Google отрицает обвинения «Яндекса» в незаконном ограничении конкуренции

    293

    Компания Google заключает эксклюзивные соглашения по разделению прибыли с производителями телефонов, работающих на операционной системе Android, признал консультант по конкуренции Google по региону EMEA Теро Луко. В рамках таких соглашений продвижение мобильных приложений других компаний, не Google, на телефонах производителей ограничено, но тем не менее, такие соглашения не нарушают антимонопольные законы, поскольку заключать такое соглашение или нет — выбор производителя телефона, считает Луко. Об этом пишут в четверг «Ведомости».

    Как сообщал «Экспертный центр электронного государства», «Яндекс» в феврале подал заявление в Федеральную антимонопольную службу (ФАС) с просьбой проверить Google на предмет проверки нарушения антимонопольного законодательства РФ.  ФАС заявление приняла и возбудила дело.  «Яндекс» хочет, чтобы список сервисов, которыми пользуются владельцы устройств (поиск, карты, почта и др.), не зависел от операционной системы. Больше всего компанию волнует вопрос о предустановке этих приложений на мобильные устройства под управлением Android — смартфоны и планшеты. Первое слушание дела состоится на следующей неделе, пишут «Ведомости».

    Как утверждает Луко, американский поисковик никак не ограничивает производителей при получении Google Mobile Services (в него входит и Google Play, без доступа к которому покупать устройство на базе Android нет смысла), это бесплатный пакет, которым компании могут пользоваться свободно. Но американская компания готова делиться с производителями частью прибыли от мобильного поиска и приложений в том случае, если производители дополнительно продвигают поиск и приложения Google, указывает он. В рамках именно таких соглашений предустановка приложений других компаний ограничена, заявил Луко. «Мы никак не навязываем такие соглашения, — говорит он. — Более того, в этом есть некая ирония, что мы слышим подобные претензии по монополизму именно от «Яндекс», у которого доля в поиске в России гораздо выше, чем у Google».

    Луко и руководитель экономической политики Google по региону EMEA Адам Коэн отказались раскрывать, какой процент телефонов Android, продаваемых в России, произведены в рамках соглашений о разделении прибыли.

    У самих производителей Android есть выбор — предустанавливать приложения Google на свои телефоны или нет, у пользователей, которые купили телефон, также есть выбор — пользоваться предустановленными приложениями или удалить их, заявил Луко.

    «Если судить по количеству скачиваний приложений наших прямых конкурентов, того же «Яндекса», то у этой компании очень много пользователей на мобильных устройствах в России», — говорит Коэн.

    «Яндекс» доминирует на российском рынке поиска с долей в 58,9% (данные LiveInternet за январь 2015 года), доля Google — 32,8%. Но тенденция не в пользу российского поисковика. За год доля «Яндекса» на этом рынке снизилась на 3 процентных пункта, тогда как доля Google, напротив, выросла на 6 п. п. Это во многом следствие роста популярности операционной системы Android, под управлением которой работает более 80% используемых в России смартфонов (оценка «Яндекса»).