Если пузыри надувают, они обязательно когда-нибудь лопнут

«Проблема цитат в сети Интернет заключается в том, что люди безоговорочно верят в их подлинность».
В. И. Ленин

От редакции

Статья доктора философских наук, профессора Владимира Шалака демонстрирует существование проблемы не просто малоизученной, а такой, о существовании которой даже «опытный» пользователь Интернета в массе своей не подозревает.

Сегодня для овладения доверием людей нет нужды подобно Демосфену годами тренироваться в произнесении речей перед толпой, достаточно обзавестись в достаточном количестве социально-сетевыми роботами и со знанием дела управлять ими – а уж роботы, замаскированные под людей, станут управлять людьми. Властителями дум ботам, конечно, не быть, но этого и не требуется: они предназначены на роль панурговского барана, вслед за которым за борт прыгает стадо. Роботы привлекают внимание толпы к предмету, на который указывает их хозяин, и толпа более или менее послушно на него устремляется. То, что сам предмет может быть мнимым, лишь демонстрирует потенциал такой робототехники – сетевая толпа оказывается послушной без всяких СМИ и пр. традиционных методов манипулирования общественным мнением.

Шалак показывает это, несмотря на публицстичный стиль изложения, вполне строго.

Считаем важным отметить следующее. Во-первых, «накачка» ботами популярности (измеряемой числом последователей) тех или иных аккаунтов в социальной сети (Twitter выбрана из-за того, объясняет Шалак, что её API позволяет получить существенно больше данных по сравнению с Facebook) свойственна всем основным Twitter-аккаунтам более или менее влиятельных СМИ. Это происходит и с аккаунтами премьер-министра, основных телеканалов и новостных агентств – в тексте приведен список аккаунтов, проанализированных автором.

Во-вторых, вообще не имеет значения, кого именно в социальных сетях сопровождают боты. Хозяева внедряют их, в рамках аналогии с панурговым бараном, во все стада на всех кораблях, т.е. во все аккаунты, через которые можно влиять на возможно большее количество людей. (Автор сам пишет об этом в предпоследнем абзаце, тем не менее мы сочли необходимым ещё раз отметить это специально.)

В-третьих, и это главное, продемонстрированное в тексте исследование социально-сетевых ботов и методов их использования не даёт представления о целях тех, кто их создал и распространил, т.е. надул из них, в терминологии автора, «пузырь», способный с непредсказуемыми для нас последствиями в любой день «лопнуть». Это не значит, однако, что владельцев ботов нельзя идентифицировать с определённой точностью, и что им нельзя противодействовать – просто эта тема находится за рамками статьи.

Несерьезная преамбула

Все началось с чепухи, а случилась эта чепуха год назад, в октябре 2014.

Будучи твиттерянином и пребывая в скверном осеннем настроении духа, обнаружил в ленте твит, в котором автор благодарил фолловеров за то, что их теперь у него 200 тысяч, и обещал и далее держать нос морковкой, а хвост пистолетом.

Все бы ничего, но автором твита был один из наших губернаторов, бывший оппозиционер-гайдаровец, получивший в управление губернию, куда более полутора веков назад «кровавый царский режим» сослал А. И. Герцена. В первый же год управления этот губернатор-гайдаровец прославился тем, что к приезду высокого московского начальства приказал заасфальтировать железнодорожный переезд в городе, дабы зады начальства остались довольны качеством дорог, по которым их повезут. Потом было много других глупостей. Если кому интересно, то Google в помощь.

За что ж ему такая радость – 200 тысяч фолловеров? Неужели за такие твиты?

  • «Дилемма. Что почитать перед сном?»
  • «Туманное утро… Хорошего дня всем!»
  • «Бабье лето продолжается. Всем успешной трудовой недели!»

Губернатор

Его личный аккаунт был создан 18.01.2010 и за 4 года и 9 месяцев набрал 200 тысяч фолловеров, в среднем по 3500 в месяц. При этом за последние 5 месяцев прирост составил 30 тысяч, т.е. в среднем по шесть тысяч в месяц, или по 200 в день.

График роста фолловеров с января по октябрь 2014 выглядел следующим образом.

puzyr-1

Он хорошо аппроксимировался двумя прямыми с мая по конец августа и с конца августа по конец октября. Нельзя не заметить, что в конце августа интенсивность накачки губернатора новыми фолловерами возросла.

Подозревать в накрутке самого губернатора – глупо. Он хоть и гайдаровец, но не похож на подростка из разряда ботоводов или любителей хештегов типа #followback.

Вполне естественно возник вопрос, кому еще повезло с такой накруткой? Оказалось, что наш губернатор не одинок. Наибольший интерес вызвали аккаунты электронных СМИ.

MeduzaProject

Аккаунт @meduzaproject создан 11.09.2014. В настоящее время у него 244 537 фолловеров, т.е. в среднем за сутки прибавлялось по 635 новых.

На следующем графике по горизонтальной оси отложены даты создания аккаунтов фолловеров «Медузы», а по вертикальной оси – накопленное их количество. Красная вертикальная линия соответствует дате создания @meduzaproject и делит все аккаунты фолловеров на более старые и более новые.

puzyr-2

В следующей таблице приведена статистическая информация о наименее активных фолловерах «Медузы», ленты которых содержат не более трех твитов. Такие аккаунты будем называть спящими. Таблицу мы тоже разделили на две половины, левая — для спящих аккаунтов, которые уже существовали до возникновения @meduzaproject, а правая — для появившихся позже.

до 11.09.2014после 11.09.2014
Твиты%N%N
06,6558049,579 360
13,3276013,722 000
22,420406,510 400
Итого12,310 38069,6111 760

Среди ранее существовавших процент спящих аккаунтов составляет 12,3%, что количественно равно 10 380. Среди новых аккаунтов процент спящих составляет уже 69,6%, а количественно — 111 760. Левая половина таблицы просто замечательна по своему смыслу, который заключается в том, что жили-были в Твиттере 10 380 спящих аккаунтов, не замеченных ни в какой активности. Дремали себе и дремали, никого не трогали. И вдруг, как Афродита из пены, появляется «Медуза». Они сразу просыпаются, подписываются на нее и опять впадают в спячку. Возможно ли такое?

Русская служба BBC

Аккаунт @bbcrussian создан 16.12.2008. В настоящее время у него 653 344 фолловера. Из них спящих — 59,1% (386.160).

На следующем графике по горизонтальной оси отложены даты создания аккаунтов фолловеров BBC, а по вертикальной оси – накопленное их количество.

puzyr-3

Стрелкой указана точка перелома плавной линии графика, которая соответствует дате 29.08.2014. Это в точности та же дата, когда произошел перелом линии на графике нашего губернатора.

Прирост новых фолловеров по дням представлен на следующей диаграмме, которая более наглядно показывает массовый характер данного явления.

puzyr-4

Статистическая информация о спящих аккаунтах до и после 29 августа 2014 приведена в таблице.

до 29.08.2014после 29.08.2014
Твиты%N%N
021,248 72051,0216 000
17,918 18016,067 860
23,683406,427 060
Итого32,875 24073,4310 .920

 

Радиостанция «Эхо Москвы»

Аккаунт @echomskru создан 22.08.2009. В настоящее время у него 778 031 фолловер. Из них спящих — 62,6% (487 320).

На накопительном графике прироста новых фолловеров опять замечаем перелом 29 августа 2014.

puzyr-5

Более наглядно этот перелом представлен на диаграмме прироста новых фолловеров по дням.

puzyr-6

Начиная с конца августа каждый день у @echomskru прибавляется в среднем по полторы тысячи фолловеров. Статистическая информация о спящих аккаунтах до и после 29 августа 2014 приведена в следующей таблице.

 до 29.08.2014после 29.08.2014
Твиты%N%N
024,763 78051,8269 820
17,920 34016,384 900
24,812 4806,936 000
Итого37,496 60075,1390 720

 

Телеканал «Дождь»

Аккаунт @tvrain создан 23.04.2010. В настоящее время у него 1.429.704фолловеров. Из них спящих — 59,3% (848.520).

Смотрим на накопительный график прироста. Если у «Эха Москвы» за прошедший год прибавилось 500 тысяч подписчиков, то у «Дождя» — порядка 800 тысяч. Как и ожидалось, перелом в скорости прироста произошел 29 августа 2014. В 2015 скорость прироста снизилась, но снизилась всего лишь до скорости прироста новых фолловеров у «Эха Москвы».

puzyr-7

По дням прирост новых фолловеров представлен на следующей диаграмме.

puzyr-8

Статистическая информация о спящих аккаунтах до и после 29 августа 2014 приведена в таблице.

 до 29.08.2014после 29.08.2014
Твиты%N%N
023,7128 28051,1454 680
18,847 52015,3136 440
24,222 4406,659 160
Итого36,7198 24073,0650 280

 

Дополнительная информация

Список аккаунтов СМИ, а также настоящих и фейковых аккаунтов публичных персон, которые накачиваются новыми фолловеровами, гораздо обширнее, чем перечисленный выше. Его можно значительно пополнить.

  • РИА Новости
  • Вести.Ru
  • Первый канал
  • НТВ
  • События дня
  • Lenta.ru
  • МУЗ-ТВ
  • ForbesRussia
  • Павел Воля
  • Алексей Навальный
  • Дмитрий Медведев
  • Президент России
  • Пeрзидент Роисси (фейк)
  • Алексей Кудрин
  • Алексей Венедиктов
  • и др.

Нет особого смысла приводить новые графики и диаграммы. Они лишь подтверждают то, что мы уже обнаружили.

Анализ

Что мы имеем?

1. В сети микроблогов Twitter зафиксирован резкий рост числа подписчиков у аккаунтов ряда СМИ и публичных персон.

2. Данный процесс начался ориентировочно 29 августа 2014 и длится уже 13 месяцев.

3. За это время, по самым скромным оценкам, было создано более миллиона спящих (имеющих не более двух публикаций в ленте) аккаунтов. Один такой аккаунт появлялся в среднем каждые 34 секунды. В некоторых случаях, на примере радиостанции «Дождь», частота появления новых аккаунтов доходила до пяти тысяч в день, т.е. один аккаунт появлялся в среднем каждые 17 секунд.

Люди или боты?

Каковы причины этого явления? Имеют ли они естественное происхождение или искусственное? При этом под естественным происхождением понимается то, что аккаунты были созданы обычными живыми людьми, а под искусственным, что они созданы автоматически с помощью специальных программ и этими же программами управляются.

Если посмотреть на приведенный выше список, то легко заметить, что в него входят практически все аккаунты, на которые Twitter предлагает подписаться при создании новой учетной записи. Может быть, в этом все дело? Т.е. обычные люди заходят в Twitter, регистрируют новую учетную запись и выбирают из предлагаемого списка, на кого подписаться. Так как всем предлагается один и тот же список, то отсюда и взрывной рост фолловеров у аккаунтов из этого списка.

На это можно возразить, что такие списки предлагались и год, и два года назад, а взрывного роста числа подписчиков не наблюдалось. К тому же 75% спящих фолловеров у «Эха Москвы» за последние 13 месяцев – это слишком много, поскольку это означает, что три из четырех подписчиков сразу после создания аккаунта впадают в спячку, даже не поиграв в ретвиты. Поверить в такое трудно.

Есть более тонкий и надежный способ опровергнуть гипотезу, что спящие аккаунты, созданные за последние 13 месяцев, управляются живыми людьми, а не программами. Заключается он в следующем.

Аккаунты в социальных сетях люди создают не только для того, чтобы читать ленты новостей, но и для того, чтобы писать свои сообщения и делать ретвиты. Это означает, что со временем процент спящих аккаунтов, у которых в ленте не более двух личных сообщений, должен уменьшаться.

Возьмем фолловеров «Эха Москвы», созданных за последние полтора года с 16.02.2014 по 27.09.2015, и разделим их на три одинаковые по временным интервалам группы:

  • с 16.02.2014 по 28.08.2014;
  • с 29.08.2014 по 15.03.2015;
  • с 16.03.2015 по 27.09.2015.

Если аккаунты управляются живыми людьми, то на сегодняшний день процент спящих аккаунтов в первой группе должен быть меньше, чем во второй, а во второй – меньше, чем в третьей.

Результаты оценки спящих аккаунтов представлены в следующей таблице.

Твиты16.02.2014 — 28.08.201429.08.2014 — 15.03.201516.03.2015 — 27.09.2015
028,3%50,8%53,6%
112,7%17,1%15,0%
27,5%7,3%6,4%
Итого48,5%75,2%75,0%

Как мы видим, спящих аккаунтов в первой группе действительно меньше, чем во второй на 27%, а во второй и третьей группах проценты равны в пределах статистической погрешности 0,2%.

Тем самым это опровергает гипотезу, что спящие аккаунты, созданные за последние 13 месяцев, управляются живыми людьми. Они находятся под управлением программ, т.е. являются ботами.

Ресурсы управления

Как уже говорилось, средний временной интервал между созданием двух новых аккаунтов, равен примерно 34 секундам. Но это лишь средняя оценка, так как в течение суток она сильно варьируется. Довольно часто время создание аккаунтов совпадает с точностью до секунды. Несколько примеров таких аккаунтов приведены в следующей таблице.

Дата созданияАккаунтТвиты
26.08.2015 22:03:22m8joebwvt8mp07n0
26.08.2015 22:03:22y3fiotllffzjjnq0
27.08.2015 18:00:54zlo_tahsa0
27.08.2015 18:00:54imohob1
27.08.2015 19:16:26alyamilena10
27.08.2015 19:16:26evgnech19860
28.08.2015 19:02:53gayanemkrtchya50
28.08.2015 19:02:53rimanastas0
29.08.2015 7:41:32ukrainka_lena0
29.08.2015 7:41:3289048615330nast0
29.08.2015 13:00:29anna20036714440
30.08.2015 13:00:29kq3jba1o7suzpdn0
28.08.2015 18:08:48qyymnsymhbnorbc0
29.08.2015 18:08:48sarzhanov_azama0

Так как процедура регистрации новых учетных записей в Twitter состоит из нескольких шагов и требует подтверждения по электронной почте, автоматическое порождение спящих аккаунтов в нашем случае должно быть сильно распараллелено.

Twitter своими методами борется с создателями фальшивых аккаунтов, отслеживая, в частности, IP-адреса. Поэтому невозможно с одного адреса круглые сутки изо дня в день в параллельном режиме создавать орды фальшивых аккаунтов. Требуется частая динамическая смена IP. Это налагает дополнительные требования на используемые программные ресурсы.

Дополнительно следует отметить, что порождение аккаунтов происходит в течение семи дней недели без выходных, но неравномерно в течение суток. Иными словами, этим может заниматься организация, функционирующая без выходных, но с девятичасовым рабочим днем.

Для чего это делается?

В сети Интернет есть много ресурсов, на которых можно купить фальшивые Twitter-аккаунты. Их создают для коммерческой продажи, а покупателями обычно выступают компании, занимающиеся рекламой своих или чужих товаров.

Если бы спящие аккаунты, которые мы обнаружили, создавались для коммерческой продажи, то со временем их процент уменьшался бы, чего мы не увидели на приведенном выше примере «Эха Москвы».

Следует понимать, что обнаруженное явление не является результатом чьего-то каприза. Если это происходит в таких больших масштабах, значит, это кому-то нужно, и этот кто-то готов вложить большие ресурсы в надежде в не столь отдаленном будущем возместить их в той или иной форме.

На ум сразу приходят «революции арабской весны», которые были прозваны «твиттерными». Вряд ли мы имеем дело с подготовкой информационных ресурсов к выборам президента в 2018. Ближайшие крупные выборы в России состоятся осенью 2016. Это будут выборы в Государственную Думу РФ. Вполне возможно, что мы имеем дело с подготовкой именно к ним. Если это так, то начавшаяся подготовка учитывает многие недочеты осени 2011, и мы должны быть готовы к началу сильнейшей информационной войны, которая начнется менее, чем через год.

Возможные сценарии

Следует ли серьезно отнестись к раздувающемуся пузырю Twitter-ботов?

Сами по себе они не несут никакой угрозы. Угрозу представляют лишь сценарии, в которых они могут быть задействованы.

Заранее хотим оговориться, что мы ни в чем не обвиняем и не подозреваем ни «Медузу», ни BBC, ни «Эхо Москвы», ни «Дождь». Если их будут использовать, то втемную.

Сегодня все социальные сети взаимосвязаны. Есть много весьма продвинутых онлайн-сервисов, которые позволяют управлять одновременно большим количеством аккаунтов и одно и то же сообщение публиковать одновременно и в Twitter, и в Facebook, и в Google+, и во «ВКонтакте», и в «Одноклассниках», и т.д. Эти сервисы позволяют, в частности,по ключевым словам отслеживать сообщения в ленте новостей и, модифицируя их тем или иным образом, публиковать в своей личной ленте. Даже если у вас небольшое количество фолловеров, добавляя подходящие хештеги, вы транслируете эти сообщения на гораздо более широкий круг пользователей.

Представим себе, что программы, управляющие ботами, будут настроены на такие ключевые слова – митинг, пикет, демонстрация, фальсификация, подтасовка, обман, арест, полиция, жулье, кремляди и др. Зная направленность редакционной политики «Медузы», «Эха Москвы», «Дождя», BBC и др., можно предположить, что в их лентах будут появляться сообщения, содержащие эти слова. Боты начнут их автоматически ретранслировать, добавляя теги типа #выборы, #дума, #кремль, #протест и др. Twitter просто взорвется такими сообщениями, которые будут одновременно опубликованы и в других социальных сетях. Само «Эхо Москвы» или «Дождь» не будут иметь к этому никакого отношения. Им будет всего лишь отведена роль создателей информационных поводов. Можно быть на 100% уверенными, а это мы видели на примере украинских событий, что на следующий день все западные СМИ со ссылками на социальные сети сообщат, что в России творится черт знает что. В свою очередь, об этом сообщат уже наши СМИ, и опять же подхватят и растиражируют социальные сети. Социальная шизофрения будет только нарастать.

Не станем дальше развивать этот сценарий, так как он всего лишь один из возможных. Есть и другие сценарии, более сложные, но ничуть не менее эффективные.

Закончить хочется словами – дай Бог, чтобы мы ошиблись, но, если пузыри надувают, они обязательно когда-нибудь лопнут.

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов, представленных в рубрике «Эксперты»

1 КОММЕНТАРИЙ

  1. «три из четырех подписчиков сразу после создания аккаунта впадают в спячку, даже не поиграв в ретвиты. Поверить в такое трудно.» -а вот я верю. Человеку создавать оригинальный твит лень, а ретвитить можно лишь в расчёте на знакомых фолловеров — откуда они возьмутся-то, если контент не создавать. Логичнее, по-моему, считать, что человек идёт в Твиттер за информацией и искать корреляцию между количеством фолловеров и степенью «регулирования» СМИ

Comments are closed.