Евросоюз принял решение регулировать Uber как транспортную, а не IT-компанию

Европейский суд в среду 20 декабря признал Uber – онлайн-сервис заказа такси через мобильное приложение – транспортной компанией, отныне её услуги должны соответствовать тем же требованиям, которые предъявляются к обычным такси, пишет Bloomberg.

В транспортной сфере отдельные страны Евросоюза обладают широкой свободой в установлении собственных правил регулирования деятельности компаний, поэтому решение европейского суда может иметь для Uber разнообразные последствия. Компания может столкнуться с повышенными требованиями регуляторов во всех 28 странах-членах ЕС — и даже, возможно, с запретом своей деятельности в отдельных странах.

Это решение, отмечает также Bloomberg, может привести к дальнейшим расследованиям против других «цифровых» компаний. Так, к примеру, парижские регуляторы уже рассматривают сервис аренды жилья Airbnb скорее как гостиничную услугу, а построеный по принципу Uber британский сервис доставки еды из ресторанов Deliveroo находится в центре внимания государственных органов, которые озаботились тем, что Deliveroo, в отличие от не-«цифровых» компаний, не проявляет должной заботы о здоровье наёмных работников.

Согласно вердикту Европейского суда, следует рассматривать использование компанией Uber нелицензированных водителей в качестве таксистов как нарушение транспортных законов. По мнению судей ЕС, «самая важная часть бизнеса Uber – это подача транспорта, а контакт пассажиров и водителей через приложение на смартфоне, это вторично, — сказала Рейчел Фарр (Rachel Farr), старший юрист юридической компании Taylor Wessing. — Без транспортных услуг бизнес не будет существовать».

«Это решение не изменит ситуацию в большинстве стран ЕС, где мы уже действуем в соответствии с законодательством о транспорте, — заявила Uber в связи с решением европейского суда. — Тем не менее, миллионы европейцев по-прежнему не могут использовать такие приложения, как наши».

Американский стартап Uber, напомним, вышел на рынок в 2010 году — и быстро превратился в международный сервис. Являясь конкурентом традиционных компаний-перевозчиков, Uber постоянно сталкивается с претензиями с их стороны, со стороны государственных регуляторов, таксистов, различных организаций по всему миру.

Работает Uber и в России. Но регулируется его деятельность отнюдь не так, как в Европе.

При объединении Uber и «Яндекс» ФАС в ноябре 2017 заявила, что компании работают на «рынке организации информационного взаимодействия водителей и пассажиров такси». ФАС согласовала ходатайство «Яндекса» и Uber о заключении соглашения о создании совместного предприятия-агрегатора такси с выдачей предписания не устанавливать запрет для партнеров, водителей и пассажиров на работу с иными агрегаторами услуг такси.

Однако ситуация может измениться, и Uber, равно как и другие «цифровые» компании, лишат особого положения не только в Европе, но и России тоже.

Об агрегаторах, объединяющих предложения множества продавцов товаров и услуг, которые часто не обеспечивают качество предоставляемых потребителю услуг, шла речь в апреле на заседании президиума Госсовета по вопросу «О национальной системе защиты прав потребителей». По итогам заседания президентом даны поручения с целью защитить права потребителей интернет-сервисов. В соответствии с этими поручениями в августе 2017 утверждена «Стратегия государственной политики Российской Федерации в области защиты прав потребителей на период до 2030 года», в ней сказано, что «защита прав потребителей приобретает решающее значение для формирования справедливого, прозрачного и конкурентного, основанного в том числе на применении современных цифровых технологий, рынка Российской Федерации».

Из «Стратегии…»

В сфере продажи потребительских товаров и оказания отдельных видов услуг посредством сети «Интернет» стала очевидной проблема неурегулированности деятельности так называемых агрегаторов, то есть субъектов предпринимательской деятельности, которые, формально не являясь реальными продавцами товаров или исполнителями услуг, выступают в качестве непосредственных получателей денежных средств от потребителей в счёт оплаты тех товаров (услуг), информация о которых в значительных масштабах (объёмах) аккумулируется агрегаторами на своих ресурсах (сайтах в сети «Интернет»).

С апреля 2017 на рассмотрении Госдумы находится законопроект, которым устанавливаются обязанности агрегаторов такси и особенности осуществления их деятельности. Однако он пока не прошел ни одного чтения.

Документом, в частности, вводится обязанность публичного раскрытия информации агрегаторов о своей деятельности, предлагается установить запрет передачи агрегаторами заказов на выполнение пассажирских перевозок лицам, не имеющим законных оснований на оказание соответствующих транспортных услуг. Также вводятся обязанность агрегаторов хранить базы данных и размещать технические средства обработки информации о заказах на территории Российской Федерации и обязанность иностранных агрегаторов осуществлять деятельность на территории России через филиал, зарегистрированный в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Вообще же о необходимости отрегулировать деятельность таких сервисов, как «Яндекс.Такси», Gettaxi и Uber, речь идёт как минимум два с половиной года.

В заключение напомним, что антимонопольная служба ЕС занимает жёсткую позицию по отношению к «цифровым» монополистам. Так, ранее в этом году Еврокомиссия наложила штраф на Google в размере 2,4 миллиарда евро за антимонопольные нарушения — манипулирование результатами поисковой выдачи. Параллельно идёт расследование в отношении Google из-за злоупотребления компании доминирующим положением Android на рынке мобильных операционных систем.

Евросоюз имеет также серьёзные налоговые претензии к Apple, Amazon, Microsoft, Facebook и др.

ВАШ КОММЕНТАРИЙ:

Please enter your comment!
Please enter your name here

двадцать + 7 =