Московская программа «Информационный город» — итоги года

255

Этим материалом D-Russia.ru продолжает цикл публикаций руководителей региональных органов власти, ответственных за внедрение информационных технологий.

Об авторе:  Артём Ермолаев — министр правительства Москвы, руководитель департамента информационных технологий Москвы.

Финансирование

Плановый объем финансирования на реализацию мероприятий Государственной программы города Москвы «Информационный город» (далее — Государственная программа) в 2017 году составил 82 759 181,4 тысячи рублей, в том числе:

  • 56 659 181,4 тысячи рублей — средства бюджета города Москвы;
  • 26 100 000,0 тысячи рублей — средства внебюджетных источников, направленные на развитие информационно-коммуникационной инфраструктуры Москвы.

Освоение средств бюджета города Москвы составило 94,5% плановых назначений. Отклонение от 100% освоения средств связано с оплатой фактически оказанных услуг (выполненных работ) и оформленных надлежащим образом отчетных документов, а также экономией средств, образовавшейся при проведении конкурентных процедур.

Предоставление государственных услуг в электронной форме гражданам и юридическим лицам и развитие открытой и безопасной городской среды за счет внедрения информационно-коммуникационных технологий

В 2017 году была продолжена работа по обеспечению предоставления государственных услуг и исполнения государственных функций в электронной форме.

Основными направлениями работы были повышение качества и удобства получения услуг и сервисов в электронном виде, создание и развитие востребованных услуг и сервисов, перевод услуг в исключительно электронный вид.

В 2017 году завершилось объединение сайта мэра и правительства Москвы mos.ru и портала государственных и муниципальных услуг (функций) города Москвы. С 30 января 2017 года получение электронных услуг и сервисов города Москвы стало возможно только на mos.ru. В настоящее время на mos.ru в электронном виде можно получить более 200 услуг и сервисов, найти и оплатить начисления, записаться в органы исполнительной власти, организации и центры оказания услуг.

По состоянию на конец 2017 года пользователями электронных городских услуг и сервисов являются 6,5 млн граждан и более 21,3 тыс. юридических лиц.

За 2017 год через mos.ru поступило более 259 млн обращений за государственными услугами и сервисами Москвы, в том числе:

  • электронный дневник — более 144 млн обращений;
  • прием показаний приборов учета воды — более 34 млн обращений;
  • проверка и оплата автомобильных штрафов — 21 млн обращений;
  • выдача единого платежного документа — более 15 млн обращений;
  • запись на прием к врачу — более 12 млн обращений;
  • получение информации о посещении и питании в школах — более 11 млн обращений;
  • прием показаний электросчетчиков — более 4 млн обращений;
  • получение информации о результатах ГИА/ЕГЭ, получение доступа к скан-копиям работ — более 4 млн обращений;
  • регистрация заявлений в государственные образовательные учреждения дополнительного образования детей — более 1,1 млн обращений;
  • внесение в реестр действующих пропусков, предоставляющих право на въезд и передвижение грузового автотранспорта в зонах ограничения его движения в городе Москве, — более 355 тыс. обращений;
  • прием заявлений на выдачу социальной карты учащегося — более 198 тыс. обращений.
Источник: департамент информационных технологий правительства Москвы

В электронном виде с начала года через mos.ru было проведено более 4,3 млн платежей на сумму более 13,6 млрд рублей. Наиболее востребованными были платежи за услуги ЖКХ: более 2,3 млн платежей на сумму более 11,2 млрд рублей.

Указанные действия позволили существенно увеличить долю граждан, использующих механизм получения государственных услуг города Москвы в электронном виде. Данные показатели способствуют положительной оценке деятельности правительства Москвы по реализации комплекса необходимых мер, предусмотренных указом президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 601 в сфере предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна», в том числе в электронном виде.

В рамках межведомственного электронного взаимодействия для получения в целях оказания государственных услуг и услуг подведомственных организаций (без необходимости требовать документы от заявителей) доступно более 340 видов документов и сведений, включая документы ЗАГС, сведения о льготных категориях и мерах социальной поддержки, документы жилищного учета, сведения Москомархитектуры, сведения ФНС России о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях, сведения Росреестра, сведения Пенсионного фонда Российской Федерации о номере лицевого счета застрахованного лица (СНИЛС), а также о размере пенсии, доплат и выплат застрахованному лицу, сведения МВД России о штрафах за административные правонарушения, о транспортных средствах и другие.

По сравнению с 2016 годом за 2017 год объем использования межведомственного электронного взаимодействия увеличился более чем в 1,7 раза. За 2017 год органами власти при оказании государственных услуг не было затребовано у граждан более 60 млн документов. Необходимые сведения получены в рамках межведомственного электронного взаимодействия. Наиболее востребованными сведениями, запрашиваемыми органами исполнительной власти города Москвы в рамках межведомственного электронного взаимодействия, являются сведения МВД России о транспортных средствах и административных правонарушениях в области дорожного движения, сведения ФНС России о идентификационном номере налогоплательщика, сведения Департамента социальной защиты населения города Москвы о действующих льготных категориях граждан и запросы к ПФР России о предоставлении информации по страховым номерам лицевого счета граждан в системе обязательного пенсионного страхования (СНИЛС).

Общая посещаемость семейства порталов mos.ru и мобильных приложений правительства Москвы составила 629 млн посещений, в т.ч. 252 млн посещений — посещаемость официального портала мэра и правительства Москвы mos.ru. Число уникальных пользователей — 41 млн.

В части развития городского интернет-пространства проведены следующие работы:

  • В состав mos.ru полностью интегрирован актуальный функционал и контент Портала государственных и муниципальных услуг (функций) города Москвы, «Электронного атласа», «Автокода», порталов функциональных органов исполнительной власти города Москвы, частично — портала Открытых данных.
  • Реализовано 72 спецпроекта по информированию жителей о развитии городской инфраструктуры, включая проекты «Программа реновации», «Московская электронная школа», «Уличные музыканты» и другие.
  • Перенесены на портал mos.ru сайты 43 органов исполнительной власти.
  • Разработан единый механизм поиска для сайтов Единого веб-пространства и mos.ru (для замены поиска «Яндекса»), при этом полностью перенесен функционал старого поиска по mos.ru, реализована автоматическая индексация сайтов Единого веб-пространства (приблизительно 500 сайтов или 1 млн страниц) и настроена система учета статистики использования поиска.
Источник: департамент информационных технологий правительства Москвы

Портал «Наш город» (gorod.mos.ru) обеспечил в 2017 году решение 723 тыс. проблем пользователей. На портал были добавлены новые, доработаны или изменены существующие проблемные темы. Наиболее популярными темами по итогам года стали:

  • неубранная дворовая территория — 9,7% опубликованных сообщений;
  • ямы/выступы на проезжей части/тротуаре — 7,7% опубликованных сообщений;
  • наличие ям и выбоин на внутридворовых проездах и тротуарах — 5,2% опубликованных сообщений.

Количество посещений портала Открытых данных (data.mos.ru) за 2017 год составило более 3,5 млн. На портале было раскрыто 75 новых наборов данных и 16 справочников.

Наиболее популярные наборы данных по просмотрам за 2017 год:

  • Объекты культурного наследия — 452 863 просмотров;
  • График отключения горячей воды — 318 040 просмотров;
  • Реестр камер дворового видеонаблюдения — 129 229 просмотров.

«Активный гражданин»

В 2017 году «Активный гражданин» отметил трехлетие. Количество участников проекта «Активный гражданин» в 2017 году достигло почти 2 миллиона человек. Среднее количество голосующих в городских вопросах — 220 тыс. пользователей, а максимальное количество голосов в общегородском голосовании составило 337,5 тысяч.

Самыми популярными городскими вопросами в прошедшем году
стали:

  • «Программа реновации пятиэтажек» — 337,5 тыс. голосов;
  • «Как назвать Третий пересадочный контур метро?» — 315,3 тыс. голосов;
  • «Чем заняться после уроков? Кружки и секции в школе» — 288,9 тыс. голосов.

В 2017 году «Активный гражданин» получил всероссийскую интернет- премию «Прометей», которую вручают за экономический, технологический и социальный вклад в жизнь граждан. Проект был признан лучшим в номинации «Государство и власть».

В начале декабря 2017 года в проекте «Активный гражданин» появилась технология блокчейна. Теперь данные находятся не только во внутренней, но и в нескольких других независимых базах. Внедрение этой технологии сделает голосования в проекте более открытыми, а данные будут находиться под надежной защитой. Также для обеспечения прозрачности работы проекта был реализован ряд инструментов, позволяющих пользователям следить за ходом голосований и контролировать достоверность получаемых результатов. В частности, каждый пользователь, принявший участие в голосовании, может проверить правильность фиксации и учета отданного им голоса и отслеживать общую динамику результатов голосования в онлайн-режиме.

Социальная карта москвича

Социальная карта москвича выдается льготным категориям населения Москвы: пенсионерам, студентам, школьникам, жителям Москвы, получающим жилищные субсидии, пособия по беременности и рождению ребенка. Карта позволяет осуществлять льготный проезд на общественном транспорте, упростить запись к врачу, получать скидки в магазинах и предприятиях Москвы, обеспечивает удобство и безопасность получения пенсий, субсидий и городских социальных выплат, в том числе получение помощи через электронные сертификаты. Для льготных категорий граждан, не имеющих права на льготный проезд, на карте записано приложение «Тройка».

Среднее количество активных социальных карт, находящихся в обращении в 2017 году, составило 4,6 млн штук и практически не изменилось по сравнению с 2016 годом, при этом активность использования держателями социальных карт в 2017 году увеличилась на 10%. В 2017 году был реализован проект по переводу социальных карт на платежную систему «Мир». Было выпущено более 900 тыс. социальных карт на базе платежной системы «Мир».

В рамках программы Мэра «Музеи — детям» в 2017 году была проведена интеграция информационной системы города с музейными билетными системами, в ходе которой был разработан сервис, позволяющий осуществлять бесплатное посещение музеев и выставочных залов льготными категориями граждан из числа учащихся московских школ и колледжей при предъявлении социальной карты или карты «Москвенок». К новому сервису в 2017 году было подключено 90 городских музеев и выставочных залов, и с 1 сентября 2017 года их посетили порядка 200 тыс. учащихся московских школ и колледжей. Наиболее посещаемыми музеями оказались Государственный музей А.С. Пушкина, Дарвиновский музей, Мемориальный музей космонавтики, Биологический музей им. К.А. Тимирязева.

В целях обеспечения права студентов на льготный проезд на транспорте в 2017 году был реализован сервис онлайн-взаимодействия реестра студентов и московских вузов, который позволяет в режиме реального времени вносить информацию о принимаемых, отчисляемых студентах и иные изменения. Реализация сервиса позволила исключить мошеннические действия при оформлении и выпуске социальных карт студентам. В течение 2017 года на новый сервис было переведено порядка 38 крупнейших ВУЗа из 143, которые охватывают 78% обучающихся (в т.ч. Московский Государственный университет имени М. В. Ломоносова, Московский физико-технический институт (МФТИ), Российский университет дружбы народов (РУДН) и другие).

Единая информационно-справочная линия

В 2017 году Единая информационно-справочная линия для жителей Москвы (495 777-77-77; далее — ЕСМ) расширила охват на более чем 80% органов исполнительной власти и подведомственных им организаций, работающих с населением. Бесперебойную работу линии единовременно обеспечивают порядка 220 операторов контакт-центра. Единая база знаний содержит в себе ответы на более чем 6 тыс. вопросов. За 2017 год операторы контакт-центра ЕСМ обработали порядка 6 млн обращений граждан. Ожидание в очереди на линии до момента ответа оператора в 92% обращений составило менее 45 секунд.

Для Общегородского контакт-центра главными приоритетами развития в 2017 году стали разработка и внедрение как голосовых, так и не голосовых сервисов предоставления информации, с применением в ряде случаев технологий, основанных на распознавании и синтеза речи.

В мае 2017 года на линии ЕСМ для жителей Москвы в тестовом режиме был запущен чат в популярном приложении Telegram по вопросам работы ЗАГС города Москвы.

Всего за 2017 год операторы общегородского контакт-центра на линии ЕСМ обработали порядка 6,5 млн обращений граждан.

На ЕСМ в течение 2017 года были внедрены голосовые сервисы с применением технологий, основанных на распознавании и синтезе речи, а именно системы голосового самообслуживания по основным сезонным тематикам: график отключения горячей воды, адреса МФЦ, включение отопления, вопросы по ЕПД, готовность патента, реновация. На горячей линии по регистрации показаний приборов учета воды более 80% показаний (или около 50 000 обращений ежемесячно) передаются при помощи автоматизированной системы распознавания речи. Горячая линия «Справочная служба по вопросам миграции МВД (495 539-55-00) также обрабатывает 80% трафика (60 000 вызовов ежемесячно) при помощи системы распознавания и синтеза речи.

К концу 2017 года был завершен перевод всех объединенных диспетчерских служб районов (ОДС) на горячую линию «Единый диспетчерский центр города Москвы» (далее — ЕДЦ). ЕДЦ является централизованной точкой принятия всех обращений граждан по теме ЖКХ домовладений и призвана заменить собой локальные диспетчерские службы. Все обращения жителей фиксируются в специально разработанной системе управления заявками и передаются непосредственно исполнителям в эксплуатационные подразделения. Работоспособность Единой диспетчерской службы города Москвы единовременно обеспечивают до 300 операторов.

По состоянию на конец 2017 года подключены все округа (кроме ТиНАО), в том числе:

  • 1078 ОДС (из 1080);
  • 293 мастерских участков (из 666);
  • 30 аварийных служб (из 122);
  • более 20 подрядных организаций.

Всего за 2017 год Единая диспетчерская служба города Москвы обработала 8,5 млн обращений, по которым зарегистрировано 9,3 млн обращений в системе управления заявками, из которых 58% — заявки на ремонтные работы, 1 4% — консультации по ранее поданным заявкам, 28% — прочие вопросы информационного характера. В конце 2017 года был запущен сервис подачи заявки через мобильное приложение «Госуслуги Москвы», в пилотном режиме принимаются заявки на обслуживание по адресам ЦАО.

На базе Общегородского контакт-центра оперативно и в установленные сроки проведен опрос жителей, проживающих в 5-этажных домах, об отношении к программе реновации жилищного фонда в городе Москве. Также была осуществлена информационно консультационная поддержка жителей по данной тематике.

В 2017 году горячая линия «Единая справочная служба Правительства Москвы» удостоилась престижной премии «Хрустальная гарнитура». Проекту был присужден главный приз в номинации «Лучший центр по обслуживанию населения в государственных органах и сфере ЖКХ».

Видеонаблюдение

В прошедшем году обеспечено функционирование системы городского видеонаблюдения, в рамках которой информация с камер видеонаблюдения поступает в государственную информационную систему «Единый центр хранения и обработки данных» (далее — ЕЦХД), позволяющую пользователям получать доступ к видеоизображениям в режиме реального времени или к архиву.

По состоянию на конец 2017 года в соответствии с государственными контрактами, заключенными Департаментом информационных технологий города Москвы, в городе Москве установлено 135 238 камер видеонаблюдения, что на 5% больше по сравнению с 2016 годом. Из них:

  • 99 181 камера подъездного видеонаблюдения на территории в границах «старой Москвы» и 1 840 камер подъездного видеонаблюдения на территории ТиНАО;
  • 19 878 камер дворового видеонаблюдения;
  • 6 373 камеры в общеобразовательных организациях;
  • 2 874 камеры в общественных местах (местах массового скопления людей);
  • 933 камеры на объектах торговли и услуг;
  • 253 камеры на объектах строительства;
  • 46 камер на ВДНХ;
  • 45 камер в пешеходных зонах;
  • 40 камер мобильного видеонаблюдения.

Кроме того, Департаментом информационных технологий города Москвы организованы мероприятия по подключению в ЕЦХД существующих и вновь создаваемых систем видеонаблюдения органов исполнительной власти города Москвы и подведомственных им организаций.

Таким образом, в ЕЦХД подключены 17 161 камера видеонаблюдения внешних систем, что на 5,9% больше, чем в 2016 году.

Пользователями ЕЦХД являются более 10,5 тыс. сотрудников органов исполнительной власти города Москвы и подведомственных им организаций, которые используют систему для повышения эффективности контроля в сфере ЖКХ и благоустройства (вывоз мусора, уборка улиц, контроль состояния дорожного покрытия, газонов, детских и спортивных площадок, жилых домов и прочих объектов), контроля уличного освещения, рекламных конструкций, торговых объектов, образовательных организаций, строительных объектов, спортивных объектов, транспортной ситуации.

Также в целях повышения эффективности использования системы сотрудникам правоохранительных органов обеспечено функционирование сетевого стыка между сетью МВД России и ЕЦХД. Пользователями системы являются более 6,2 тыс. сотрудников правоохранительных органов, что на 63% больше, чем в 2016 году.

В 2017 году прошли выборы депутатов представительных органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в городе Москве. Для трансляции выборов было задействовано 6 695 камер. Общая длительность часов трансляции составила 152 214,67 часов.

В рамках работы общегородского контакт-центра за 2017 год от жителей поступило 22 632 обращения на резервирование архивной видеоинформации, что на 28% больше по сравнению с 2016 годом. В 86% случаев камеры оказались рядом с местом происшествия, и архивы были успешно зарезервированы. Общая длительность резервов по заявкам от жителей составила порядка 1 493 735 часов, объемом более 562 ТБ, при этом были задействованы более 96 706 камер.

В части обеспечения безопасности с помощью городской системы видеонаблюдения за 2017 год было раскрыто 3085 преступления, в том числе особо тяжких, это на 14% больше по сравнению с 2016 годом.

Онлайн-оплата государственных и муниципальных услуг

В результате работ по обеспечению возможности оплаты государственных и муниципальных услуг на интернет-витринах правительства Москвы через государственную информационную систему, обеспечивающую в городе Москве регистрацию начислений и платежей (далее — ИС РНиП) было проведено 30,5 млн начислений на общую сумму 178,4 млрд рублей (в 2016 году — 9,2 млн начислений на сумму 25,1 млрд рублей) по услугам 1216 различных поставщиков услуг.

В 2017 году из состава ИС РНиП была выведена информационная система «Единый платежный шлюз», что позволило по итогам открытого конкурса привлечь банк-партнер и обеспечить дальнейшее функционирование и развитие Единого платежного шлюза за счет внебюджетного источника финансирования. С участием банка-партнера на официальном портале Мэра и Правительства Москвы mos.ru был реализован новый сервис оплаты «в один клик», позволяющий:

  • осуществлять поиск всех неоплаченных начислений жителя города по данным Единого личного кабинета (далее — ЕЛК) на портале за услуги департаментов образования, культуры, труда и социальной защиты населения города Москвы, а также штрафов и ЕПД;
  • проводить оплату найденных начислений как отдельно, так и общим пакетом;
  • проводить оплату городских начислений с использованием социальной карты москвича без комиссии;
  • привязать одну или несколько банковских карт для упрощения процесса оплаты.
  • Плановый объем ассигнований по подпрограмме «Обеспечение предоставления государственных услуг в электронной форме гражданам и юридическим лицам и развитие открытой и безопасной городской среды за счет внедрения информационно-коммуникационных технологий» составил 11 068 675,8 тыс. руб., исполнение — 97,8%.

Повышение эффективности реализации функций органами исполнительной власти города за счет внедрения ИКТ

В целях повышения эффективности управления городским хозяйством ведется сбор, хранение и обработка навигационной информации от телеметрического оборудования ГЛОНАСС, смонтированного на дорожно¬коммунальной технике комплекса городского хозяйства города Москвы. Обеспечена круглосуточная бесперебойная передача телеметрических данных в Подсистему сбора данных Автоматизированной системы управления «Объединенная диспетчерская служба Департамента жилищно¬коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы» (далее — АСУ
ОДС). В 2017 году к системе контроля ГЛОНАСС обеспечено подключение техники, находящейся на балансе государственных бюджетных учреждений Комплекса городского хозяйства города Москвы, периодически задействованных в уборке города, а также Департамента гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности города Москвы и ГУ МЧС по г. Москве. Общее количество техники, подключенной к системе контроля ГЛОНАСС достигло в 2017 году 15,5 тыс. единиц. Дополнительно в подсистему сбора данных АСУ ОДС поступает телеметрические данные более чем с 3,1 тыс. единиц техники прочих организаций, входящих в Комплекс городского хозяйства города Москвы. В течение 2017 года количество электронных путевых листов достигло 1,32 млн.

Продолжается работа по учету и ведению паспортов объектов Комплекса городского хозяйства города Москвы в электронном виде в рамках АСУ ОДС, автоматизации процесса формирования и публикации заданий по санитарному содержанию объектов Комплекса городского хозяйства, а также автоматическому мониторингу качества их содержания с использованием средств ГЛОНАСС. Учет паспортов в электронном виде и мониторинг качества санитарного содержания осуществляется для объектов городского хозяйства, для дворовых территорий и мест сбора отходов.

В 2017 году во исполнение «Перечня поручений по результатам проверки исполнения законодательства и решений Президента в сфере регулирования обращения с отходами» разработана и готовится к вводу в эксплуатацию автоматизированная информационная система «Электронная модель территориальной схемы обращения с отходами» (далее — АИС ЭМ ТСОО), предназначенная для автоматизации, планирования и контроля процессов сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения отходов города Москвы, а также реализации функций органов государственной власти в сфере жилищно-коммунального хозяйства и обращения с отходами города Москвы. Комплексный контроль в сфере обращения с отходами на уровне АИС ЭМ ТСОО будет обеспечиваться контролем перемещения транспортного средства посредством ГЛОНАСС, информацией от датчиков контроля навесного оборудования, а также контролем на объектах обработки и обращения с отходами: весовой контроль, идентификация госномеров транспортного средства, фото- и видеофиксация, контроль с использованием RFID-технологий.

Также была проведена работа по развитию автоматизированной системы управления «Интегрированная информационно-управляющая система наружного освещения города Москвы» (далее — ИИУСНО), содержащей информацию об объектах наружного освещения и архитектурно-художественной подсветки, пунктах электроснабжения этих объектов и др. и обеспечивающей поддержку централизованного мониторинга и управления установками наружного освещения и архитектурной подсветки, процессов учета и контроля технического состояния, а также планирования работ по эксплуатации и ремонту оборудования наружного освещения и архитектурной подсветки. В рамках работ по развитию указанной системы была обеспечена интеграция данных от шкафов управления наружным освещением на базе оборудования телемеханики (1719 шт. или 100% таких объектов). В настоящее время ведется учет более чем 47 тыс. объектов наружного освещения, около 420 тыс. опор и около 7 тыс. пунктов питания.

В целях обеспечения процессов контрольно-учетной деятельности Государственной жилищной инспекции города Москвы (далее — МЖИ) и Объединения административно-технических инспекций города Москвы (далее — ОАТИ) по организации и проведению проверок и принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений, в отношении органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан продолжается эксплуатация и развитие Единой информационной системы Мосжилинспекции (далее — ЕИС МЖИ) и Единой информационной системы Объединения административно-технических инспекций города Москвы (ЕИС ОАТИ).

Обеспечение возможности контроля и проведения проверок с использованием разработанного функционала в ЕИС МЖИ позволило в 2017 году получить следующие результаты:

  • количество оформленных МЖИ актов осмотра — 87,9 тыс.;
  • количество оформленных МЖИ актов проверки — 60,6 тыс.;
  • количество оформленных предписаний — 43,6 тыс.;
  • количество подразделений МЖИ, работающих в ЕИС МЖИ — 29;
  • количество составленных МЖИ протоколов об административных правонарушениях -25,9 тыс.;
  • количество изданных МЖИ распоряжений на проведение проверок —
    тыс.

В ходе функционирования информационной системы «Региональная система капитального ремонта многоквартирных домов города Москвы» (далее — ИС РСКР) в 2017 году процент автоматизации формирования региональной программы капитального ремонта и контроля выполнения работ достиг 100%. При этом количество домов, учтенных в региональной программе капитального ремонта многоквартирных домов города Москвы (далее — программа), составляет 32,6 тыс. ед., всего в рамках программы запланировано 409,7 тыс. работ (без учета работ по замене лифтов) по проведению капитального ремонта.

В рамках развития ИС РСКР в системе разработано 12 видов аналитических отчетов о ходе выполнения программы. Кроме того, ввод в эксплуатацию пилотного проекта передачи информации из приложения «Мобильный инспектор» позволил передать в ИС РСКР более 18 000 фотографий результатов работ. Также в 2017 году завершена интеграция с порталом государственных услуг города Москвы, что позволяет передавать на портал актуальную информацию о запланированных и проведенных капитальных ремонтах многоквартирных домов города Москвы.

В Государственной информационной системе «Реестр домовладений» (ГИС РД) полностью автоматизирован процесс контроля подготовки многоквартирных домов к сезонной эксплуатации, что позволило довести долю хранящихся в системе документов по подготовке к сезонной эксплуатации до 100%, всего размещено более 128 тыс. таких документов.

В 2017 году был введен в эксплуатацию модуль ГИС РД «Управление субсидиями», позволяющий автоматизировать процесс ввода, хранения и анализа информации о перечислении, приостановлении и возобновлении выплат субсидий из бюджета города Москвы на содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирных домах. Внесена информация о более чем 300 договорах субсидий на содержание более 5 000 многоквартирных домов.

На общедоступной части портала «Дома Москвы» (dom.mos.ru) было реализовано формирование и отображение рейтинга организаций, управляющих многоквартирными домами. Также были проведены доработки портала в части формирования аналитических отчетов для органов исполнительной власти города Москвы и увеличения точности расчета в подсистеме раскрытия информации данных о суммах средств, запланированных и фактически затраченных на эксплуатацию многоквартирных домов.

В 2017 году введена в промышленную эксплуатацию автоматизированная система учета потребления ресурсов (далее — АСУПР), обеспечивающая учет и контроль качества ресурсов на объектах органов государственной власти города Москвы и подведомственных им организаций, многоквартирных жилых домов города Москвы, а также диагностику параметров состояния устройств сбора и передачи данных, приборов учета, узлов учета, инженерного и вспомогательного оборудования узлов учета.

По состоянию на конец 2017 года к АСУПР подключены 18 173 объектов недвижимости (на конец 2016 года — 9 668), что составляет 60 % от общего количества объектов недвижимости, где собственником приборов учета является город Москва (на конец 2016 года — 32 %). Пользователями АСУПР являются сотрудники органов исполнительной власти города Москвы и подведомственных им организаций, управляющие организации, которые используют систему для повышения эффективности контроля в сфере ЖКХ (приборный учет ресурсов, оперативный контроль качества ресурсов). Одним из основных пользователей системы является ГБУ «ЕИРЦ города Москвы», за которым закреплены на праве оперативного управления узлы учета тепловой энергии и горячей воды.

В 2017 году модернизировано программное обеспечение и реализованы:

  • функционал удаленного подключения к автоматизированным узлам управления отоплением (контроллерам автоматики);
  • ведение электронных паспортов объектов с детализацией оборудования, привязка к бухгалтерским учетным данным, ведение заявок на материально-техническое обеспечение;
  • конструктор мнемосхем (библиотека компонентов, шаблоны).

В 2017 году продолжены работы по разработке модернизированной Автоматизированной системы управления «Информационное обеспечение деятельности ЕИРЦ» (далее — АСУ ЕИРЦ). АСУ ЕИРЦ предназначена для автоматизации процессов начисления и учета платежей, осуществляемых в счет внесения платы за жилые и нежилые помещения, коммунальные услуги и иные услуги (далее — ЖКУ) в пользу исполнителей услуг, ресурсоснабжающих организаций — поставщиков коммунальных ресурсов, иных организаций в соответствии с нормативно-правовыми актами Российской Федерации и города Москвы, а также обеспечения информационного обмена между субъектами АСУ ЕИРЦ. В рамках развития АСУ ЕИРЦ были проведены работы в различных направлениях, в т.ч.:

  • разработка модуля договоров АСУ ЕИРЦ, предназначенного для учета договоров, регулирующих обязательства сторон при оказании учитываемых в АСУ ЕИРЦ услуг, в целях реализации централизованного ведения договоров, сокращения временных и трудовых затрат на актуализацию, добавление, изменение данных договоров, повышения качества, непротиворечивости, достоверности, данных в системе АСУ ЕИРЦ и ведения корректного учета начислений и оплат в соответствии с заключенными договорами;
  • разработка подсистемы «Работа с задолженностью» АСУ ЕИРЦ в части досудебной работы с должниками в целях повышения эффективности работы по взысканию задолженности за ЖКУ с физических лиц и оперативного получения отчетности и статистики о задолженности;
  • разработка подсистем управления нормативно-справочной информацией АСУ ЕИРЦ, создание единого хранилища данных АСУ ЕИРЦ и витрин данных «Начисления и оплаты» и «Жилищный фонд», дизайна и прототипов интерфейса.

В 2017 году были выполнены работы по развитию автоматизированной информационной системы «Портал поставщиков», основной задачей которой является автоматизация деятельности государственных и муниципальных заказчиков при осуществлении закупок «малого» объема:

  • полное внедрение системы и распространение на всех заказчиков города в части осуществления «малых» закупок;
  • привлечение других регионов к закупкам через Портал поставщиков;
  • реализация функционала «мини-аукционов» для автоматизации котировочных сессий и др.

За 2017 год на Портале зарегистрировалось более 16 тыс. поставщиков, размещено более 662 тыс. оферт, заключено более 385 тыс. контрактов на основе опубликованных оферт.

Также продолжено развитие Единой автоматизированной информационной системы торгов города Москвы (ЕАИСТ версия 2), достигнуты следующие результаты:

  • автоматизирован процесс закупок лекарственных препаратов в части получения потребностей в лекарствах напрямую из ЕМИАС;
  • расширен охват организаций Правительства Москвы, осуществляющих закупки через ЕАИСТ в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», а также государственных унитарных и казенных предприятий, осуществляющих закупки через ЕАИСТ в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;
  • разработан универсальный сервис взаимодействия с федеральными электронными торговыми площадками;
  • внедрен модуль ведения ценовых справочников и тарифов;
  • автоматизировано ведение типовых критериев оценки конкурсов;
  • автоматизирован процесс работы Межведомственной рабочей группы по согласованию осуществления закупок;
  • улучшены пользовательские интерфейсы, проведены другие доработки и модернизация различных подсистем ЕАИСТ.

В 2017 году c помощью информационных систем Московского миграционного центра было выдано более 400 тыс. патентов на право осуществления трудовой деятельности в городе Москве. Это позволило обеспечить поступления в бюджет от налога на доходы физических лиц на сумму более 15 млрд рублей. Впервые в России реализован личный кабинет иностранного гражданина, что дало возможность мигрантам оплачивать патенты и получать своевременную и достоверную информацию о статусе заявления на патент, графике совершения необходимых платежей.

Значительно возросла популярность портала «Автокод». С начала года c его помощью было обработано более 85,4 млн запросов на проверку штрафов, 21,7 млн проверок истории владения автомобилей, оплачено штрафов на сумму более 138 млн рублей, обжаловано более 45 тыс. штрафов. В 2017 году портал ежедневно посещали около 15,2 тыс. уникальных посетителей. В настоящее время портал обрабатывает более 600 тыс. запросов от пользователей и сервисов других систем ежедневно. В целях консолидации всех сервисов Правительства Москвы сервисы портала постепенно переводятся на единую площадку (mos.ru).

При помощи автоматизированной информационной системы Управления ГИБДД по городу Москве в 2017 году было вынесено более 22,5 миллионов штрафов за нарушения правил дорожного движения. Необходимо отметить, что оформление более 70% штрафов и документов о ДТП проводилось сотрудниками полиции непосредственно на дороге с использованием комплекса «Мобильный инспектор», который сокращает время оформления ДТП с 40 до 25 минут, а административных штрафов с 7 до 2 минут.

При помощи Информационной системы обеспечения деятельности Московской административной дорожной инспекции (ИСОД МАДИ) в 2017 году было вынесено штрафов за нарушения правил остановки, стоянки и оплаты парковки на сумму более 3 млрд рублей.

В 2017 году с помощью Информационно-технологической компоненты внешнего взаимодействия Автоматизированной информационной системы «Единое информационное пространство мировых судей города Москвы» (ИТК МС) было реализовано электронное взаимодействие между мировыми судами города Москвы и ФССП России, что дало возможность реализовать на практике принцип неотвратимости и своевременности наказания за административные нарушения в области безопасности дорожного движения и благоустройства города Москвы, находящиеся в полномочиях МАДИ и ГКУ «АМПП».

Посредством Комплексной информационной системы мониторинга и управления силами и средствами оперативных служб города Москвы (КИС УСС) обеспечивается реагирование на 165 типов происшествий. С использованием системы ежедневно обрабатывается 3,5 тыс. обращений по номеру «112». Регистрируется около 340 карточек происшествий, из них около 210 карточек происшествий регистрируется по обращениям в службу «01», деятельность которой также обеспечивается КИС УСС, около 40 карточек происшествий регистрируется по обращениям в службу «04», с которой налажена интеграция. Ведутся работы по интеграции со службами «02» и «03».

В Информационно-аналитической системе мониторинга криминогенной обстановки и общественной безопасности в городе Москве (АИС «Карта Криминогенности») в 2017 году было доступно для анализа более 4,7 млн записей, содержащих сведения об уголовных и административных правонарушениях, ДТП, экономических преступлениях и о ряде других. В течение 2017 года с помощью АИС «Карта Криминогенности» органами исполнительной власти города Москвы совместно с правоохранительными органами осуществлялся мониторинг криминогенной обстановки в городе, по результатам которого были проведены мероприятия, сократившие влияние негативных факторов на состояние преступности и общественной безопасности в Москве. Благодаря, в числе прочего, этим мероприятиям количество преступлений в городе по данным за 10 месяцев 2017 года снизилось на 23%.

В 2017 году с помощью Автоматизированной информационной системы «Реестр парковочных разрешений» было обработано более 227 тыс. запросов на предоставление государственной услуги по внесению, изменению и аннулированию записи в реестре парковочных разрешений. За 2017 год с помощью этой системы выдано около 200 тыс. разрешений.

Одним из основных средств, обеспечивающих коммуникацию между сотрудниками органов исполнительной власти города Москвы и их подведомственных учреждений, является Единая почтовая система города Москвы (ЕПС), которой в настоящее время пользуется более 87 тысяч сотрудников, отправляя около 2 миллионов сообщений в день. В 2017 году была увеличена производительность сервиса массовых рассылок, проходящих через ЕПС, с 16 тыс. писем в минуту (960 тыс. писем в час) до 41 тыс. писем в минуту (2 460 тыс. писем в час).

Также одним из наиболее полезных сервисов для сотрудников органов исполнительной власти города Москвы и подведомственных учреждений является сервис электронного документооборота Правительства Москвы (ЭДО). В ЭДО в настоящее время работает более 80 тыс. пользователей, создающих ежедневно около 30 тыс. документов. За 2017 год в ЭДО создано более 10 млн документов. Учитывая количество адресатов и исполнителей (каждому из которых без ЭДО пришлось бы распечатывать и согласовывать документы на бумаге), сотрудники Правительства Москвы ежедневно экономят значительные объемы рабочего времени и расходных материалов, в результате различные запросы и обращения граждан рассматриваются значительно быстрее и эффективнее, чем до начала работы ЭДО.

ИКТ в образовании

В образовательных организациях Москвы используется большинство ключевых элементов «умного города» (smart city), характерных для наиболее развитых городов мира: электронный журнал (дневник), система электронного доступа и оплаты питания в образовательных организациях города Москвы, ноутбуки, интерактивные панели, сеть Wi-Fi, а также общегородская платформа электронных образовательных материалов. В школьных кабинетах появляются цифровые/виртуальные лаборатории, мультимедиа-студии, робототехника. Развиваются открытые образовательные интернет-ресурсы.

Ключевым проектом 2017 года в области информатизации образования стал проект «Московская электронная школа» (МЭШ) — это комплексный, широкомасштабный проект в сфере образования города, цель которого — качественное улучшение образовательного процесса за счет использования современного образовательного контента и внедрения информационных технологий. Проект «Московская электронная школа» создается таким образом, чтобы быть востребованным и полезным для всех учащихся, в том числе для одаренных детей, а также для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Основными направлениями проекта МЭШ являются модернизация школьной инфраструктуры и автоматизация образовательного процесса. Активными пользователями сервисов и услуг МЭШ являются около 2 миллионов москвичей.

В московских школах формируется единая электронная образовательная среда: подключение образовательных организаций к высокоскоростному интернету, локальным вычислительным сетям через Wi-Fi, обеспечение школ Москвы серверами, установка интерактивных панелей в классах, обеспечение ноутбуками учителей.

В 2017 году информатизация затронула образовательные учреждения Департамента труда и социальной защиты города Москвы. 9 образовательных учреждений оснащены по современных технологическим стандартам — поставлено более 6 тыс. единиц оборудования и внедрено программное обеспечение, в т.ч. 1,3 тыс. единиц закупаемых технических и программных средств составило адаптированное оборудование в сфере информационных технологий и программное обеспечение для учащихся с ментальными нарушениями, нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата, слуха и речи.

Одним из элементов МЭШ является информационная система «Проход и питание». В рамках реализации проекта «Проход и питание по электронной карте» к концу 2017 года в 3 568 зданиях образовательных организаций города Москвы, в том числе в 1 850 зданиях дошкольных отделений обеспечено предоставление государственных услуг с использованием электронной карты: «Проход в образовательную организацию», «Предоставление бесплатного питания льготным категориям детей», «Предоставление платного питания». Еще в 810 зданиях образовательных организаций проведена работа по инженерному обследованию объектов для последующего внедрения информационной системы «Проход и питание» (ИС 1111), которое на данных объектах будет завершено в 2018 году. Согласно данным ИС ПП, электронной картой пользуются более 900 тыс. школьников, 175 тыс. сотрудников образовательных организаций и более 819 тыс. представителей дошкольников.

Функциональность системы постоянно развивается для удобства жителей, сотрудников школ и специалистов Департамента образования города Москвы. Среди прочего, реализованы следующие возможности, доступные на Официальном сайте мэра и правительства Москвы:

  • возможность предоставления доступа доверенным лицам к услуге информирования о ребенке дистанционно;
  • возможность установления минимального порогового значения лицевого счета и получение уведомления при его достижении;
  • управление настройками видов событий, по которым можно получать уведомления, способов доставки уведомлений и режима их получения;
  • обновлен интерфейс услуги, в том числе тексты на страницах, инструкции для пользователей и часто задаваемые вопросы.

Кроме того, по результату разработки и успешного пилотирования введен в промышленную эксплуатацию новый функционал ИС ПП для зданий с летними дошкольными группами, подготовлен необходимый обучающий и методический материал для пользователей.

За 2017 год пользователи ИС 1111 более 2,7 миллионов раз пополнили лицевые счета обучающихся и работников школ. Пополнение лицевых счетов учащихся доступно через:

  • Официальный сайт мэра и правительства Москвы;
  • платежные терминалы: Сбербанк, ВТБ, Московский кредитный банк, QIWI, ООО «Сп Конкорд»;
  • онлайн-кабинеты Сбербанк, QIWI Кошелек;
  • мобильные приложения: Сбербанк-онлайн, мобильный банк ВТБ, QIWI
    Кошелек;
  • мобильное приложение «Госуслуги Москвы».

Информирование о балансе лицевого счета, питании ребенка и о посещении им школы (дошкольного отделения) можно получить на Официальном сайте Мэра и Правительства Москвы, с помощью мобильного приложения «Госуслуги Москвы», сообщений на электронную почту, посредством PUSH-уведомлений мобильного приложения «Госуслуги Москвы». При этом у родителя в 2017 году появилась возможность получать не только уже существовавшие типы событий (вход/выход из школы; пополнение лицевого счета; покупки питания по электронной карте), но и настроить получение ежедневного/еженедельного свода о транзакциях ребенка.

Количество учащихся, родители которых воспользовались хотя бы одним из возможных сервисов информирования, составляет более 500 тыс. человек.

В феврале 2017 года завершен опрос в рамках проекта «Активный гражданин», который выявил, какие новые идентификаторы (гаджеты) хотели бы использовать жители города Москвы в ИС ПП. В соответствии с итогами конкурса разработан и введен в действие Порядок ввода новых идентификаторов, по которому любой производитель может получить одобрение и начать производство и реализацию новых идентификаторов для использования в ИС ПП. Выдано 17 сертификатов на разные типы идентификаторов (сервисные карты, браслеты, фитнес-браслеты, брелоки) для 6 производителей.

Проведен конкурс для учащихся школ, воспитанников детских садов и их родителей на тему «Москвенок ищет новые идеи», по результатам которого были получены новые и интересные предложения по дальнейшему развитию системы.

Для удобства обучающихся и их родителей в 2017 году проведены работы по глубокой модернизации сайта проекта moskvenok.mos.ru, в том числе создана отдельная страница для размещения информации об одобренных электронных идентификаторах, а также обновлены информационные раздаточные материалы для родителей к началу учебного года, база знаний ответов на вопросы родителей для работы горячей линии, база вопросов и ответов для родителей на официальном сайте Мэра и Правительства Москвы, методические материалы на сайте «Москвенок».

Для автоматизации образовательного процесса в школах продолжается внедрение единого городского электронного журнала/дневника. В 2017 году обеспечен доступ к АИС «Электронный журнал и дневник» (далее — АИС ЭЖД) для всех образовательных организаций города Москвы, подведомственных Департаменту образования города Москвы, Департаменту труда и социальной защиты населения города Москвы, Департаменту туризма и спорта города Москвы. Дополнительно обеспечен доступ к АИС ЭЖД для федеральных, муниципальных (городское поселение Троицк) и частных образовательных организаций согласно поданным заявкам. Общее количество образовательных организаций, подключенных к АИС ЭЖД, превышает 900.

АИС ЭЖД переведена на новую схему безлогинной авторизации (отказ от отдельных паролей для доступа), которая защищает личные и персональные данные пользователей и минимизирует риски их несанкционированного раскрытия. Также разработан и внедрен процесс проактивного оказания помощи пользователям, столкнувшимся с проблемами при получении услуги «Электронный дневник школьника» (проблема фиксируется, и начинаются работы по ее устранению даже без обращения пользователя в службу поддержки). Обеспечена отказоустойчивая инфраструктура для АИС ЭЖД. Средняя доступность АИС ЭЖД для пользователей составляет 99,95%. В пиковые нагрузки система выдерживает до 8000 запросов в секунду.

Важнейшая составляющая МЭШ — общегородская платформа электронных образовательных материалов (ОПЭОМ, или библиотека МЭШ). Платформа является не только электронной библиотекой в ее классическом понимании, но и инструментом по созданию образовательного контента и площадкой взаимодействия между педагогами.

Основной задачей развития библиотеки МЭШ в настоящее время является наполнение этого ресурса современными, интересными, яркими образовательными материалами. По итогам решений, принятых на встрече Мэра с издателями и сторонними разработчиками контента, учителями образовательных организаций города Москвы, школьниками и студентами в вопросам развития МЭШ и ее наполнения современными образовательными материалами в электронном виде (состоялась в августе 2017 года), в создании контента теперь могут участвовать все желающие: не только педагоги, но и частные разработчики. В декабре 2017 года в библиотеке МЭШ размещены первые 6 комплексных интерактивных приложений. При этом большая часть материалов создана самими учителями: в личные кабинеты учителей в библиотеке электронных образовательных материалов сегодня загружено уже более 100 тыс. интерактивных сценариев уроков, над которыми учителями проводится работа по их совершенствованию, а в общий доступ предоставлено более 13,5 тыс. качественных и сценариев уроков. Более 8 тыс. учителей имеют уже возможность проводить уроки, используя интерактивную панель в своей работе.

Развиваются мобильные сервисы МЭШ для повышения удобства пользователей, в частности, запущено мобильное приложение МЭШ с новым функционалом для учителей.

Внедрение МЭШ было бы невозможно без развития компетенций педагогов. Для более эффективного внедрения проводится входное тестирование учителей и сотрудников школ на знание информационно-коммуникационных технологий (компьютерная грамотность) для формирования групп обучения по уровням для более индивидуального подхода на этапе инструктирования. За каждым зданием школы, оборудованным инфраструктурой МЭШ, закрепляется тьютор, задача которого — оказание помощи педагогам в адаптации к новому оборудованию и сервисам, проведение индивидуальных и групповых консультаций для учителей, техническая поддержка. В настоящее время 150 тьюторов уже работают в школах Москвы, обучая учителей современным технологиям и помогая им в адаптации к ним.

«Московская электронная школа» уже стала главной отправной точкой и фундаментом для «Российской электронной школы» (РЭШ) и всей цифровой образовательной среды страны. В сентябре 2017 года подписано Соглашение о взаимодействии Правительства Москвы с Министерством образования и науки Российской Федерации, направленное на использование положительного опыта Правительства Москвы, полученного при разработке проекта «Московская электронная школа» и иных информационных технологий в сфере образования, при формировании образовательной среды «Российская электронная школа». В результате данного взаимодействия учителя всей России смогут пользоваться сценариями уроков, созданными столичными педагогами, а учащиеся — сдавать тренировочные тесты, готовиться к экзаменам и изучать дополнительную литературу, одновременно московские учителя и школьники получат доступ к лучшим методическим разработкам со всей страны.

Продолжает развиваться городской проект «Школа новых технологий», созданный в целях поддержки инновационных преобразований в сфере столичного образования. Начиная с сентября 2017 года, в рамках данного проекта стартовали Московские инженерные игры — это серии двухдневных турниров, направленных на развитие инженерных компетенций по направлениям 3D моделирования и прототипирования, мобильной робототехники, программированию, Интернету вещей и т.д. Для тиражирования Московских инженерных игр в московских образовательных учреждениях создано 18 сертифицированных центров, на базе которых проходят данные мероприятия.

В 2017 году продолжалась работа по популяризации информационных технологий в образовании и профессий в сфере информационных технологий и связи. Более 96 школ принимают участие в данном проекте, проводя мероприятия не только для школьников и учителей, но и для родителей. В 2017 году было проведено 2,2 тыс. мероприятий, направленных на повышение уровня владения новыми информационно-коммуникационными технологиями (экскурсии в компании, действующие в отрасли информационно-коммуникационных технологий, игры, квесты, конкурсы, мастер-классы, вебинары, и т.п.), в которых приняло участие более 100 тыс. учителей и учащихся школ. В сентябре 2017 года организованы и проведены мероприятия в рамках Московского Международного Форума «Город Образования», в т.ч. первый Московский школьный хакатон «Интернет- вещей».

Продолжают развиваться электронные услуги и сервисы в сфере образования:

  • через портал mos.ru реализована подписка пользователей на рассылку результатов Г осударственной итоговой аттестации (ГИА);
  • обновлена форма государственной услуги в электронном виде по записи в первый класс и во все классы (перевод в другую образовательную организацию), обеспечена возможность записи для жителей ТиНАО, реализован удобный поиск по сведениям о ребенке, добавлена возможность работы с учащимися, проходящими обучение по адаптированным основным общеобразовательным программам;
  • введена новая госуслуга «Перевод в образовательную организацию (дошкольные группы)»;
  • запущена новая интерактивная форма для записи в учреждения среднего профессионального образования (теперь подать заявку на поступление в электронном виде можно не только в колледжи Департамента образования города Москвы, но и в любой медицинский колледж Департамента здравоохранения города Москвы);
  • запущен новый сервис по поиску секций и кружков дополнительного образования на портале mos.ru с улучшенным функционалом.

Количество заявлений, поданных в электронной форме, составило 1,14 млн (еще 1,65 млн заявлений подано через образовательные организации).

Также в 2017 году правительством Москвы и Образовательным фондом «Талант и успех» подписано соглашение о создании площадки «Умный город» на базе Образовательного центра «Сириус» в городе Сочи и совместном развитии технологий электронной школы.

ИКТ в здравоохранении

По итогам функционирования в 2017 году автоматизированной информационной системы города Москвы «Единая медицинская информационно-аналитическая система города Москвы» (далее — ЕМИАС) на 700 тыс. увеличилось количество зарегистрированных в ЕМИАС уникальных пациентов, обслуживающихся московскими поликлиниками в рамках ОМС (по сравнению с итогами 2016 года). Всего за 6 лет функционирования ЕМИАС в системе зарегистрированы более 9,7 млн уникальных пациентов, для 6,3 млн из них ведется электронная медицинская карта. За время существования ЕМИАС через электронную регистратуру произведено около 400 млн записей к врачам, из них более 111 млн — за последний год. Возможностью прикрепления к поликлинике через заявление, поданное на Официальном портале Мэра и Правительства Москвы (без необходимости очного посещения медицинской организации), в 2017 году успешно воспользовались 51,3 тыс. пользователей.

По итогам 2017 года записи к врачу осуществлялись с применением различных каналов записи и распределились следующим образом:

  • 21,2% информационные киоски в холлах поликлиник;
  • 23,9% регистратура медицинской организации;
  • 18,2% врач (в том числе с помощью электронного направления);
  • 24,9% через независимые интернет-порталы и мобильные приложения (включая официальное мобильное приложение «ЕМИАС города Москвы»);
  • 9,9% официальный сайт мэра и правительства Москвы;
  • 1,9% центр телефонных обращений.

В 2017 году начато масштабное обновление автоматизированных рабочих мест для медицинских работников поликлиник в количестве 33,5 тыс. единиц персональной вычислительной техники взамен устаревшего оборудования 2011 года, завершение данных работ планируется в 2018 году.

В 2017 году проводилось развитие ЕМИАС и разработка ее новых функций в различных направлениях. В частности, разработан функционал для медицинского персонала, организующего процесс работы со своими участками, которым соответствуют группы пациентов: учет пациентов, страдающих хроническими заболеваниями, вспомогательные функции и настройки в целях подготовки к мероприятиям профилактики и др. Обеспечена возможность организации первичной медико-санитарной помощи в поликлиниках дежурными врачами (запись к дежурному врачу в электронную очередь непосредственно в поликлинике в момент обращения и проведение приема в день обращения). Реализовано формирование финансового паспорта медицинской организации на основе управленческой аналитики с отображением агрегированных показателей деятельности поликлиник, предоставление возможности сравнения медицинских организаций по показателям деятельности, автоматизация процесса формирования отчетности и снижение времени на формирование управленческой отчетности с нескольких дней трудозатрат до менее чем одной минуты. Также разработан и внедрен во всех стоматологических организациях Департамента здравоохранения города Москвы интерфейс для ведения регистра льготополучателей города Москвы в части зубопротезирования, а также фиксации оказанных услуг (заказ-нарядов). В период с октября 2017 года по настоящий момент в ЕМИАС зарегистрировано 31,5 тыс. заказ-нарядов для более, чем 27 тыс. пациентов. Создан функционал, отражающий факты смертей (учет умерших пациентов и своевременное проставление отметок о факте смерти пациентов в регистрах ЕМИАС, учет и выдача медицинских свидетельств о смерти), в 2017 году проведено пилотирование данного сервиса в 4 медицинских организациях.

Также создан сервис «Управление посещениями пациентов на дому», обеспечивающий назначение медицинских работников на посещения на дому, регистрацию посещений и учет их результатов, формирование первичной документации и отчетов; в 2017 году проведена апробация в 2 медицинских организациях.

Помимо этого, проведена модернизация уже существующих сервисов и функций ЕМИАС. В частности, обеспечено функционирование информационного киоска ЕМИАС со всеми новыми типами электронных полисов ОМС, выпускаемыми МГФОМС с мая 2017 года. Модернизирован сервис лекарственного обеспечения ЕМИАС в части информационного сопровождения проведения заявочной и закупочной кампаний на лекарственные препараты и медицинские изделия медицинских организаций государственной системы здравоохранения города Москвы на 2018 год с возможностью контроля товародвижения лекарственных средств, сквозного оперативного контроля цен, объемов и сроков их закупок. Также проведено развитие аналитической подсистемы льготного лекарственного обеспечения в составе ЕМИАС, результатом которого стало создание Единого справочника лекарственных препаратов города Москвы, интеграция систем ЕМИАС, ЕАИСТ и АСКД между собой, разработка интерфейса управления заявочными кампаниями медицинских организаций на льготное лекарственное обеспечение и др. По состоянию на конец 2017 года с использованием функционала ЕМИАС выписано 44 млн электронных рецептов, из них более 13 млн в 2017 году.

В течение 2017 года проводилось централизованное внедрение разработанного функционала:

  • проведено внедрение функционала ЕМИАС «Дежурный врач» в 200 медицинских организациях (адресных объектах) из 368, что позволило повысить оперативность и снизить нагрузку на дежурного врача, которая формируется в результате потока пациентов, нуждающихся в помощи в день обращения;
  • проведено внедрение ЕМИАС на уровне врачей на 39 адресных объектах медицинских организаций, включая 20 объектов ТиНАО;
  • за период с 2015 по 2017 по результатам внедрения консолидированного пользовательского интерфейса электронной медицинской карты (ЭМК) данный функционал доступен в 368 адресных объектах, из них 76 адресных объектов внедрено в 2017 году, в т.ч. в 4 онкологических диспансерах. Использование ЭМК позволило повысить эффективность использования рабочего времени сотрудников медицинской организации за счет снижения трудозатрат на поиск информации и исключения ее двойного ввода в медицинскую и административную документацию;
  • внедрение обособленного функционала ЕМИАС в части информационного обеспечения процессов регистрации фактов смерти произведено в 27 из 45 медицинских организаций (юридических лицах), выписывающих медицинские заключения о смерти. Формирование данного типа заключений в электронной форме позволяет исключить ошибки, связанные с ручным копированием данных и разночтениями, возникающими при этом, и сокращает временные трудозатраты врачей;
  • обеспечено 97% покрытие внедрением ЕМИАС в ТиНАО на уровне регистратуры и врачей поликлиник (включая ЭМК), тем самым устранено цифровое неравенство между «старой» и «новой» Москвой в сфере амбулаторно-поликлинического обслуживания;
  • в 86 медицинских организациях выполнено внедрение сервиса «Система персонифицированного учета сведений при осуществлении медицинской деятельности», обеспечивающего передачу информации об оказанных медицинских услугах в МГФОМС. В результате внедрения снижена непрофильная нагрузка на сотрудников поликлиник по ручному вводу информации об оказанных медицинских услугах;
  • кроме того, реализовано онлайн-взаимодействие с сервисом МГФОМС «Единый регистр застрахованных лиц», что позволило поднять оперативность и точность информации о застрахованных лицах, которую используют сервисы ЕМИАС;
  • внедрение централизованного сервиса «Медицинская статистика» ЕМИАС в 2017 году обеспечило единообразие в области сбора, хранения и обработки сведений об объемах оказанной медицинской помощи, сведений о деятельности медицинского учреждения и состоянии здоровья населения, формирование статистической отчетности.

Также в 2017 году реализована возможность прохождения медицинской комиссии на базе 2 городских поликлиник для получения услуг «Получение медсправки для ГИБДД» и «Получение медсправки на оружие» с использованием сервиса электронной записи через ЕМИАС (всего запись на данную услугу доступна в настоящий момент для 3 медицинских организаций), выдано более 29 тыс. медицинских справок.

В рамках продолжавшегося в 2017 году проекта по интеграции ЕМИАС с информационной системой ГБУ «Станция скорой и неотложной помощи им. А.С.Пучкова» реализовано информационное взаимодействие, позволяющее сотрудникам Скорой помощи оперативно получать истории лечения пациента из ЕМИАС, а врачам поликлиник — сведения о случаях вызова Скорой помощи. Таким образом, обеспечена преемственность оказания медицинской помощи между поликлиническим звеном и экстренной службой, а результаты вызовов могут быть использованы при диагностике случаев обращения пациента. Расширены инструменты по анализу деятельности Скорой помощи, упростившие формирование отчетности о деятельности службы в целях оптимизации ее работы. В рамках технического оснащения Скорой помощи ее сотрудникам предоставлены обновленные планшетные компьютеры, обеспечивающие получение расширенной информации о пациентах, имеющейся в ЕМИАС, отображение оптимального маршрута движения с использованием городских сервисов, поиск информации по справочным материалам, а также контроля работы выездной бригады.

Обеспечение информационной безопасности

В части обеспечения информационной безопасности в 2017 году были проведены следующие централизованные мероприятия:

  • в целях повышения осведомленности по вопросам обеспечения защиты конфиденциальной информации в информационных системах разработан электронный обучающий курс для сотрудников правительства Москвы «Информационная безопасность. Основы», организовано проведение тематических мероприятий «Неделя безопасного поведения в сети Интернет» (задействовано 612 школ с оценочной численностью 320 тыс. слушателей);
  • организован операционный центр и центр компетенций по вопросам информационной безопасности на объектах спорта, задействованных для проведения в городе Москве Чемпионата мира по футболу 2018 года;
  • проведены различные мероприятия по защите государственных информационных систем и информационных систем персональных данных, включая аттестацию ряда систем по требованиям безопасности информации, модернизацию систем защиты информации для Центра обработки данных Правительства Москвы, реализация пилотных проектов SIEM-решения на базе средств защиты информации различных производителей на ряд городских информационных систем.

Культура

В рамках внедрения и использования информационных технологий в сфере культуры в декабре 2017 года начато внедрение системы централизованного учета экспонатов музейных фондов во всех музеях, подведомственных Департаменту культуры города Москвы, что позволит обеспечить в апреле 2018 года онлайн-доступ для всех пользователей сети Интернет к экспонатам, выбранным главными хранителями музеев. Также в 2017 году был разработан официальный сайт парка «Зарядье», который повествует о ботанической коллекции парка, его миссии, содержит анонсы мастер-классов и других мероприятий на его территории и другую полезную информацию. С момента открытия одновременно с самим парком в сентябре и до конца 2017 года сайтом воспользовались 343 тыс. уникальных посетителей. Продолжена работа портала «Узнай Москву», за 2017 год портал посетили более 1,25 млн уникальных пользователей, на конец 2017 года мобильное приложение «Узнай Москву» было скачано более 400 тыс. раз.

В целях обеспечения открытости деятельности правительства Москвы по оптимизации предоставления административных процедур при строительстве объектов в городе Москве Департаментом информационных технологий города Москвы совместно с Департаментом градостроительной политики города Москвы реализуются мероприятия по переводу процесса оказания государственных услуг и функций в области градостроительной политики и строительства города Москвы в электронный вид. На конец 2017 года в электронный вид переведено 17 государственных услуг и функций в этой области, при этом 12 из них предоставлялись исключительно в электронном виде (включая выдачу разрешений на строительство, на ввод объектов в эксплуатацию, подготовку и выдачу градостроительных планов земельных участков, проведение государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий и др.).

Плановый объем ассигнований по подпрограмме «Повышение эффективности реализации функций органами исполнительной власти города Москвы за счет внедрения информационно¬-коммуникационных технологий» составил 21 793 691,0 тыс. руб., исполнение — 89,7%.

Развитие отрасли информационных технологий и связи и формирование общедоступной информационно-коммуникационной среды

Органы исполнительной власти города Москвы и подведомственные им учреждения обеспечены каналами связи и сетевой телекоммуникационной инфраструктурой. Качественная связь в более чем 17 тыс. городских объектов формирует надежную телекоммуникационную инфраструктуру, позволяющую предоставлять жителям различные услуги в электронной форме. Доступ в интернет и информационные системы и порталы, городские и федеральные, организуется и управляется на основе единой высокотехнологичной телекоммуникационной платформы. Платформа располагается в трех независимых центрах обработки данных, надежность связи с которыми обеспечивается дополнительным резервированием каналов передачи данных, а также системой защиты от внешних кибератак.

В части обеспечения локальной инфраструктурой по сервисной модели на городских объектах функционирует более 209 тыс. портов и более 6,5 тыс. точек доступа к Wi-Fi. Среди объектов, на которых в рамках Государственной программы города Москвы «Информационный город» обеспечивается надежная, безопасная и высокоскоростная связь:

  • Более 1700 зданий школ — скорость передачи данных до 100 Мбит/с. Это позволяет внедрять современные подходы к образованию, проводить модернизацию локальной инфраструктуры школ, централизованно ограничивать или полностью блокировать доступ к нежелательным или запрещенным интернет-ресурсам и информации в сети, а также получать и анализировать информацию о наиболее популярных среди учеников той или иной школы интернет-ресурсах.
  • Более 700 зданий поликлиник — скорость передачи данных до 100 Мбит/с. При этом более чем в половине из них (400 зданий) организовано дополнительное резервирование каналов связи, что гарантирует доступность ЕМИАС для врачей, бесперебойную работу и прием пациентов даже в случае аварий на основных каналах.
  • 121 МФЦ — скорость передачи данных до 50 Мбит/с, а также 21 дополнительный офис МФЦ — скорость передачи данных до 10 Мбит/с. Резервирование каналов связи гарантирует непрерывный прием населения в МФЦ, а общедоступная сеть Wi-Fi предоставляет посетителям возможность бесплатного выхода в сеть Интернет.
  • 216 центров социального обслуживания — скорость передачи данных до 50 Мбит/с.
  • 40 городских ЗАГСов — скорость передачи данных до 20 Мбит/с.
  • 58 центров занятости населения — скорость передачи данных до 20 Мбит/с.

Кроме того, организованы каналы связи в более чем 14 тыс. объектов недвижимости в целях работы общедомовых датчиков учета потребления ресурсов в составе системы АСУПР, что позволяет контролировать потребление ресурсов (теплоснабжение, горячая и холодная вода) удаленно и оперативно.

Также в рамках мероприятий по направлениям программы «Цифровая экономика Российской Федерации» на территории Москвы осуществлялось развертывание пилотных проектов в области создания сетей связи поколения 5G, сетей интернета вещей и единой цифровой среды доверия. Рекордная скорость передачи данных в уже созданных на территории Москвы опытных зонах 5G достигает 25 Гбит/с.

В целях развития городом собственных телекоммуникационных сервисов, требующих постоянного качественного подключения к сети Интернет, и создания беспроводной служебной инфраструктуры для построения в Москве модели «умного города» (сбор и передача данных с телеметрических устройств, работа комплекса «Мобильный инспектор» и др.), продолжается реализация проектов по организации сетей общегородского Wi-Fi:

  • увеличено до 2000 количество точек бесплатного беспроводного доступа к сети Интернет в публичных местах на территории в пределах Садового кольца и Третьего транспортного кольца. В 2017 году данной сетью воспользовались более 627 тыс. человек, а суммарный объем трафика составил более 216 ТБ;
  • обеспечено функционирование 7 520 точек сети Wi-Fi на территории 147 общежитий 30 вузов. Беспроводное подключение к сети Интернет доступно в местах общего пользования (холлы, коридоры, читальные залы и т.п.), а также в жилых зонах общежитий. Объем потребленного трафика составил 5 425 Тб.
  • запущена сеть Wi-Fi для пользователей бесплатного беспроводного доступа к сети Интернет в публичных местах на территории 56 культурно-досуговых центров (395 точек доступа Wi-Fi) и 20 библиотек (118 точек доступа Wi-Fi);
  • обеспечено функционирование 1 151 точки доступа в сеть Wi-Fi в 24 парках (самые крупные сети — на ВДНХ, в Измайловском парке и парке Сокольники);
  • обеспечена средняя скорость интернет-соединений в 2,2 Мбит/сек.

В 2017 году Департаментом информационных технологий города Москвы проводилась работа по поддержке и развитию отрасли информационно-коммуникационных технологий (далее — ИКТ-отрасль) согласно утвержденному плану-графику мероприятий по поддержки ИКТ- отрасли в городе Москве.

В части актуализации образовательных программ и стандартов в области информационно-коммуникационных технологий (далее — ИКТ) Департамент информационных технологий города Москвы при участии отраслевого сообщества провел анализ типовых требований по открытым вакансиям для ИКТ-специалистов в городе Москве. По итогам проведенного анализа сформулированы предложения по необходимому набору компетенций и навыков выпускника общеобразовательного учреждения города Москвы, которые должны быть сформированы по результатам прохождения им программы по учебному предмету «Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)». Данные предложения направлены в профильные органы исполнительной власти для дальнейшей проработки. Также в течение 2017 года организован ряд мероприятий с участием представителей ИКТ-отрасли, в рамках которых учащиеся высших, средних профессиональных и общеобразовательных учебных заведений города получили представление о требуемых компетенциях к специалистам в области ИКТ: в октябре проведен семинар «Ключевые показатели отрасли информационно-коммуникационных технологий — первый шаг к оценке объемов цифровой экономики», в ноябре проведен фестиваль «Цифровые технологии», а в декабре проведен мастер- класс «3D технологии в образовании»; кроме того, совместно с Российским университетом дружбы народов организован и проведен первый в России Саммит по вопросу сетей пятого поколения — «5G Summit R&D Russia».

В части снижения налоговой нагрузки на компании ИКТ-отрасли Департамент информационных технологий города Москвы направил в профильные органы исполнительной власти предложения по устранению двойного налогообложения, возникающие при экспорте отечественного программного обеспечения. Доля московских компаний от общего объема экспорта программного обеспечения из России в 2017 году составила более 75%.

Для поддержки организаций среднего и малого бизнеса, а также самозанятых категорий населения в течение 2017 года Департамент информационных технологий города Москвы участвовал в организации и проведении мероприятий по совместному решению городских задач (в формате хакатонов). В частности, в октябре в рамках Russian Internet Week проведен технологический хакатон «Портала поставщиков» при участии Департамента города Москвы по конкурентной политике, в ноябре в павильоне «Умный город» на ВДНХ проведен хакатон «Ночной питон» на призы от Альфа-Банка, а в декабре — хакатон «Lovely GIS» при участии компании Here Technologies.

Плановый объем ассигнований по подпрограмме «Развитие отрасли информационных технологий и связи и формирование общедоступной информационно-коммуникационной среды в городе Москве» составил 9 736 978,6 тыс. руб., исполнение — 93,8 %.

Согласно предварительным оценкам в рамках привлечения внебюджетных средств в развитие городской информационно-коммуникационной среды достигнуты плановые показатели в части привлечения средств операторов связи и прочих организаций для формирования инфраструктуры, а также для развития сетей подвижной связи и проводного широкополосного доступа к сети Интернет.

В 2017 году Департамент информационных технологий города Москвы проводил еженедельный мониторинг средней стоимости товаров и услуг в сфере информационных технологий и связи в городе Москве. Результаты мониторинга свидетельствуют о том, что в 2017 году москвичи стали чаще приобретать более дорогие смартфоны и планшетные компьютеры, что свидетельствует об оздоровлении рынка и адаптации москвичей к росту цен во время экономического кризиса. При выборе устройства для потребителей возрастает влияние факторов расширенного функционала и технических характеристик, а влияние фактора низкой стоимости, наоборот, снижается. Таким образом, увеличивается наличный парк мобильных устройств с поддержкой LTE и NFC, и роль мобильных устройств, как канала взаимодействия города и жителей, в целом растет.

В 2017 году тарифами на домашний проводной доступ к сети Интернет со скоростью 50 Мбит/с и менее пользовались 34% абонентов из Москвы. За последние 2 года средняя стоимость таких тарифов практически не изменилась. Наиболее популярными тарифными планами у москвичей оказались тарифы со скоростью доступа от 50 до 100 Мбит/с, которыми пользовался каждый второй абонент из Москвы, а средняя стоимость таких тарифов за год снизилась на 4,5%. Стоит отметить, что у каждого пятого пользователя проводного Интернета в Москве скорость подключения составляет более 100 Мбит/с, что позволяет комфортно использовать «тяжелый» контент сразу на нескольких устройствах.

По состоянию на конец 2017 года на одно домохозяйство в Москве в среднем приходилось 6 активных SIM-карт сотовой связи, из них 40% использовались, в том числе для мобильной передачи данных. При этом в среднем на московское домохозяйство приходится 2 смартфона и 0,7 планшетных компьютеров.

Среднее потребление трафика из сети Интернет на мобильных устройствах в 2017 году в Москве составило более 9 ГБ в месяц на одно домохозяйство. Исследования показывают, что даже несмотря на наличие проводного интернета, 20% москвичей дома пользуются также и мобильным интернетом. Этому способствует низкая стоимость мобильного интернета в Москве. Сопоставление тарифных планов в Москве и в крупных зарубежных городах на мобильную передачу данных показало, что стоимость московских тарифов является одной из самых низких в мире. Мобильный интернет по итогам 3 квартала 2017 года обходился москвичам от 41 до 84 рублей за 1 ГБ в зависимости от объема пакета, что в 5-8 раз дешевле, чем в Нью-Йорке (от 325 до 443 рублей за 1 ГБ) и в 2-4 раз дешевле, чем в Лондоне (от 93 до 280 рублей за 1 ГБ). Также следует отметить появление в 2017 году линеек тарифных планов операторов связи с включенными в тариф различными дополнительными опциями, например, с безлимитным нетарифицируемым доступом к социальным сетям, мессенджерам или музыкальным сервисам, что способствовало увеличению средней величины объема трафика на одного абонента.

Мониторинг данных о состоянии московских ИКТ-компаний показал, что самые высокие темпы роста объема доходов наблюдались в сегменте «Интернет» (15%). Интернет постепенно проникает во все сферы жизни города. За 2 года суммарный объем рынка ключевых интернет-сервисов в Москве вырос в несколько раз. Всего такими сервисами когда-либо пользовались два из трех москвичей. Наиболее популярны услуги заказа такси, онлайн-сервисы для путешествий, а также онлайн-бронирования электронных билетов в театры, кино и на другие мероприятия. Также отмечается формирование новых рынков в сегменте «Интернет», например, услуги каршеринга, которой пользуются более 3% аудитории интернета в Москве. Главным драйвером развития сегмента «Интернет» по-прежнему является электронная торговля. Исследования показывают, что 77% москвичей хотя бы один раз заказывали товары в интернете, при этом 21% москвичей совершают покупки в интернет ежемесячно. Суммарное число товарных предложений, доступных в московских магазинах для покупки через сеть Интернет, выросло в 2017 году на 13%. При этом наиболее высокие темпы роста показали сегменты «Детские товары» и «Одежда, обувь и аксессуары» — 169% и 54%, соответственно.

В целях повышения эффективности деятельности по созданию благоприятных условий для сокращения уровня дефицита кадров в ИКТ- отрасли города Москвы в 2017 году производился регулярный мониторинг средних зарплатных предложений для ИКТ-специалистов, а также проведен анализ рынка труда и обучения молодых специалистов в области ИКТ в городе Москве. Результаты мониторинга показали, что в декабре 2017 года средний размер зарплатных предложений для ИКТ-специалистов увеличился на 8%, а число доступных вакансий возросло на 13% по сравнению с аналогичным периодом 2016 года. Кроме того, в Москве единовременно доступно более 15 тыс. актуальных вакансий для ИКТ-специалистов, и это количество растет, в т.ч. за счет потребности других сфер городского хозяйства. К примеру, в 2017 году доля специалистов в области информационных технологий и телекоммуникаций составила 21% от всех вакансий в финансовой сфере.

Исследование сферы обучения молодых специалистов показало, что интерес к информационным технологиям среди школьников растет: так, например, Единый государственный экзамен по информатике в 2017 году выбрали 11 тыс. человек, что на 57 % больше, чем в 2016 году. В 2016/2017 учебном году на первый курс на специальности в области информационных технологий и телекоммуникаций поступило 17,7 тыс. человек, т.е. каждый восьмой первокурсник в Москве, и около 60% из них — на бюджетной основе. Популярные специальности в Москве: информатика и вычислительная техника, информационные системы и технологии, прикладная информатика.

Необходимо отметить ряд внешних факторов, повлиявших в 2017 году на ход реализации мероприятий Государственной программы, среди которых наибольшее негативное влияние оказывали:

  • непрерывный рост спроса на ИТ, опережающий текущие возможности (в части готовности инфраструктуры, использования новых и новейших технологий, стоимости решений, кадровой обеспеченности, требования по импортозамещению);
  • недостаточная квалификация функциональных заказчиков при формулировке задач;
  • крайне высокое количество проверок, особенно, в сфере информационной безопасности.

Вместе с тем в качестве положительного фактора необходимо отметить вступление в силу распоряжения правительства Российской Федерации от 28.07.2017 №1632-р «Об утверждении программы «Цифровая экономика Российской Федерации», определяющего долгосрочные перспективы развития цифровой экономики, основным базисом которой является отрасль информационно-коммуникационных технологий и связи.

ВАШ КОММЕНТАРИЙ:

Please enter your comment!
Please enter your name here

4 × четыре =