Формируя цифровое пространство: о результатах работы ЕЭК за 2017 год

Этот период был во многом прорывным. Евразийский экономический союз вышел на траекторию устойчивого экономического роста, выстроил внешнеторговые приоритеты и приступил к цифровой трансформации единого пространства. Это результат слаженной работы национальных органов власти, интеграционных структур ЕАЭС (Комиссии, Совета ЕЭК, Межправительственного и Высшего советов) и бизнес-сообщества.

Заметно увеличились основные показатели экономики стран Союза. ВВП ЕАЭС по сравнению с прошлым годом вырос на 1,8%, объем взаимной торговли – на 26,1% и внешней – на 24,4%, уровень конвергенции повышается.

Считаю, что еще более значительных экономических успехов мы сможем добиться благодаря совместной цифровой политике. Президенты стран ЕАЭС утвердили Основные направления реализации цифровой повестки до 2025 года. Цифровая трансформация изменяет устоявшееся положение дел в экономике, это аналогично глобальной электрификации -30-х годов.

Программа цифровизации ЕАЭС – «план ГОЭЛРО-2» – предоставляет новые возможности для всех и требует глубокой синергии стран Союза. Реализация будет идти в двух форматах: проведение согласованной политики и совместная реализация цифровых проектов.

В Комиссии начал работу цифровой проектный офис, который будет оценивать и продвигать предлагаемые идеи.

Реализуя совместную цифровую повестку, мы сможем сформировать евразийские цифровые экосистемы, создать партнерства на глобальном, региональном и отраслевом уровнях, совместно выйти на международную арену, участвовать в формировании глобальных стандартов и правил регулирования на цифровых рынках.

На использование цифровых технологий и создание «таможни будущего» ориентирован и Таможенный кодекс ЕАЭС, работа над которым была закончена в 2017 году. С 1 января 2018 года таможенные службы стран Союза работают по новому кодексу. Документ разработан на основе самых современных подходов к таможенному администрированию.

Цифровизация существенно упростит и процесс устранения барьеров на внутренних рынках Союза. В прошедшем году было ликвидировано 13 препятствий. Сформирована «дорожная карта» на 2018-2019 годы по устранению изъятий и ограничений.

Важной вехой 2017 года стал запуск в ЕАЭС общих рынков лекарств и медицинских изделий, которые обеспечивают в наших государствах по общим правилам свободное движение безопасных, эффективных и качественных препаратов.

Мы приняли шесть технических регламентов ЕАЭС, ряд важных решений в сферах финансовой политики и торговли, промышленности и агропромышленного комплекса, транспорта и энергетики, активно защищали производителей из стран Союза от попыток демпинга со стороны зарубежных компаний.

Особое внимание было уделено выстраиванию взаимовыгодных отношений с торговыми партнерами. Мы рассматриваем внешнеэкономическую повестку как возможность расширить рынки сбыта для товаров и услуг из стран Союза и импортировать современные технологии, привлечь инвестиции. Были подведены первые итоги работы зоны свободной торговли между ЕАЭС и Вьетнамом. Экспортные поставки товаров стран ЕАЭС во Вьетнам выросли на 39,5% по сравнению с 2016 годом, импорт вьетнамской продукции увеличился на 34,7%.

Президенты государств-членов выделили еще семь приоритетных переговорных треков. В этот список вошли 6 стран, с которыми ЕАЭС намерен сформировать зоны свободной торговли: Иран, Израиль, Сингапур, Сербия, Индия и Египет. Также планируется подписать Соглашение о торгово-экономическом сотрудничестве с Китаем, содержательные переговоры по которому уже завершены.

У нас есть фундамент – Договор о Союзе и план работ до 2025 года по всем направлениям, но мы находимся в постоянном развитии существующей модели ЕАЭС, совершенствуем формы и механизмы эффективного согласования интересов наших стран, остаемся самокритичными и намерены повышать внутреннюю эффективность Комиссии. Искреннее считаю, что с каждым годом Комиссия накапливает интеграционную мудрость, уникальные компетенции и готова принять на себя больше ответственности.

Об авторе: Тигран Саркисян, председатель Коллегии Евразийской экономической комиссии.

Источник