«Государство должно предоставлять сервис по факту изменившейся жизненной ситуации гражданина»

Предлагаем вашему вниманию ответы руководителя направления «Digit МФЦ» компании Smart Consulting Эдуарда Скорнякова на вопросы D-Russia.ru, предоставленные при подготовке обзора рынка АИС МФЦ. ООО «Смарт Консалтинг» — один из основных участников этого рынка, решения для многофункциональных центров государственных услуг, разработанные компанией, внедрены в 18 регионах РФ.

О компании

Smart Consulting специализируется на предоставлении государственному сектору услуг комплексной разработки информационных систем, консалтинга и аутсорсинга в области информатизации государственного управления и государственных услуг.

Компания основана в январе 2017 года, первоначальный штат компании составила группа IT-профессионалов с многолетним опытом информатизации государственных органов.

Штат компании насчитывает свыше 120 специалистов.

Компания создает IT-системы на базе свободного программного обеспечения и облачных технологий, благодаря чему можно оперативно вносить изменения в существующий продукт.

Разработки Smart Consulting соответствуют требованиям постановлений правительства РФ к ведомственным информационным системам.

Направления деятельности:

  • разработка и внедрение сложных программных систем;
  • сервисное сопровождение IT-систем;
  • IT-консалтинг;
  • цифровое правительство;
  • электронное правительство;
  • автоматизация госуслуг;
  • автоматизация МФЦ;
  • ведомственная автоматизация;
  • решения умного города.

Каковы состояние и перспективы рынка АИС МФЦ?

С моей точки зрения, сегодня рынок МФЦ находится в стабильном состоянии. Если политическая ситуация не будет меняться, то глобальных изменений ждать не стоит. Это касается как аппаратной инфраструктуры, так и самого программного обеспечения. Лёгкая динамика появляется только по инициативе лидеров рынка. Однако сейчас власть взяла курс на создание сервисного государства, поэтому и многофункциональным центрам необходим новый формат. В процессе информатизации предоставления госуслуг поменялся только их вид, но не принцип предоставления. И задача чиновника по-прежнему заключается в том, чтобы по требованию гражданина выдать документ. Сейчас центр этой системы необходимо сместить на гражданина и его потребности, чтобы не человек обращался за услугами, а государство предоставляло сервис по факту изменившейся жизненной ситуации. Должна выстроиться новая цепочка взаимодействия внутри государства, которая будет охватывать разноуровневые ведомства в зависимости от проблемы гражданина. Только тогда можно будет ждать нового качественного витка в развитии существующих на рынке решений.

Каковы конкурентные преимущества системы и поддержки пользователей компании?

Главное преимущество заключается в том, что наша система внедрена в самом большом количестве регионов. Благодаря этому мы получаем экспертизу от большого количества субъектов, что позволяет нам оказывать поддержку высокого уровня. Кроме того, мы стараемся развивать наших клиентов и создали экспертное сообщество методологов и IT-специалистов МФЦ, которые собираются каждый год у нас в Новосибирске, обмениваются опытом и вырабатывают подходы на следующий год.

Как часто происходят обновления системы? Как вы учитываете пожелания отдельных регионов?

Обычно мы проводим обновления продукта раз в квартал. Кроме того, мы актуализируем систему в соответствии с требованиями новых нормативно-правовых актов, если для этого требуется переделка функционала.

Какова стратегия компании на рынке АИС МФЦ? В каких направлениях будет развиваться система?

Долгое время наш продукт развивался вместе с появлением новых клиентов. Сейчас пришло осознание необходимости создать качественно новый продукт. Поэтому в этом году мы приостановили экспансию на новые территории и сосредоточились на улучшении имеющихся функций и модулей. Помимо этого мы работаем над эффективностью внутри компании и команд (Devops, услуги технической поддержки, консалтинг клиентов). Благодаря внедрённой в прошлом году системе бизнес-анализа мы получили большое количество данных по работе АИС. Используя их, мы работаем над улучшением качества кода и пользовательского интерфейса и готовимся в начале следующего года представить ряд новых компонентов нашего решения.

С какими сложностями сталкиваетесь при внедрении?

Основную сложность при внедрении продукта составляют нетипичные интеграции нашей АИС МФЦ с существующими в ведомствах региона информационными системами, которые зачастую не имеют документации. Вторая распространённая проблема связана с тем, что при оказании одних и тех же услуг в разных регионах заложены разные бизнес-процессы.