Виктор Кокшаров: «Гуманитарные науки тоже нужны, но перекоса не должно быть»

Виктор Кокшаров: «Гуманитарные науки тоже нужны, но перекоса не должно быть»

Публикуем интервью D-Russia.ru с Виктором Кокшаровым, ректором Уральского Федерального университета, принимавшего в этом году финал ACM-ICPC, чемпионата мира по программированию среди университетских команд.

— Финал ICPCпроходит в России второй год подряд, и снова успешно.

— Слава Богу, да, по отзывам гостей и участников соревнований, все идет хорошо.

Финал два раза подряд в одной стране – это большое достижение России, признание заслуг российской компьютерной школы. Такого в новейшей истории ICPC еще не было. На заре этих соревнований в Соединенных Штатах – да, но это другие времена, тогда состав участников был совсем другой.

— Проблема с инженерными кадрами – решаема ли она? Если у нас в стране инженеров экстра-класса выпускается не более тысячи в год, как будем справляться с импортозамещением?

— Когда задача ставится серьезно и обеспечивается необходимыми ресурсами, как правило, она решается. Это касается подготовки инженеров во всех сферах. Инженеры крайне необходимы. Вот только что прошел совет по науке и образованию при президенте РФ. Там совершенно правильно был поставлен вопрос: инженеров нужно по-максимуму готовить как можно ближе к тем предприятиям и организациям, где они должны работать. Практика показывает, и это печальная цифра, что зачастую только 1-2% от выпускников московских инженерных вузов возвращаются в глубинку. Это те, которые из глубинки, собственно, и приезжают.

Понятно, что сфера их применения в Москве, Санкт-Петербурге совсем другая. Там нет таких промышленных предприятий, какие расположены на Урале и в Сибири. Задача государства состоит в том, чтобы такие центры превосходства в инженерном образовании всячески поддерживать и создавать именно в региональных центрах, приближенных к индустрии.

— Абитуриентов нужного качества, из которых можно сделать инженеров, хватает?

— Это общая проблема для России. Она заключается в том, что пока еще мало выпускников средних школ сдают по ЕГЭ экзамен по физике. И, конечно же, их не хватает, не всегда должного качества выпускники школ идут на инженерные специальности в университеты. Ведущим университетам, конечно, проще – туда конкурс побольше.

Важно, чтобы выпускники средних школ осознанно делали выбор, чтобы они понимали, что будущее связано с работой в промышленности, с инженерными направлениями, что здесь они будут востребованы и хорошо оплачиваемы. А не идти туда, где нужно прилагать меньше усилий – экономика, менеджмент, социальные, гуманитарные науки. Они тоже, безусловно, нужны, но перекоса не должно быть.

Считаю, что это выполнимая задача. Последнее время все-таки изменяется в лучшую сторону соотношение между гуманитариями и технарями, с точки зрения востребованности.

— Не поздно? Сейчас проходной балл ЕГЭ по математике – 20%. Разве это не показатель деградации.

— Это не проходной балл, это балл, достаточный для выдачи аттестата о среднем образовании. Проходной балл для университетов остался на прежнем уровне. Более того, ведущие университеты его повышают, что сделали и мы. Мы делаем планку отсечения выше, чем даже те баллы, которые рекомендованы Рособрнадзором, особенно по физике, по математике, по химии, по биологии. Для того, чтобы состав наших студентов был более качественным.

Виктор Кокшаров

Виктор Кокшаров

— Не хотели бы вы получить, как ректор, бОльшую самостоятельность при отборе абитуриентов, какие-то свои процедуры отбора ввести в практику? Дают ли вам такую возможность?

— Такие возможности для ведущих вузов предусмотрены законом об образовании. Но я не думаю, что в этом сейчас основная необходимость. Мы просто нуждаемся в талантливых, мотивированных абитуриентах, абитуриентах, которые идут в первую очередь на инженерно-техническое и естественно-научное направления подготовки. Поэтому здесь свободы у нас достаточно. Помимо баллов по ЕГЭ, которые, безусловно, важны, к нам поступают и призеры олимпиад, в том числе тех, которые мы организуем.

Наша задача сейчас заключается в том, чтобы как можно более тесно взаимодействовать, сотрудничать со школами. Оттуда зарождается интерес. Кстати говоря, недавно опять же, на встрече президента с IT-сообществом, поднимался вопрос о том, что нужно снова вернуться к системе научно-технического творчества среди детей, возрождать школы и станции юных техников. Это абсолютно правильное направление. Многие предприятия сейчас поворачиваются лицом к этому, даже спонсируют подобные формы творчества. Областные администрации тоже начинают этим заниматься. Потому что проблема общая.

— Вы сказали: если ресурсы будут, проблема решится. Но человека не воспитаешь быстрее, чем он растет, сколько денег на это ни дай. Сколько времени, по-вашему, нужно, чтобы выправить сложившуюся ситуацию?

— Лет пяти достаточно для того, чтобы почувствовать решительный сдвиг в этом направлении. Надеюсь, так и будет. По крайней мере, в обществе определенный сдвиг происходит. Престиж профессий, так скажем, социально-экономического блока – он начинает снижаться, и увеличивается престиж профессий инженерно-технических.

— Вместе с УрФУ финал ICPC организовывала IBM. Эта компания не делит инженерную сферу между государствами.

— Крупнейшие компании мира, работающие в сфере информационных технологий, не делят государства на плохие и хорошие. Они работают, в первую очередь, с талантами, и делают это по всему миру. IBM тоже с большим удовольствием идет в Россию, в том числе в Екатеринбург. То же самое касается и Microsoft, и Cicso Systems, и других крупнейших мировых компаний. И российские тоже – «Яндекс» присутствует здесь. Они понимают, что здесь тот самый ресурс, который крайне необходим любой компании мира, чтобы развиваться.

Индустрии нужны очень хорошо мотивированные, хорошо подготовленные выпускники университетов. Их можно черпать, в том числе, и в России. Наша задача готовить таких специалистов, и понимать, что даже если они работают потом в IBM, даже если они переезжают на работу в другое государство, все равно они поднимают тем самым престиж нашей российской школы в области информационных технологий и пропагандируют Россию как прекрасное место для получения образования. И они не теряют связи с Родиной, всячески помогают своим университетам, и своим городам и регионам.

Print Friendly

2 комментария

  1. Одному мне кажется что пропущено «НЕ»?

    И они теряют связи с Родиной, всячески помогают своим университетам, и своим городам и регионам.

    • Спасибо, исправлено) Для Google Translate отрицание тоже большая проблема )

Условия использования
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на сайт Экспертного центра электронного государства d-russia.ru обязательна.
Партнеры