Госведомства США немного улучшили свои результаты по реализации FITARA

264

Комитет по надзору и правительственной реформе (Committee on Oversight and Government Reform) Палаты представителей США опубликовал второе исследование о ходе реализации нового закона о реформировании процесса закупок в сфере IT (Federal IT Acquisition Reform Act, FITARA). По сравнению с предыдущим отчетом, результаты многих агентств улучшились, хотя итоговой высшей оценки ни одно ведомство так и не получило.

Оценки выставлялись Счетной палатой США (U.S. Government Accountability Office, GAO), которая рассматривала четыре параметра: консолидация дата-центров; экономия IT-бюджета; IT-развитие (инвестиции в новые IT-проекты); прозрачность анализа рисков. Подробнее о параметрах см. здесь.

FITARA

Как сообщал D-Russia.ru, закон FITARA был принят для реформирования процесса расходования бюджетных средств в сфере IT. Он расширяет полномочия IT-директоров и возлагает на них повышенную ответственность. При этом FITARA наделяет агентство служб общего назначения полномочиями разрабатывать и реализовывать общефедеральные инициативы по централизованной закупке программного обеспечения и лицензий, в роли единого заказчика для всех федеральных ведомств.

Основной причиной принятия закона явилось большое количество неудачных проектов последних лет в сфере информатизации федеральных органов власти США.

Читать также: “IT-директора в госсекторе США призвали к реформе закупок”>>

В ноябре 2015 итоговую оценку B («в целом соответствует» — четверка по пятибалльной шкале) получили два ведомства: министерство торговли (Department of Commerce) и агентство служб общего назначения (General Services Administration). Министерства образования (Department of Education) и энергетики (Department of Energy), а также NASA заслужили F, что означает «полный провал».

В новом отчете среди “провалившихся” осталось только NASA, зато из “хорошистов” исчезло GSA, получившее на этот раз F за консолидацию дата-центров. В то же время, количество агентств, заслуживших “С” (будем считать их “троечниками”), выросло с пяти до 12.

Оценки ведомств по четырем параметрам и итоговая оценка
Оценки ведомств по четырем параметрам и итоговая оценка

В целом, из 27 агентств, подпадающих под действие FITARA, семь свои показатели улучшили, одно ухудшило и 16 остались на прежнем уровне.

IT-директор министерства торговли Стив Купер (Steve Cooper) пояснил успех своего ведомства тем, что агентство одно из немногих выделило штатного сотрудника, ответственного за реализацию FITARA. В его обязанности входит проверка всех проектов стоимостью от 10 миллионов долларов. Он также оценивает любые публичные IT-проекты, любые технологические нововведения и проекты, “содержащие иные риски” – например, связанные с облаками.

Счетная палата США по итогам проверки отметила, что руководители агентств должны лучше координировать свои усилия на общеправительственном уровне.

Напомним, в России для решения сходной задачи – учета и контроля расходов федеральных ведомств на создание, развитие и эксплуатацию информационных систем и компонентов информационно-коммуникационной инфраструктуры и мониторинга хода реализации мероприятий по информатизации – в ноябре 2015 года было решено создать ГИС “Координация”.

Читать также: “Минкомсвязь истратит 60 млн руб на федеральную ГИС координации информатизации в госсекторе”>> 

Систему предполагается также использовать для контроля за соблюдением требований к размещению на территории Российской Федерации технических средств информационных систем, используемых органами власти и муниципалитетами (предусмотренных частью 2 статьи 13 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации») и мониторинга региональной информатизации. Полный перечень задач, решаемых системой, приведен в постановлении «О федеральной госудаственной информационной системе координации информатизации».

В феврале 2016 Счетная палата РФ провела проверку реализации постановления правительства РФ «О координации мероприятий по использованию информационно-коммуникационных технологий в деятельности государственных органов» в 2013-2014 годах и за истекший период 2015 года. Согласно отчету СП, система координации информатизации “работает не на должном уровне”. “Можно констатировать, что цели, поставленные постановлением правительства, не достигнуты”, – говорится в отчете.