Годовая коллегия Минэкономразвития: технологии «для качественного экономического роста»

70

Итоговая коллегия Минэкономразвития, посвящённая итогам работы министерства в 2016 году и планам на текущий год, состоялась в понедельник 24 апреля. Премьер-министр Дмитрий Медведев и министр экономического развития Максим Орешкин рассказали о необходимости запуска механизмов качественного экономического роста, а также о роли технологий, поддержке несырьевого экспорта и повышении качества предоставления госуслуг.

Сегодня, по словам премьер-министра, «мы концентрируемся на запуске механизмов качественного экономического роста, рассчитанного не на один год, а на длительную перспективу».

Премьер-министр похвалил Минэкономразвития, упомянув результаты по продвижению во всех рейтингах, включая такой ключевой, как Doing Business. «Деловой климат во многом зависит от того, как работает государство, в том числе от качества государственных и муниципальных услуг. Мы этим также предметно занимаемся в последние несколько лет через развитие системы многофункциональных центров… Это оказался весьма удачный государственный проект, который координировало ваше министерство. Он действительно делает жизнь огромного количества жителей нашей страны проще. Это прямое попадание в то, что нужно было сделать для исполнения различных государственных функций», — сказал премьер-министр.

В 39 регионах запущен уже и пилотный проект по созданию МФЦ для бизнеса. Следующий шаг – должны заработать более 500 окон для малых и средних предприятий.

Медведев также сообщил, что в этом году многофункциональным центрам будут переданы полномочия Росреестра, которые касаются обработки документов для регистрации прав собственности. «Эти вопросы также должны решаться по системе одного окна в любом МФЦ, независимо от места расположения фирмы или места жительства. Кроме того, теперь можно подать заявление о регистрации прав и с помощью электронного сервиса, без прямого обращения через МФЦ. Важно, чтобы такая система работала без сбоев, поэтому надо обратить на это особое внимание», — сказал премьер.

Он также поставил перед министерством задачу по поддержке экспорта – «в первую очередь, конечно, в несырьевом секторе, где производятся высокотехнологичные продукты и услуги, особенно для средних и небольших компаний». По словам Медведева, за три года их число таких «небольших компаний» несырьевого сектора выросло более чем наполовину.

«Надо сделать всё, чтобы помочь им реально закрепиться на внешних рынках, используя для этого инструменты страховой и гарантийной поддержки, административные процедуры на границе упростить и принять целый ряд других решений. Нужно защищать и интеллектуальную собственность, где, кстати, и государство должно обеспечивать свои интересы, их там довольно много, поэтому просил бы обратить на это внимание министерства. И, конечно, ключевым элементом системы поддержки несырьевого экспорта должны быть наши торговые представительства», — сказал Медведев.

Упомянул премьер и о статистике, без которой «невозможно проведение эффективной экономической политики».

«Независимость статистики гарантируется законодательством. Но это не означает, что работа статистической службы не требует улучшения. Здесь существуют резервы и в смысле технологий сбора и анализа информации, в том числе Big Data, и в плане интеграции с другими статистическими агрегаторами, которые собирают большой поток информации, – это и Центральный банк России, и налоговая служба – всё это нужно вместе анализировать. Поэтому нужно подготовить согласованные предложения о том, как нам дальше развивать эту службу с учётом её передачи под крыло Министерства экономического развития», — сказал Медведев.

Министр экономического развития Максим Орешкин рассказал о результатах программы создания МФЦ, по его словам, в новые центры ежедневно обращаются 300 тысяч человек, 95% которых высоко оценивают работу центров. Ближайшие планы по развитию МФЦ, будут сосредоточены в области получения государственных услуг еще более комфортными способами – речь идет в том числе о работе по жизненным ситуациям, когда в случае, например, рождения ребенка нужно будет подать только одно заявление, а не как сейчас это происходит – сразу несколько

Второе направление – разрешение МФЦ самим принимать платежи, чтобы исключить посредников и упростить получение госуслуг для граждан.

Орешкин назвал важным влияние на деловой климат качества работы подведомственных служб: Росреестра, Росаккредитации, Росимущества, Роспатента. «Задача по всем направлениям – стремиться к минимизации прямых контактов заявителей и чиновников, применять экстерриториальные принципы работы, добиваться цифровизации получения госуслуг. Будем анализировать возможность внедрения новых технологий, в том числе, например, технологии blockchain», — сказал министр.

Справка
Из доклада Минэкономразвития об итогах 2016 года и планах на 2017:

Раздел: Развитие МФЦ и повышение качества предоставления государственных услуг

Ключевые результаты 2016 года:

— В части предоставления государственных услуг по экстерриториальному принципу проведена работа по обеспечению возможности предоставления федеральных государственных услуг в любом подразделении соответствующего ведомства вне зависимости от места проживания или регистрации заявителя (экстерриториальный принцип).

• По состоянию на 1 января 2017 года на территории Российской Федерации создано 2752 МФЦ по представлению государственных и муниципальных услуг (31 983 окна), 10 199 территориально обособленных структурных подразделений (ТОСП) (11 807 окон), 312 офисов на базе привлекаемых организаций (392 окна). Показатель охвата населения «одним окном» на указанную дату составляет 96% от общей численности населения Российской Федерации.

— В МФЦ предоставлено более 93 миллионов услуг, т. е. свыше 300 тысяч услуг в день. Уровень удовлетворенности граждан качеством предоставления государственных услуг по результатам исследования составил 82,9%.

• Утверждены методики внедрения фирменного стиля и проведения мониторинга (контрольных закупок).

• Совместно с МВД России продолжена работа по организации предоставления услуг по выдаче паспортов граждан Российской Федерации, в том числе загранпаспортов старого образца, а также замене водительских удостоверений в каждом МФЦ.

• Оценено качество предоставления более 10 млн государственных услуг посредством СМС-опросов, терминальных и иных устройств, расположенных в местах предоставления государственных услуг, а также в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (сайт «Ваш контроль» и Единый портал государственных и муниципальных услуг).

• На сайте «Ваш контроль» оставлено 142 тысячи отзывов.

— Кроме того, по результатам применения системы оценки в 2016 году органами, на которые распространено действие постановления No 1284, представлена информация о том, что к дисциплинарной ответственности были привлечены восемь руководителей территориальных органов Росгвардии и четыре руководителя территориальных органов МВД России.

• В целях повышения качества предоставления государственных услуг гражданам и в соответствии с пунктом 5 распоряжения правительства Российской Федерации от 21 апреля 2016 г. No 747-р в правительство РФ внесен законопроект «по жизненным ситуациям», предусматривающий возможность получения в МФЦ нескольких государственных (муниципальных) услуг посредством подачи единого заявления (комплексного запроса). Таким образом, планируется, что заявитель при обращении в МФЦ подает один комплект документов, заполняет одно заявление и приходит только для получения результатов всех необходимых ему услуг. Все необходимые действия, включая составление и подписание заявлений, выполняет МФЦ.

Основные задачи на 2017 год:

• Осуществление мониторинга и координации дальнейшей реализации планов-графиков ведомств по обеспечению предоставления государственных услуг по экстерриториальному принципу.

• Обеспечение возможности организации предоставления государственных услуг МВД России во всех МФЦ, в том числе реализация возможности взаимодействия между МФЦ и МВД России в электронном виде.

• Дальнейшее распространение системы оценки на большее количество государственных услуг и на все объекты сети МФЦ субъектов Российской Федерации.

• Осуществление сопровождения законопроекта «по жизненным ситуациям», а также координация необходимой работы на федеральном уровне, в том числе разработка необходимых подзаконных актов и подготовка необходимой методической базы для реализации законопроекта работниками МФЦ.