Годовая коллегия Росреестра: об электронных сервисах в связи с коррупцией

Расширение практики предоставления услуг Росреестра через Интернет и сеть МФЦ как средства снизить «коррупционную составляющую» (читай: взяточничество) с идеей привлечения частных инвесторов стало одной из главных тем, о которой говорили в минувшую пятницу на итоговом заседании коллегии Росреестра.

В мероприятии приняли участие министр экономического развития РФ Максим Орешкин (Росреестр подведомствен Минэкономразвития, прежний глава которого сейчас под следствием как взяточник), заместитель министра экономического развития — руководитель Росреестра Виктория Абрамченко, министр по делам «Открытого правительства» Михаил Абызов, председатель комитета Государственной Думы по государственному строительству и законодательству Павел Крашенинников, председатель комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Андрей Клишас, аудитор Счетной палаты Российской Федерации Максим Рохмистров и др.

«Создание ЕГРН (Единого реестра недвижимости) – серьезная реформа, важный шаг в повышении доступности, прозрачности и удобства госуслуг», — сказал на открытии коллегии Максим Орешкин. По его словам, услуги по новому закону предоставляются, но необходимо доработать информационные системы, отладить процесс приема и обработки документов.

В числе основных задач, стоящих перед Росреестром, министр назвал наполнение ЕГРН качественными и полными сведениями, переход на «бесконтактные технологии» оказания услуг (т.е. оказание услуг в электронном виде – ред.), достижение контрольных показателей целевых моделей упрощения процедур ведения бизнеса и инвестиционной привлекательности субъектов РФ, снижение коррупционных рисков.

Орешкин также обратился к Росреестру с просьбой активнее наводить порядок с осуществлением переданных полномочий в части развития системы государственной регистрации прав и кадастрового учета в Республике Крым и Севастополе, а также сказал о важности стабильной работы информсистемы на территории Дальнего Востока.

Выступление Максима Орешкина на годовой коллегии Росреестра. Фото (с) Росреестр

«Для нас приоритетны мероприятия по улучшению инвестиционного климата. Нам нужно концентрироваться на преодолении структурных ограничений. Поэтому перед субъектами РФ поставлена задача по достижению утвержденных целевых показателей. В фокусе внимания Росреестра должны быть необоснованные отказы и приостановки учетно-регистрационных процедур. Их нужно сократить до конца года минимум наполовину», — сказал министр.

В заключение министр отметил, что в настоящее время в стране ведется работа по повышению темпов роста российской экономики, «поэтому необходимо выявлять все ключевые ограничения, развираться, что мешает инвестициям, какие есть проблемы для населения, бизнеса, для компаний».

Что изменилось с 1 января 2017 года

До конца 2016 года кадастровый учет и регистрация прав были разными процедурами. Вместе с тем, граждане зачастую совершают операции с недвижимостью, для которых требуются обе процедуры. Создание Единого реестра недвижимости, как предполагается, позволит обеспечить одновременную подачу заявлений на кадастровый учет и регистрацию прав, что сэкономит время граждан и сделает операции с недвижимостью более удобными.

С января 2017 года документы на регистрацию прав и кадастровый учет объектов недвижимости можно сдавать в любом офисе приема-выдачи документов, и неважно, где объект расположен – введен экстерриториальный принцип оказания услуги.

Если у гражданина нет времени забрать документы после проведения регистрации права собственности, ему могут доставить готовые документы в любое удобное место и время. Для этого необходимо при подаче заявления указать в нём способ получения «курьерская доставка». Данная услуга будет платной.

Согласно новому закону (№ 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»), свидетельство о праве собственности выдаваться не будет. Кадастровый учет, регистрация возникновения и перехода права будут подтверждаться выпиской из Единого реестра недвижимости, а регистрация договора или иной сделки – специальной регистрационной надписью на документе о сделке.

Михаил Абызов говорил об открытых данных Росреестра. Информация этого ведомства, по его словам, востребована гражданами. Однако Росреестр публикует в формате открытых данных только 15-20% картографических данных.

Глава Росреестра Виктория Абрамченко отчиталась об итогах 2016 года. Напомним, что этот пост она заняла в октябре 2016 года.

Абрамченко, как и министр экономического развития, назвала в числе приоритетов в работе ведомства развитие технологий, «исключающих взаимодействие чиновника и заявителя» — прежде всего, это электронные услуги. «Основная миссия Росреестра – обеспечение законности сделок с недвижимостью и защита подлежащих регистрации прав на недвижимость. При этом перспективным направлением повышения качества услуг для нас являются «бесконтактные технологии», исключающие взаимодействие чиновника и заявителя. Под «бесконтактным взаимодействием» мы понимаем, прежде всего, электронные услуги. Считаю это направление стратегическим, существенно снижающим коррупционные риски», – отметила Виктория Абрамченко.

Напомним при этом, что работа электронных сервисов Росреестра была нарушена в начале года в связи с актуализацией информсистем. Однако на текущий момент, по словам Абрамченко, все сервисы функционируют в полном объеме.

Россия входит в первую десятку стран в рейтинге Всемирного банка Doing Business по показателю «регистрация собственности». Эта позиция является наиболее высокой среди других показателей России в рейтинге. 
Рейтинг Doing Business по направлению работы Росреестра

Статистические данные по работе Росреестра в 2016 году и начале 2017-го видны на слайдах из презентации:

В течение 2016 года существенно выросло количество заявлений о регистрации прав в электронном виде. Так, в декабре 2016 года было подано в 12,5 раз больше заявлений на регистрацию прав в электронном виде, чем в январе того же года – 87 тысяч и 7 тысяч соответственно. В 2016 году на базе МФЦ оказано 62% услуг Росреестра.

В качестве успешного примера предоставления услуг в электронном виде Виктория Абрамченко привела совместный проект Росреестра и Сбербанка России. При получении ипотечного кредита клиенты могут прямо в офисе банка, без посещения Росреестра или многофункционального центра, подать документы на регистрацию перехода права в электронном виде.

По словам Абрамченко, эта услуга уже охватила 110 российских городов.

Федеральная целевая программа «Развитие единой государственной системы регистрации прав и кадастрового учета недвижимости (2014 — 2019 годы)» была утверждена в 2013 году. Всего до 2019 года на нее планируется выделить больше 54 миллиарда рублей.

Росреестр, напомним, переводит прием документов из территориальных офисов в МФЦ. Так, в 2016 году были закрыты почти все офисы Росреестра за исключением столичного региона, сказала Абрамченко. На 1 января 2016 года у Росреестра была тысяча офисов и две тысячи кадастровых палат по стране, спустя год — всего 26 и 1,5 тысячи соответственно. «К концу года мы хотим закрыть прием документов в кадастровых палатах — за исключением территорий, где нет МФЦ», — сообщила глава Росреестра.

Отметим, что в одной только Иркутской области услуги Росреестра занимают 42% оказанных в МФЦ услуг.

Всего в бюджеты регионов в 2016 году поступило 11 миллиардов рублей за оказание услуг Росреестра через МФЦ. Это стало возможным благодаря перечислению между региональными и федеральным бюджетом доходов от оказания услуг Росреестра (они распределяются поровну между регионом м федеральным центром).

Однако, закрывая офисы приёма, Росреестр, по словам Абрамченко, получает жалобы от заявителей о некачественном оказании услуг в МФЦ, так как сотрудники этих центров не обладают достаточными знаниями. «На эту работу нужно обратить самое пристальное внимание, искать решения совместно с региональными администрациями», — сказала глава Росреестра.

В 2016 году ведомством завершена инвентаризация картографо-геодезического фонда – почти 87 миллионов единиц хранения.

Среди проблем ведомства, выделенных Абрамченко на коллегии – низкие зарплаты сотрудников (средняя зарплата служащего территориального органа Росреестра в 2016 году составила 29 тысяч рублей), что приводит к оттоку квалифицированных кадров, отсутствию мотивации у кадастровых инженеров на повышение качества данных в ЕГРН и недостаточному уровню квалификации инженеров (77% ошибок выявлено в «личном кабинете кадастрового инженера»).

Среди приоритетных задач на 2017 год Виктория Абрамченко отметила обеспечение бесперебойной работы системы ведения ЕГРН, расширение пропускной способности каналов связи, замену компьютеров в территориальных органах, наделение ФГБУ «ФКП Росреестра» полномочиями оператора ЕГРН, развитие электронных услуг, взаимодействие с регионами по выполнению комплексных кадастровых работ с целью наполнения реестра недвижимости сведениями о местоположении границ и характеристиками объектов, а также совершенствование законодательства в сфере регистрации прав и кадастрового учета недвижимости.

В текущем году ведомство намерено:

  • разработать и запустить возможность для правообладателя исправлять ошибки в сведениях ЕГРН;
  • предоставлять информацию об истории перехода прав собственности, ограничений и обременений;
  • предоставлять историю кадастровой стоимости;
  • обеспечить возможность отображения запрета на переход права без личного участия правообладателя и др.

В конце первой, основной части коллегии выступил аудитор Счётной палаты Максим Рохмистров, который был краток и лишь отметил, что в основе социально-экономического здоровья общества лежат имущественные отношения и гарантия прав собственности. И именно Росреестр в нашей стране гарантирует то самое право.

Аудитор также пообещал, что Счётная палата будет всеми силами помогать Росреестру достичь всех показателей ФЦП, и отметил, что на сегодняшний день это ведомство не имеет ни одного неисполненного предписания Палаты об устранении нарушений.