Facebook и Google манипулируют европейскими пользователями, не давая им воспользоваться GDPR – исследование

Норвежский комитет защиты прав потребителей (The Norwegian Consumer Councils) выпустил на этой неделе исследование, в котором показал, как Facebook и Google с помощью хитрого дизайна, тенденциозных настроек конфиденциальности по умолчанию и тактики «прими это или оставь (соцсеть)» склоняют пользователей к тому, чтобы они делились огромным количеством информации о себе. По мнению авторов исследования, компании дали пользователям лишь иллюзию контроля над данными.

После вступления в силу новых европейских правил защиты данных (GDPR) пользователи интернет-сервисов столкнулись с новыми настройками конфиденциальности, которые предлагаются им посредством многочисленных всплывающих сообщений. Комитет защиты прав потребителей Норвегии проанализировал обновления конфиденциальности компаний.

«Анализ показал, что компании мало настроены предоставлять пользователям фактический выбор», – говорится на сайте организации.

Основные направления для манипуляций исследователи увидели в следующем.

Настройки по умолчанию
Пользователи редко меняют настройки, установленные по умолчанию. Во многих случаях как Facebook, так и Google устанавливают наименее конфиденциальный вариант.

Хитрый дизайн
Возможность поделиться с компанией персональными данными и получать целевую рекламу представляются исключительно полезными. Формулировки при этом составлены так, что пользователю указывается на угрозу утраты функциональности, в случае отказа поделиться данными. Ключевая информация опускается или значительно преуменьшена, нет возможности отложить принятие решений.

Пример всплывающего окна в Google

Например, Facebook предупреждает всех, кто хочет отключить распознавание лиц, что компания «не сможет использовать эту технологию, если незнакомец использует вашу фотографию и отмечает на ней вас».

Путаница
Для получения пользователем большей конфиденциальности требуется значительно больше кликов, при этом часто опция вообще скрывается.

Иллюзия выбора
Компании скрывают, что пользователи имеют очень мало вариантов настройки приватности, выбора фактически нет, общий обмен их данными уже ими одобрен самим фактом использования сервиса.

Комитет обратился к европейским органам по защите данных с просьбой изучить, соответствует ли деятельность компаний правилам GDPR и законам США.