Глобальные тренды и перспективы научно-технического развития РФ — доклад ВШЭ

212

Доклад «Глобальные тренды и перспективы научно-технического развития Российской Федерации» был подготовлен группой авторов из Высшей школы экономики к XVIII Апрельской международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества, прошедшей 11 – 14 апреля 2017 г. в Москве.

В ходе подготовки доклада авторы использовали разработанную Высшей школой экономики систему интеллектуального анализа больших данных в сфере науки, технологий и инноваций FORA (с помощью системы проведён «углубленный анализ огромного массива научных публикаций, прогнозных и аналитических материалов ведущих научных центров, международных организаций и консалтинговых компаний) и «старались скоординировать своё видение с недавно утвержденной Стратегией научно-технологического развития Российской Федерации (стратегия).

В докладе глобальные тренды научно-технологического развития Российской Федерации выявляются и рассматриваются через призму изменяющих внешние условия мегатрендов (крупномасштабные долгосрочные экономические, социальные, технологические и природные сдвиги глобального характера, которые влекут за собой радикальные изменения условий жизни и деятельности человека, развития экономики и общества): от демографических трансформаций до формирования новой парадигмы научно-технологического развития.

Мегатренд, связанный с демографическими и социальными трансформациями общества, характеризуется увеличением ожидаемой продолжительности здоровой жизни, нарастанием процессов урбанизации, ростом процессов международной миграции, усилением социального неравенства и изменением ценностей и образа жизни.

Для нивелирования негативных последствий процессов урбанизации авторами предлагается внедрять «умные» технологии в городскую среду.

Увеличение продолжительности жизни потребует применения технологий, способствующих активному образу жизни и занятости людей старших возрастов («серебряная экономика»), продуктов и услуг высокотехнологичного здравоохранения и персонализированной медицины.

Изменение общественных и индивидуальных ценностей и образа жизни может привести к изменению модели потребления вследствие цифровизации общества, экологизации экономики и развития «экономики совместного потребления» (коллективное использование товаров и услуг, аренда вместо владения).

По мнению авторов, для России в данном мегатренде угрозой является неравномерный доступ регионов и социальных групп к передовым технологиям, в том числе к высокотехнологичной медицине, а также низкий уровень участия граждан в непрерывном образовании. Устранение данных угроз возможно через повышение доступности и качества медицины, повышение качества жизни отдельных групп населения и развитие удалённых территорий за счет цифровизации экономики и образования.

В экономике мегатренд выражается в трансформации традиционных и возникновении новых глобальных цепочек создания стоимости в связи с изменением соотношений между факторами производства в пользу капитала знаний и относительным снижением стоимости материальных ресурсов. Глобализация экономических связей и распространение новых технологий приведёт к тому, что глобальные цепочки создания стоимости будут концентрироваться вокруг центров создания знаний, возрастёт значение «умной специализации» стран и регионов на базе имеющихся научно-технических заделов.

Учитывая отставание России в ряде отраслей экономики, особое значение будет иметь реализация возможностей создания новых производств на базе принципиально новых технологических и организационных инноваций и формирования связанных с ними технических регламентов и стандартов, опережающих сложившуюся международную практику.

Формирование мегатренда, связанного с трансформацией геополитической ситуации и систем глобального управления, обеспечивается переходом к многополярности и усилением борьбы государства за сферы влияния, ростом региональной нестабильности и обострением мировых проблем безопасности, в том числе в сфере кибербезопасности. Задача России состоит в наращивании участия и обеспечения лидерства России в интеграционных объединениях, установлении конструктивного и взаимовыгодного сотрудничества с новыми игроками на глобальной геополитической арене, активном участии в реформировании системы глобального управления, международных торговых и экономических институтов.

Мегатренд, характеризующийся формированием новой парадигмы научно-технологического развития, является следствием конвергенции и проникновения во все сферы жизни ИКТ, искусственного интеллекта, робототехники, биотехнологий, электроники нового поколения. Значимым фактором перехода на новую парадигму становятся масштабная цифровизация экономики, затрагивающая сферу научных исследований и оказывающая непосредственное влияние на развитие новых методов и технологий их проведения (моделирования, обработки больших данных, роботизации экспериментов, сетевых инструментов анализа и обмена научно-технической информацией).

Правовые и этические рамки будут все сильнее ограничивать распространение отдельных достижений в области медицины, биотехнологий, робототехники, искусственного интеллекта и др. Индустриальная революция будет сдерживаться ресурсными ограничениями, в том числе финансовыми, которые могут возникнуть из-за изменения государственных приоритетов в части поддержки перспективных исследований и разработок.

По мнению авторов доклада, для России дополнительной угрозой является недостаточный спрос бизнеса на результаты научных исследований и разработок, низкий уровень интеграции в глобальные тренды, ограничения на внедрение отдельных перспективных технологий (ГМО-продукты, клонирование и др.).

В докладе рассматриваются два вероятных сценария научно-технологического развития России – «Техническая адаптация» и «Технологический рывок», – соответствующие сценариям стратегии.

Сценарий «Техническая адаптация» предполагает продолжение сложившейся линии на масштабный импорт технологий и фрагментарное развитие исследований и разработок, интегрированных в мировую науку, но занимающих в ней подчиненное положение.

Необходимость технологического перевооружения и модернизации может привести к усилению зависимости и от импорта, причем в долгосрочной перспективе из-за дефицита финансовых ресурсов и квалифицированных кадров, возможных ограничений доступа к лучшим технологиям и оборудованию усилятся риски утраты важных технологических компетенций в традиционных областях и их отсутствия в возникающих. Роль государства как основного источника финансирования исследований и разработок останется доминирующей, при этом наукоёмкость экономики не удастся повысить.

Реализация сценария предусматривает продолжение институциональных преобразований в сфере науки. Их основные направления – реструктуризация её государственного сектора (проведение оценки результативности деятельности научных коллективов и организаций, введение новых организационных и организационно-правовых форм, переход на преимущественно конкурсное адресное финансирование инициатив и центров превосходства, ведущих организаций и коллективов, демонстрирующих высокую продуктивность деятельности и значимые результаты при реализации отобранных научно-технологических приоритетов и проектов полного цикла). Развитие материально-технической базы науки следует осуществлять через расширение сети центров коллективного доступа, укрепление корпоративного сектора науки, реализации на территории России крупных научных проектов.

Должны быть созданы стимулы для зарубежных компаний по локализации на территории России производственных и технологических структур, основанных на современных технологиях.

Реализация сценария «Технологический рывок» приведет к достижению лидерства страны по отдельным направлениям развития науки и технологий и формированию комплексной национальной инновационной системы, будет создан механизм наращивания и использования капитала знаний, что, в свою очередь, приведёт к ускоренному росту ВВП.

Сценарий предполагает поддержку организаций и предприятий-лидеров на традиционных и новых глобальных рынках знаний, технологий, высокотехнологичной продукции, интеграцию в крупные международные альянсы. Для этого необходимо развитие существующих и создание новых пакетов инструментов стимулирования спроса на инновации, регулярный мониторинг и оценка их эффективности.

Ресурсы государства и его финансовые инструменты должны быть целевым образом переориентированы на те области (проекты), где создаются охраноспособные научно-технические результаты, качественные конкурентоспособные продукты и услуги на их основе. Необходимо перевести в практическую плоскость инструменты разделения и страхования рисков, комфортного налогообложения, создания сетевых коммуникационных площадок, расширение открытого доступа к необходимой информации, в том числе на основе улучшения качества и повышения эффективности государственных информационных систем до мирового уровня.

Основное условие реализации сценария – поэтапное увеличение затрат на исследования и разработки с 1,1% ВВП в 2015 году до 2,1% ВВП к 2030 году: государство должно увеличить затраты на науку в 2,4 раза в сопоставимых ценах, бизнес – в 5,3 раза. В этом случае коммерческий сектор станет основным заказчиком и спонсором инноваций.

Залог успеха реализации сценария – в тиражировании историй успеха, расширении когорты инновационных предприятий, легитимизации инновационной деятельности в качестве основы для успешного ведения бизнеса.