области и правительства Новосибирской области. На типовом шаблоне запущены не только официальные сайты исполнительных органов государственной власти и частично сайты органов местного самоуправления Новосибирской области,  но и сайт контрольно-счетной палаты Новосибирской области, уполномоченного по правам ребенка Новосибирской области  и уполномоченного по правам предпринимателей Новосибирской области, а также по обращению глав создано несколько сайтов сельских поселений Новосибирской области.

Об авторах: Анатолий Дюбанов, член правительства Новосибирской области – руководитель департамента информатизации и развития телекоммуникационных технологий Новосибирской области

Алексей Горобцов, заместитель руководителя департамента информатизации и развития телекоммуникационных технологий Новосибирской области

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов, представленных в рубрике «Эксперты»

Полная версия статьи и остальные материалы на тему импортозамещения ПО в органах власти опубликованы в свежем номере журнала «Региональная и муниципальная информатизация» >>>

Print Friendly
Условия использования
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на сайт Экспертного центра электронного государства d-russia.ru обязательна.
Партнеры